Об обжаловании действий Министерства социального развития Пермского края



Дело № 2-116/2012                                                                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» июня 2012 года

          Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре Топорковой Н.М.,

с участием: представителя заявителя Тарасовой М.И.,

представителя соответчика - администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица - администрации Юрлинского сельского поселения Мельчаковой Л.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению Епановой Клавдии Семеновны об обжаловании действий Министерства социального развития Пермского края,

у с т а н о в и л:

Епанова К.С. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Министерства социального развития Пермкого края. В обоснование заявления указала, что является вдовой военнослужащего Великой Отечественной войны. 26 апреля 2010 года она обратилась в администрацию Юрлинского сельского поселения о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Первоначально ей было отказано, но затем она была поставлена на учёт, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Однако 27 марта 2012 года в её адрес поступило письмо из администрации Юрлинского муниципального района, в котором указано, что на основании письма Минсоцразвития Пермского края она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. не участвовала в приватизации жилья зятя Т*. Считая данный отказ незаконным, просит обязать Министерство социального развития Пермского края выдать ей сертификат для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель заявителя Тарасова М.И. настаивает на требованиях заявления по изложенным в нём основаниям. Дополнительно пояснила, что был составлен акт обследования жилого помещения, в котором проживает Епанова К.С.. Процент износа составил 62%, жилье признано непригодным для проживания. Этот акт не был учтён. Отказ от приватизации был не добровольным, а принудительным со стороны зятя. Этот отказ не является намеренным ухудшением жилищных условий.

Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела без его участия. Из возражений на заявление, направленных суду, следует, что Епанова К.С. не имеет права на получение субсидии на строительство (приобретение) жилого помещения. Жилое помещение в котором она проживает, 26.03.2009 года приватизировано Т*. Епанова К.С. отказалась от приватизации, её жилищные условия были намеренно ухудшены. Учитывая данное обстоятельство, статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, она может быть принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Поэтому в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Представитель соответчика - администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. также не признал требования заявления, поддержав позицию Министерства социального развития Пермского края.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - администрации Юрлинского сельского поселения Мельчакова Л.А. считает заявленные Епановой К.С. требования законными, подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что все документы для получения Епановой К.С. субсидии на приобретение жилого помещения оформлялись в Юрлинском сельском поселении, затем направлялись в администрацию района. Среди прочих документов был составлен акт о несоответствии жилого помещения, в котором проживает Епанова К.С., требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Представитель третьего лица считает, что, отказываясь от приватизации, заявитель не преследовала цель намеренно ухудшить свои жилищные условия. Кроме того, она не является членом семьи своего зятя Т*. В районе были аналогичные ситуации, однако все вдовы, кроме Епановой К.С., получили сертификаты.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно удостоверению Епанова К.С. имеет право на льготы, установленные для жён погибших военнослужащих.

Из справки, выданной Белоевским райвоенкомом, следует, что Е* - муж заявителя, находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести 4 августа 1942 года.

Согласно копии заявления от 29 ноября 2010 года Епанова К.С. обратилась в Юрлинское сельское поселение с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением главы администрации поселения от 09 декабря 2010 года Епанова К.С. поставлена на учёт как нуждающаяся жилом помещении. Копия её личного дела направлена в администрацию района 10.12.2010 года (л.д.11).

Согласно акту проверки жилищных условий, были проверены жилищные условия Епановой К.С.. Дом, в котором она проживает, признан ветхим, процент износа составляет 62%, имеется запах сырости. Сделано заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. (л.д.22-23)

Как указано в судебном заседании представителем администрации Юрлинского сельского поселения, указанный акт среди прочих документов был направлен в администрацию Юрлинского района для дальнейшего направления в Министерство социального развития Пермского края с целью решения вопроса о предоставлении Епановой К.С. сертификата для выдачи субсидии на приобретение жилого помещения.

После рассмотрения представленных документов Министерством социального развития Пермского края учётное дело Епановой К.С. было возвращено в администрацию Юрлинского муниципального района 26 марта 2012 года. В сопроводительном письме о возвращении дела указано, что Епанова К.С. намеренно ухудшила жилищные условия, отказавшись в добровольном порядке от приватизации жилого помещения, которое перешло в собственность зятя. Кроме того, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет более установленной в муниципальном образовании учётной нормы. На основании изложенного администрации Юрлинского муниципального района предложено рассмотреть законность оснований постановки на жилищный учёт Епановой К.С. и о принятом решении уведомить заявителя и Министерство социального развития Пермского края. Фактически указанное письмо является отказом Епановой К.С. в выдаче сертификата для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения

Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В., данная рекомендация Министерства социального развития Пермского края не выполнена.

На основании вышеуказанного сопроводительного письма Минсоцразвития Пермского края администрацией Юрлинского муниципального района Епановой К.С. был дан ответ о том, что Министерством социального развития ей отказано в выдаче сертификата для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки членов семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

При этом в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» действие п.п. 4 п. 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны» следует, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.3 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Министерством социального развития Пермского края при отказе Епановой К.С. в выдаче сертификата для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения не был учтён акт о признании жилого помещения, в котором она проживает, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Как установлено судом, данный акт в Минсоцразвития Пермского края не был направлен, указанный орган принял решение без учёта технического и санитарного состояния жилого помещения. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации указанное является самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, независимо от других оснований, предусмотренных данной статьёй.

При таких обстоятельствах суд не может сделать вывод об обоснованности принятого Министерством социального развития Пермского края решения.

Оценив и исследовав в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных Епановой К.С. требований. Отказ в выдаче сертификата для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения Епановой К.С. суд считает необходимым признать необоснованным. Органы местного самоуправления должны представить в Министерство социального развития Пермского края копию акта обследования жилищных условий, при необходимости - заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим для жилого помещения требованиям. При принятии последующего решения Министерством социального развития Пермского края должно быть учтено санитарное и техническое состояние жилого помещения, в котором проживает заявитель, его пригодность для проживания.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

                                                                   р е ш и л:

Отказ Министерства социального развития Пермского края от 26 марта 2012 года в выдаче Епановой Клавдии Семёновне сертификата для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» признать необоснованным.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца.

            

              Федеральный судья

Юрлинского районного суда                                     Т.И. Труженикова