О признании незаконным отказа в назначении и выплате компенсации



Дело № 2-213/2012 года                                                                                                               

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 июля 2012 года

    Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

    при секретаре Трушевой Е.А., с участием

    заявителя Трушникова Н.П.,

    представителя заявителя Суворовой Л.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению Трушникова Николая Павловича о признании незаконным отказа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в назначении и выплате компенсации,

у с т а н о в и л:

Трушников Н.П. обратился в суд с названным требованием, указывая, что он признан пострадавшим от политических репрессий, как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам.                                                 

    Заявитель обратился в территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу с заявлением о назначении и выплате компенсации в соответствии со ст.15 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

    Письмом от 3 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано, так как лично Трушников Н.П. не подвергался репрессиям в виде лишения свободы.

    Заявитель не согласен с данным решением, поскольку наравне с гражданами, подвергшимися политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года право на денежную компенсацию имеют лица, репрессированные по политическим мотивам на территории Российской Федерации и реабилитированные в установленном порядке до принятия закона.

    В судебном заседании заявитель Трушников Н.П. на требованиях заявления настаивает по приведённым в нём основаниям.

    Представитель заявителя Суворова Л.Н. поддержала позицию доверителя.

    Представитель территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание не явился. Исполняющей обязанности начальника территориального управления Куликовой О.И. заявлено ходатайство о проведении слушания без её участия.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы заявления и возражений, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

     Как следует из справки о реабилитации от 2 апреля 2002 года № 13-184-95, выданной прокуратурой Пермской области, Трушников Н.П., родившийся 19 декабря 1928 года, по заключению прокуратуры Пермской области от 27 июня 1995 года признан пострадавшим от политических репрессий как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, и реабилитирован.

    Согласно ст.15 названного Закона лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей.

    По мнению Трушникова Н.П., приведённые положения подлежат применению и в отношении него.

    3 мая 2012 года территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу заявителю в назначении и выплате компенсации в соответствии со ст.15 Закона отказано.

    Позиция Трушникова Н.П. является ошибочной, а отказ в назначении и выплате компенсации правомерным по следующим основаниям.

    Формулировка ст.15 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» недвусмысленно гласит, что её действие распространяется лишь на лиц, подвергшихся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, и впоследствии реабилитированных.

    Законодателем в ст.1 названного Закона приведён общий перечень политических репрессий, к числу которых отнесены не только лишение свободы и принудительное помещение в психиатрический стационар, но и различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

    Как следует из ст.ст. 12-16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", правовые последствия реабилитации включают не только предоставление реабилитированным лицам единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы и пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но и восстановление в гражданстве Российской Федерации, в воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, возвращение им конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости, либо выплату денежных компенсаций за это имущество, обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Конституционным Судом РФ в определении от 12 ноября 2008 года № 1031-О-О обозначено, что в соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным выплачиваются денежные компенсации.

    Предоставляя право на получение этих денежных компенсаций не всем реабилитированным лицам, а тем из них, кто испытал наиболее тяжелые последствия необоснованных политических репрессий, а именно лишение свободы или помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, государство тем самым признает свою особую (повышенную) ответственность перед ними. Этим не затрагиваются права и не умаляется достоинство личности иных категорий реабилитированных граждан, не ставших жертвами столь жестокого государственного произвола.

    Ссылка в заявлении на распространение льгот на лиц, реабилитированных до принятия Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», то есть, до октября 1991 года, в противоречии с выводами суда не находится.

    С учётом изложенного суд оснований для удовлетворения поставленного требования не усматривает и, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Трушникова Николая Павловича о признании незаконным отказа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцком округу в назначении и выплате денежной компенсации в связи с признанием лицом, пострадавшим от политических репрессий, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, которое состоится 19 июля 2012 года.

                       

                 Судья Юрлинского районного суда                     

Пермского края                                                                    Н.Н.Дереглазова