О признании незаконным перевода нежилого помещения в жилое



Дело № 2-64/2012                                                                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» мая 2012 года

          Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре Кониной Л.Д.,

с участием: помощника прокурора Юрлинского района Копытовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Юрлинского муниципального района, Акберову Бинямину Короглы оглы о признании незаконным перевода нежилого помещения в жилое,

у с т а н о в и л:

Прокурор Юрлинского района обратился в суд с данным иском, указывая, что прокуратурой проведена проверка законности перевода нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое. В результате проверки установлено, что собственником двухэтажного кирпичного здания общей площадью <данные изъяты> кв.м. (нежилого) по указанному адресу, на основании договора купли-продажи от 03.04.2007 года являлся гражданин Акберов Б.К.о. Здание на основании договора аренды использовалось для производственной деятельности и проживания иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности на территории района, ИП Г*

24.02.2011 года уведомлением главы администрации Юрлинского района Мелехина А.Л., на основании заявления Акберова Б.К.о. о переводе здания из нежилого в жилое, помещение переведено из нежилого в жилое. 01.03.2011 года зав. отделом архитектуры и строительства администрации Юрлинского района В* выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства - двухэтажного кирпичного административного здания под общежитие, за № «, с общей площадью жилых помещений - <данные изъяты> кв.м. 07.04.2011 года Акберовым Б.К.о. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный объект.

При переводе данного помещения из нежилого в жилое были допущены нарушения ст.ст. 22, 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих условия и порядок данного перевода, п.п. 42, 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указывающих на необходимость создания комиссии для оценки соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Из заключения привлечённого к проверке специалиста-эксперта Коми-Пермяцкого территориального Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю П* следует, что на территории общежития в радиусе 100 метров находится производственная база (пилорама), что является нарушением требований СанПин, ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно информации начальника ОНД по Юрлинскому району С*, здание не соответствует требованиям пожарной безопасности, имеют место многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.

В указанном здании проживают иностранные граждане, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности, которые пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации. Проживание в помещении, не соответствующем требованиям жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в непосредственной близости с производственным объектом (пилорамой), создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью проживающих в нём лиц.

Прокурор просит признать незаконным вышеуказанные решения администрации Юрлинского муниципального района и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности за Акберовым Б.К. на жилое помещение - общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Юрлинского района Копытова Н.А. настаивает на требованиях заявления по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что иностранные граждане проживали в указанном здании с 2009 года, когда оно имело статус нежилого помещения. Прокуратурой района периодически проводились проверки, выявлялись нарушения и принимались соответствующие меры прокурорского реагирования. После перевода из нежилого помещения в жилое проверки проводились именно на предмет соответствия данного помещения жилому. Никаких действий по реконструкции помещения при переводе помещения в жилое со стороны ответчика не производилось. Все нарушения продолжают иметь место и в настоящее время.

Представитель ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В судебном заседании 19 апреля 2012 года представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что в указанном помещении и до перевода его в жилое проживали иностранные граждане, и данное обстоятельство не могло повлиять на нарушение их прав и интересов на законное жилье, предусмотренных Конституцией РФ.

Соответчик Акберов Б.К. в судебное заседание не явился. Направленные ему почтой документы возвращены в суд с отметкой: «истёк срок хранения». Указанное расценивается судом как надлежащее извещение соответчика о месте и времени судебного заседания.

Выслушав прокурора, допросив специалистов, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Начальник ТП УФМС России в Юрлинском районе М* суду пояснила, что на территории данного объекта иностранные граждане проживают с 2008 года. В первом квартале 2012 года зарегистрировано 15 человек. Все они зарегистрированы в указанном здании по месту пребывания. Для регистрации по месту пребывания не важен статус помещения, регистрация производится по месту нахождения объекта работы.

Ведущий специалист-эксперт Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю П* суду пояснил, что в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая создается в этих целях органом местного самоуправления. В соответствии с п.42 названного Постановления комиссия на основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, а также место положения жилого помещения. Межведомственной комиссии при переводе нежилого помещения по адресу: <адрес> в жилое администрацией создано не было. Данный вопрос был решен единолично, без приглашения специалистов. Роспотребнадзор со своей стороны такого разрешения не давал. На территории общежития в радиусе 100 метров находится производственная база - пилорама, что является нарушением СанПин.

Специалист - начальник отделения надзорной деятельности по Юрлинскому району С* суду пояснил, что объект по адресу: <адрес> состоит из двух частей: производственной базы и здания общежития. С 2010 года по настоящее время там неоднократно проводились поверки. При проверках было обнаружено множество нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Нарушения, которые были выявлены, не устранены до настоящего времени. При общении с собственником здания Акберовым тот показывает свидетельство о праве собственности на здание. При привлечении к административной ответственности сразу спрашивает сумму штрафа.

Заведующий отделом архитектуры и строительства администрации Юрлинского муниципального района В* суду пояснил, что им было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - здания по адресу: <адрес>. Учитывая, что здание соответствовало жилому помещению по нормам освещённости, высоте потолков, площади, застеклению, им единолично, без привлечения специалистов было принято решение о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства, хотя фактически никакой реконструкции не было.

Согласно уведомлению о переводе нежилого помещения в жилое, выданному                   24 февраля 2011 года администрацией Юрлинского муниципального района Акберову Б.К., решено перевести нежилое помещение по адресу: <адрес> (административное здание ПМК-10) в жилое в целях использования помещения в качестве общежития.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 01 марта 2011 года № “”, выданному Акберову Б.К., отдел по делам архитектуры и строительства администрации Юрлинского муниципального района разрешает ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства - двухэтажного кирпичного административного здания под общежитие, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 07 апреля 2011 года, за Акберовым Бинямином Короглы оглы зарегистрировано право собственности на двухэтажное здание общежития, назначение: жилое, постоянного проживания, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, находящееся по адресу: <адрес>.

Из информации Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 05 марта 2012 года следует, что на территории общежития по адресу: <адрес> в радиусе 100 метров находится производственная база (пилорама), что является нарушением п.7.1.5. (класс четвёртый - санитарно-защитная зона 100 метров п.2 изменений №2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»), ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требования, предъявляемые к общежитиям, не соблюдаются, что является нарушением СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений». Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья проживающих, угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно информации начальника ОНД по Юрлинскому муниципальному району С* от 06 марта 2012 года при проведении проверки в здании общежития по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствие прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, наличие глухих металлических решёток в коридоре 1-го этажа и складском помещении кухни, под лестничной клеткой допускается складирование горючих материалов, здание не оборудовано первичными средствами пожаротушения, двери эвакуационного выхода на первом этаже заколочены, из здания со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход, электропроводка и электрооборудование находятся в аварийном состоянии, допускается проживание людей на территории производственного объекта и т.д.

Согласно ч.1 ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет помимо заявления, правоустанавливающих документов и технического паспорта, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п.п.42, 43 указанного Постановления комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п.7.1.5. Обработка древесины. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» при лесопильном производстве санитарно-защитная зона должна составлять 100 метров.

Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Таким образом, судом установлено, что перевод нежилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, в жилое был произведён администрацией Юрлинского муниципального района с нарушением установленного законом порядка такого перевода. А именно: не была создана комиссия для оценки соответствия указанного помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Фактически, как при переводе данного помещения в жилое, так и в настоящее время, оно не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В непосредственной близости от общежития находится производственная база - пилорама, что нарушает нормы санитарного законодательства. При проверке здания на предмет соблюдения требований пожарной безопасности были выявлены многочисленные нарушения указанных требований: наличие глухих металлических решёток на окнах, складирование горючих материалов под лестничной клеткой, отсутствие первичных средств пожаротушения, отсутствие прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, нахождение в аварийном состоянии электропроводки и электрооборудования, отсутствие второго эвакуационного выхода со второго этажа и т.д. Все вышеуказанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью проживающих в здании граждан, зарегистрированных там по месту пребывания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан, проживающих в общежитии по адресу: <адрес>, привлекаемых для осуществления трудовой деятельности на производственном объекте по адресу: <адрес>, удовлетворить заявленные прокурором требования.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

                                                                    р е ш и л:

Исковые требования прокурора Юрлинского района удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Юрлинского муниципального района от 24 февраля 2011 года о переводе нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Акберову Бинямину Короглы оглы, в жилое помещение.

Признать незаконным разрешение от 01 марта 2011 года № “” на ввод объекта в эксплуатацию - двухэтажного кирпичного административного здания под общежитие, расположенного по адресу: <адрес> выданное администрацией Юрлинского муниципального района Акберову Бинямину Короглы оглы.

Признать недействительным зарегистрированное за Акберовым Бинямином Короглы оглы право собственности на общежитие, назначение: жилое, постоянного проживания, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, находящееся по адресу: <адрес> (запись регистрации в ЕГРП от 07 апреля 2011 года).

Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности и внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.

Взыскать с Акберова Б.К. госпошлину в доход бюджета Юрлинского муниципального района в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца.

             

              Федеральный судья

Юрлинского районного суда                                                      Т.И. Труженикова