Дело № 2-181/2012 года Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 6 июля 2012 года Юрлинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н., при секретаре Трушевой Е.А., с участием: представителя заявителя старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г., представителя администрации Усть-Зулинского сельского поселения Трушниковой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района о признании незаконным бездействия администрации Усть-Зулинского сельского поселения и наложении на неё обязанности по официальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих администрации поселения и фактических затратах на их денежное содержание, у с т а н о в и л: прокурор Юрлинского района заявил о необходимости признания незаконным бездействия администрации Усть-Зулинского сельского поселения по исполнению требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о противодействии коррупции в части неопубликования сведений о численности муниципальных служащих и фактических затратах на их денежное содержание, а также о наложении на администрацию Усть-Зулинского сельского поселения обязанности об официальной публикации сведений о численности муниципальных служащих и фактических затратах на их денежное содержание за период 2011 года и первый квартал 2012 года. В обоснование занятой позиции заявитель отметил, что в соответствии с ч.6 ст.52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Обязательное опубликование в средствах массовой информации и доступность указанных сведений являются одними из составляющих принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, который закреплён в ст.28 БК РФ. Как следует из информации, представленной администрацией Усть-Зулинского сельского поселения, заявленные сведения не опубликовывались. Неопубликование сведений о численности муниципальных служащих администрации Усть-Зулинского сельского поселения и затратах на их денежное содержание препятствует реализации одного из основополагающих принципов бюджетной системы - прозрачности (открытости), что в дальнейшем может послужить причиной возникновения коррупционных проявлений. Кроме того, данные нарушения ограничивают закреплённое Конституцией РФ право граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и получению достоверной информации. В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора Гордеева Н.Г. заявление поддержала по приведённым в нём основаниям. Представитель администрации Усть-Зулинского сельского поселения Трушникова Н.П. пояснила, что сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и затратах на их денежное содержание не опубликовывались и не обнародовались. Своего издания администрация поселения не имеет. Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы заявления, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.6 ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Таким образом, законодательно установлена нетождественность понятий «опубликование» и «обнародование». В пользу данного вывода свидетельствует и ст.36 БК РФ, согласно которой принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Официальное опубликование предполагает размещение информации в средствах массовой информации, к числу которых положениями ст.2 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» отнесены периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Установлено в судебном заседании, что администрация Усть-Зулинского сельского поселения периодического печатного издания, иного средства массовой информации не имеет, что, по мнению суда, исключает удовлетворение заявления в представленном виде. Указание в ст.36 БК РФ на то, что информация о бюджете должна быть опубликована в средствах массовой информации, не порождает такую обязанность для сельского поселения. Частью 6 ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов. При этом в данной норме права специально выделен абзац второй, содержание которого распространяется только на городские и сельские поселения, поскольку именно в них могут возникать затруднения с опубликованием местных нормативных актов (в том числе и местных бюджетов). Слабая материальная база не позволяет большей части поселений содержать собственную типографию. В этом случае органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов. Согласно ч.3 ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии со ст.47 Устава муниципального образования «Усть-Зулинское сельское поселение» правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию), и вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием (обнародованием) правового акта поселения является первая публикация его текста в печатном издании или иным способом, определённом настоящим Уставом: текст правового акта размещается на специальном стенде, установленном в людных местах (почта, клуб, помещение администрации, магазин и т.п.) в каждом населённом пункте; тексты правовых актов помещаются в месячную подшивку, которая находится в библиотеках и выдаётся для ознакомления всем желающим. Таким образом, требования о признании незаконным бездействия администрации Усть-Зулинского сельского поселения по исполнению положений законодательства в части неопубликования сведений о численности муниципальных служащих поселения и фактических затратах на их денежное содержание, наложении обязанности по официальному опубликованию названных сведений являются неправомерными. Установлено, что обнародование данных о количестве муниципальных служащих поселения и фактических затратах на их денежное содержание в нарушение ч.6 ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией поселения не производилось. Рассматривая дело в рамках заявленных требований, принимая во внимание изложенное,руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: в удовлетворении заявления прокурора Юрлинского района о признании незаконным бездействия администрации Усть-Зулинского сельского поселения по исполнению требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о противодействии коррупции в части неопубликования сведений о численности муниципальных служащих и фактических затратах на их денежное содержание и наложении на неё обязанности по официальному опубликованию в срок до 1 сентября 2012 года сведений о численности муниципальных служащих администрации поселения и фактических затратах на их денежное содержание отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 9 июля 2012 года. Судья Юрлинского районного суда <адрес> Н.Н.Дереглазова