Дело № 2-230/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2012 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Топорковой Н.М.,
с участием: истца Зюльганова И.С.,
представителя ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Ваньковой С.Л.,
ответчиков Мелехиной Н.А., Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению Зюльганова Ивана Сергеевича к администрации Юрлинского муниципального района, Мелехиной Наталье Александровне, Казаковой Ольге Викторовне о возложении обязанности включить его, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и компенсации морального вреда,
установил:
Зюльганов И.С. обратился в Юрлинский районный суд с исковым заявлением к Мелехиной Н.А., Казаковой О.В. и администрации Юрлинского муниципального района и просит взыскать с заместителя главы по экономическим вопросам Мелехиной Н.А. и специалиста отдела экономики Казаковой О.В. моральный вред в сумме 500000 рублей; установить, что первоначально заявление о постановке на учёт в качестве участника подпрограммы фактически было принято специалистами администрации района 08 февраля 2012 года и повторно 09 июня 2012 года; обязать администрацию Юрлинского района включить его как участника ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС, имеющего соответствующее удостоверение, в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В качестве доводов к удовлетворению заявления указал следующее.
08 февраля 2012 года по рекомендации специалистов органов местного самоуправления он написал заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Заявление в тот же день приняла специалист администрации района Казакова О.В.. Ввиду того, что в личном деле указанного заявления не оказалось, его попросили заявление переписать, и 09 июня 2012 года было зарегистрировано повторное заявление. За этот период времени письменно от специалистов администрации района требований пополнения пакета документов не поступало, в связи с чем Зюльганов И.С. считал себя включенным в подпрограмму по первоначальному заявлению с 08 февраля. Его заверяли о том, что он состоит вторым в очереди на получение сертификата, который сможет получить до 01 июля 2012 года
25 июня 2012 года жене Зюльганова И.С., З1*, был дан устный отказ в постановке Зюльганова И.С. на очередь в качестве участника данной подпрограммы, далее подтвержденный письмом на его имя за №857 от 29 июня 2012 года.
Из письма следует, что в соответствии с приказом МЧС РФ №727, Минздавсоцразвития №831, Минфина РФ № 165н от 08.12.2006 «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» удостоверение выдается: гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие».
Зюльганов И.С. считает, что такой трактовкой закона ему нанесено оскорбление, так как он имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году, о котором говорится в следующем пункте данного нормативного документа: «удостоверение выдается: гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения. Такое удостоверение, по мнению Зюльганова И.С., действительно, дает право на предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, в числе которых «постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения. В этом пункте не говорится о штампе «Укрытие».
При направлении в Чернобыль Зюльганов И.С. не искал причин остаться с женой и детьми, а теперь он оказался никому не нужным без здоровья и без денег. Считает, что ситуацией, в которой он оказался, ему нанесен большой моральный вред. За утерянный авторитет в обществе, за бессонные ночи, за зря потраченное время, нервы, за утраченное доверие к власти просит взыскать с ответчиков Мелехиной Н.А. и Казаковой О.В. моральный вред в сумме 500000 рублей. Также просит установить, что первоначально заявление о постановке на учет в качестве участника подпрограммы фактически было принято специалистами района 08 февраля 2012 года и повторно 09 июня 2012 года, а также обязать администрацию Юрлинского района включить его как участника ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС, имеющего соответствующее удостоверение, в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В судебном заседании истец Зюльганов И.С. исковые требования к администрации Юрлинского муниципального района изменил, не настаивая на включение его в состав участников подпрограммы, просил суд на основании Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязать ответчика произвести ремонт его квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. В остальной части исковые требования оставлены без изменений. В дополнение к изложенному Зюльганов И.С. пояснил суду, что участие в программе ему было предложено специалистами администрации района Мелехиной Н.А. и Казаковой О.В.. Мелехина Н.А. рекомендовала приобрести ему жилье до 01 июля 2012 года, поскольку до этого же срока ему обещали выдать сертификат на жилье. Дети нашли ему дом, зять оформил ипотечный кредит на 1600000 рублей и теперь Зюльганов И.С. должен выплачивать по 20000 рублей ежемесячно, а денег таких нет. Считает, что специалисты действовали осознанно, обманули его, заверив, что он получит сертификат. Вместе с тем суду пояснил, что для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он был призван на сборы через военкомат в январе 1990 года, находился в <адрес> – в местности, не относящейся к зоне отчуждения, где занимался ремонтом техники, что не относится к работам по объекту «Укрытие».
Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Ванькова С.Л. иск не признала, суду пояснила, что Зюльганов И.С. действительно в 1990 году принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что дает ему право быть поставленным на учёт, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, однако права на меру социальной поддержки в виде обеспечения его жильём он не имеет. Также пояснила, что 08 февраля 2012 года Зюльгановым И.С. был предоставлен не полный пакет документов, ввиду чего его учетное дело не было рассмотрено и он, соответственно, не являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Поэтому никто не мог ему дать какие-либо обещания, никаких предложений купить жильё не могло быть высказано. Работу по проверке предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов документов проводят органы исполнительной власти. По результатам проверки отказ Зюльганову И.С. в предоставлении жилья был подписан главой муниципального района. Специалисты администрации выполняли свои должностные обязанности и потому не могли причинить Зюльганову И.С. моральный вред.
Ответчик Мелехина Н.А., не согласившись с предъявленными к ней исковыми требованиями, суду пояснила, что общалась с Зюльгановым И.С. часто на рабочем месте в администрации района, в том числе и когда не было уполномоченного специалиста по реализации всех программ Казаковой О.В., занимающейся сбором документов. Так, 09 июня 2012 года к ней подошел Зюльганов И.С.. Подняв документы, и увидев, что нет заявления на участие в программе, она разъяснила, какие документы нужно предоставить до 01 июля 2012 года, чтобы направить документы в Министерство социального развития. Зюльганову И.С. было разъяснено, что при получении им сертификата, он должен будет отказаться от квартиры. Также разъяснила, что он не имеет права приобретать жилье, пока не получит сертификат на руки, так как иначе будет невозможно улучшить его жилищные условия. Полагает, что Зюльганов И.С. сам домыслил о необходимости приобретении жилья. О том, что лица, в удостоверениях которых нет штампа «Укрытие», не могут быть включены в подпрограмму, ей стало известно на учебе. Дополнила, что по вопросу ремонта жилья Зюльганов И.С. обращался в администрацию района, в предоставлении денежных средств ему было отказано.
Ответчик Казакова О.В. с предъявленными к ней исковыми требованиями Зюльганова И.С. также не согласилась, пояснив, что приглашала Зюльганова И.С. с целью сбора необходимых документов для направления их в Министерство социального развития Пермского края. Он неоднократно приходил к ней и спрашивал, когда выдадут сертификат, так как он планировал приобрести жилье. Обещать ему она ничего не могла, так как решение о выдаче сертификата принимает Министерство социального развития Пермского края. От специалиста Министерства ей стало известно, что Зюльганов И.С. не подпадает под подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Выслушав истца Зюльганова И.С., ответчиков Мелехину Н.А. и Казакову О.В., представителя ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Ванькову С.Л., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Семья Зюльганова И.С. состоит из четырех человек: Зюльганов И.С., жена З1*, дочь Н1*, внук Н2* (л.д.12).
Согласно утвержденному главой администрации Юрлинского сельского поселения акту обследования жилого дома от 17 ноября 2010 года, расположенного в <адрес>, квартира не пригодна для постоянного проживания (л.д.16-17). Аналогичный вывод следует из заключения от 17 ноября 2010 года (л.д.18).
Согласно п.1 п.п. 1.1. Распоряжения главы администрации Юрлинского сельского поселения от 31.03.2011 года № 41-р «О принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении в марте 2011 года» семья Зюльганова И.С. принята на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.10) и на 09 июня 2012 года право на улучшение жилищных условий не утратила (л.д.11).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 31 мая 2012 года Зюльганову И.С. с 26 января 2010 года принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.14). Также по 1/3 доли квартиры принадлежат внуку Н2* и жене З1* (л.д.19, 20).
Зюльганов И.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году, о чем имеет выданное администрацией Коми-Пермяцкого автономного округа 11 марта 2004 года удостоверение №. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации. Предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.13).
24 апреля 2012 года Зюльганов И.С. обратился к главе Юрлинского муниципального района с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Пермского края.
09 июня 2012 года Зюльганов И.С. обратился к главе Юрлинского муниципального района с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 7-8).
29 июня 2012 года главой администрации Юрлинского муниципального района Зюльганову И.С. в постановке на очередь как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющего право на обеспечение жилой площадью, отказано. В письме сделаны ссылки на п.3 ч.1 ст.13, ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также на Приказ МЧС РФ №727, Минздавсоцразвития №831, Минфина РФ № 165н от 08.12.2006 «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Дан ответ о том, что для участников ликвидации на Чернобылькой АЭС в 1988-1990 годах, не имеющих в удостоверении штампа «Укрытие», льгота по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4 части первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона. Показания Зюльганова И.С. и представленное им удостоверение подтверждают факт отнесения его к данной категории граждан.
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9 - 12, 14 части первой статьи 14 и пунктом 2 части первой статьи 15, а также пунктами 1, 2, 3 части третьей статьи 15 указанного Закона.
Иные гарантии гражданам, перечисленным в пункте 4 части первой ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предоставлены. При этом среди предоставляемых гарантий, оспариваемое Зюльгановым И.С. право отсутствует.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, требование обязать администрацию Юрлинского муниципального района произвести ремонт в принадлежащем Зюльганову И.С. жилье не обоснованно, поскольку такая мера социальной поддержки законодательством для него не предусмотрена.
Право Зюльганова И.С. состоять на учёте, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, им реализовано. Семья Зюльганова И.С. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, на момент рассмотрения дела право на улучшение жилищных условий не утратила (л.д.10-11).
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы к категории граждан Российской Федерации, обладающих правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, Зюльганов И.С. не относится, поскольку не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поэтому администрация Юрлинского муниципального района правомерно отказала Зюльганову И.С. в постановке на очередь как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющему право на обеспечение жилой площадью. Соответственно права Зюльганова И.С. должностными лицами администрации Юрлинского муниципального района – Мелехиной Н.А. и Казаковой О.В. не нарушались. Ответчики Мелехина Н.А. и Казакова О.В. действовали в рамках предоставленных им полномочий: осуществляли сбор документов для их рассмотрения в Министерстве социального развития Пермского края.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Зюльганову Ивану Сергеевичу в иске к администрации Юрлинского муниципального района, Мелехиной Наталье Александровне, Казаковой Ольге Викторовне о возложении обязанности произвести ремонт жилого помещения и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Пермского края Т.И. Труженикова