Дело № 2-84/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июня 2012 года Юрлинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Тружениковой Т.И., при секретаре Трушевой Е.А., с участием: старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г., представителя заинтересованного лица - администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению несовершеннолетним бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, у с т а н о в и л: Прокурор Юрлинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению несовершеннолетним бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В обоснование иска указал, что прокуратурой было установлено нарушение ответчиком требований Закона Российской Федерации «Об образовании» в сфере доступности дошкольного образования на территории Юрлинского муниципального района. По состоянию на 01.04.2012 года в Юрлинском районе функционировало 4 дошкольных образовательных учреждения в качестве самостоятельных юридических лиц, 1 школа-сад, в 12 школах открыты в качестве структурных подразделений группы для детей дошкольного возраста. Очередность в муниципальные образовательные дошкольные учреждения по состоянию на 01.04.2012 года составляет 134 ребенка. Обязанность по формированию сети дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Законом «Об образовании», Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на администрацию Юрлинского муниципального района. Однако ответчиком недостаточно принимается мер по обеспечению прав несовершеннолетних детей на получение доступного и бесплатного дошкольного образования. Исходя из представленных управлением образования сведений, за последние 3 года на территории Юрлинского муниципального района увеличение мест в детских садах не наблюдается. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Юрлинского муниципального района при исполнении полномочий по расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории района и обязать администрацию района организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования в срок до 01.09.2014 года. В судебном заседании старший помощник прокурора Юрлинского района Гордеева Н.Г. настаивает на иске по изложенным в нём основаниям. Представитель ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. иск не признал, суду пояснил, что не оспаривает возложенную на администрацию Юрлинского муниципального района обязанность по предоставлению бесплатного дошкольного образования. Однако не согласен с выводом прокурора о бездействии ответчика в данной сфере. Меры по увеличению количества мест в детских садах администрацией района предпринимаются. Об этом свидетельствует и содержащаяся в исковом заявлении прокурора информация об образовании новых мест в детских садах с.Юрла с 2009 года по 2012 год. Решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района № 309 от 27.02.2009 года предусмотрено строительство детского сада на 170 мест, выбран земельный участок для строительства. Однако указанный земельный участок находится в федеральной собственности, на протяжении последних лет решается вопрос о его передаче в муниципальную собственность. Кроме того, создаются дополнительные места в детских садах в связи с изменениями СанПиН. В настоящее время в бюджете предусмотрены денежные средства для строительства детского сада на 80 мест. В с.Усть-Зула будет решён вопрос о создании дополнительных мест в детском саду в связи с реконструкцией здания дома для престарелых. Выслушав объяснения сторон, допросив специалиста Д*., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Специалист управления образования администрации Юрлинского муниципального района Д* суду пояснила, что на 01 июня 2012 года в пилотном проекте по предоставлению пособий детям, не посещающим детские дошкольные учреждения, участвует 276 детей, большинство из них состоит в очереди на предоставление места в детском саду. По району очерёдность на получение мест в детских садах составляет более 200 человек. Администрацией района планируется создание дополнительных мест в детских садах, находящихся в с.Юрла и других населённых пунктах. Согласно решению Земского Собрания № 309 от 27 февраля 2009 года «Об утверждении комплексной программы социально-экономического развития Юрлинского муниципального района на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием запланировано строительство детского сада в с.Юрла на 170 мест за счёт местного бюджета. Согласно обращениям администрации Юрлинского муниципального района к председателю Правительства Пермского края, руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом, депутатам законодательного Собрания Пермского края администрацией Юрлинского муниципального района решается вопрос о передаче из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования земельного участка под строительство детского сада. Из информации, представленной управлением образования администрации Юрлинского муниципального района, следует, что в июне 2012 года планируется открыть в детских садах на территории района дополнительно 42 места. Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Оценив исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования прокурора, поскольку организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Учитывая, что в настоящее время существует очередь на предоставление мест в детских садах района, суд считает необходимым возложить на администрацию Юрлинского муниципального района обязанность по расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории района и организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на его получение, в указанный в исковом заявлении срок. Вместе с тем суд не находит оснований для признания незаконным бездействия администрации Юрлинского муниципального района по решению данного вопроса. Как установлено судом и следует из представленных администрацией района документов, начиная с 2009 года, и по настоящее время ответчиком указанная проблема решается. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: Обязать администрацию Юрлинского муниципального района в срок до 01 сентября 2014 года принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории Юрлинского муниципального района и организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца. Судья Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова