Дело № 2-275/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2012 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А.,
с участием: помощника прокурора Юрлинского района Копытовой Н.А.,
представителя заинтересованного лица – администрации Усть-Берёзовского сельского поселения Собениной Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Усть-Берёзовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Юрлинского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц с заявлением к администрации Усть-Берёзовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указав следующее.
В прокуратуру Юрлинского района поступило обращение начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю Попова О.В. о нарушениях законодательства о пожарной безопасности, на предмет обеспечения наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности на территории Усть-Березовского сельского поселения Юрлинского муниципального района.
По данному обращению 23 августа 2012 года прокуратурой, совместно с начальником ОНД по Юрлинскому району Селезневым А.С. и начальником 73 ПЧ Мизевым В.Н., в пос. Усть-Березовка, пос. Комсомольский, пос. Сюзьва проведена проверка, в результате которой установлено: 1) в пос. Комсомольский имеется два пожарных водоема и река Коса (место для забора воды пожарным автомобилем не оборудовано); расположенный у здания сельского клуба пожарный водоем не заполнен водой; пожарный водоем, расположенный у здания МБОУ «Комсомольская ООШ», не имеет соответствующего указателя; 2) в пос. Усть-Березовка имеется четыре источника наружного противопожарного водоснабжения: два пожарных водоема – один из них верховой, используемый только в летнее время, второй – расположен у здания МБОУ «Усть-Березовская ООШ»; третьим и четвертым источниками являются река Березовка и река Кодзь (места для забора воды оборудованы); 3) в пос. Сюзьва имеется три источника наружного противопожарного водоснабжения, из них 1 – река Сюзьва, 2 верховые емкости с водой, обеспечивающие наружным противопожарным водоснабжением населенный пункт в летнее время. Также указанные поселки, в нарушение требований ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 63,68 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.04.02-84* п.п. 2.11, 9.27-9.33., не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
Ссылаясь на п.п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; ст.ст.1, 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»; ч.ч.1,2 ст.63, ч.ч.1,2,3 ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункты 2.11, 9.27-9.33 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 №123; ГОСТ 12.4.009-83 (прим.3), прокурор указал, что бездействие администрации Усть-Березовского сельского поселения, на которое в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, на территории поселения, является незаконным. Неудовлетворительное состояние источников наружного водоснабжения, недостаточное количество данных источников на территориях населенных пунктов Усть-Березовского сельского поселения (в пос. Комсомольский, пос. Усть-Березовка, пос. Сюзьва), создает угрозу пожарной безопасности неопределенного круга лиц, ставит под угрозу здоровье и жизнь граждан, а также их имущества, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и свидетельствует о нарушении администрации Усть-Березовского сельского поселения требований, предусмотренных указанными выше нормативными актами.
Просит признать бездействие администрации Усть-Березовского сельского поселения в части не обеспечения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Усть-Березовского сельского поселения незаконным. Обязать администрацию, установив срок до 01.11.2012 года, привести источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями действующего законодательства: в пос. Комсомольский заполнить водой пожарный водоем у здания сельского клуба и установить у места расположения пожарного водоема у здания МБОУ «Комсомольская ООШ» соответствующий указатель. Обязать администрацию, установив срок до 01.01.2014 года, обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения пос. Комсомольский, пос. Сюзьва, пос. Усть-Березовка Юрлинского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Юрлинского района Копытова Н.А. на требованиях заявления настаивает по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что точное количество источников наружного противопожарного водоснабжения, которыми необходимо обеспечить поселки, ни специалисты отделения надзорной деятельности, ни специалисты пожарной части указать не могли. Это зависит от площади населенных пунктов, жилых домов, количества проживающих граждан. Срок обеспечения в соответствии с требованиями действующего законодательства достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения пос. Комсомольский, пос. Сюзьва, пос. Усть-Березовка Юрлинского муниципального района просила изменить, установив его до 01.01.2015 года.
Представитель заинтересованного лица – администрации Усть-Берёзовского сельского поселения Собенина Г.К. согласилась с заявленными требованиями, указав, что в настоящее время установить необходимое количество емкостей не позволяет бюджет; не может сказать, хватит ли денег в бюджете для установления этих емкостей до 01.01.2014 года. Отметила, что в начале сентября 2012 года в пос. Комсомольский емкость, расположенную у здания сельского клуба, заполнили водой.
Заведующий отделом архитектуры и строительства администрации Юрлинского муниципального района Ведерников Е.П. в судебном заседании пояснил, что решение вопроса об обеспечении источниками противопожарного водоснабжения поселков в Усть-Березовском сельском поселении требует времени, поскольку необходимо смотреть и рассчитывать, в каких местах их можно установить, а это зависит от многих факторов.
Начальник пожарной части №73 с. Юрла Мизев В.Н. суду пояснил, что в населенном пункте должны быть пожарные водоемы, если в нем 50 и более жителей. Для того чтобы определить, сколько источников наружного противопожарного водоснабжения должно быть в каждом из поселков, необходимо архитектору произвести соответствующие расчеты.
Начальник отделения надзорной деятельности по Юрлинскому району Селезнев А.С. в судебном заседании пояснил, что противопожарный водоем должен находиться в радиусе двухсот метров. Для определения необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения в каждом из поселков, администрацией поселения и отделом архитектуры следует произвести соответствующие расчеты.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. При этом невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности признается нарушением требований пожарной безопасности.
Согласно ст.19 Федерального закона "О пожарной безопасности" создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст.68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. При этом к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с п.2.11 Строительных норм и правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 №123 (СНиП 2.04.02-84*) противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. При этом согласно первому примечанию к названному пункту для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований п.п. 9.27 - 9.33.
В соответствии с п.9.27 СНиП 2.04.02-84* хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 2.11.
В соответствии с примеч.2 к п.9.28 СНиП 2.04.02-84* к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.
Согласно примеч.3 к п.9.28 СНиП 2.04.02-84* у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.
Согласно п. 9.29 СНиП 2.04.02-84* количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 ( объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
В соответствии с п.9.30 СНиП 2.04.02-84* пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов — 200 м; при наличии мотопомп – 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
В соответствии с п.14.6 СНиП 2.04.02-84* к зданиям и сооружениям водопровода, расположенным вне населенных пунктов и предприятий, а также в пределах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов подземных вод, следует предусматривать подъезды и проезды с облегченным усовершенствованным покрытием.
06 августа 2012 года в прокуратуру Юрлинского района поступило обращение начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю Попова О.В. о необеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктах на территории Пермского края. С целью повышения уровня пожарной защищенности населенных пунктов просил организовать контроль устранения нарушений законодательства РФ в области пожарной безопасности пос. Комсомольский, пос. Усть-Березовка, пос. Сюзьва Усть-Березовского сельского поселения (л.д.7-9).
По требованию прокурора Юрлинского района начальником ОНД по Юрлинскому муниципальному району Селезневым А.С. совместно с начальником 73 пожарной части Мизёвым В.Н. 23 августа 2012 года на предмет устранения нарушений законодательства РФ в области пожарной безопасности проведена проверка пос. Комсомольский, пос. Усть-Березовка, пос. Сюзьва Усть-Березовского сельского поселения. В ходе проверки было установлено следующее.
Поселок Комсомольский не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения, как это предусмотрено действующим законодательством. В населенном пункте имеется река Коса, где не оборудовано место для забора воды, и два пожарных водоема: один их них, расположенный у здания сельского клуба, не заполнен водой, ко второму пожарному водоему, расположенному у здания МБОУ «Комсомольская ООШ» не имеется соответствующего указателя.
Поселки Усть-Березовка и Сюзьва источниками наружного противопожарного водоснабжения обеспечены не в достаточном количестве.
В пос. Усть-Березовка имеется четыре источника наружного противопожарного водоснабжения: два из них - оборудованные местами для забора воды реки Кодзь и Березовка; пожарный водоем у здания МБОУ «Усть-Березовская ООШ»; используемый только в летнее время один верховой пожарный водоем.
В пос. Сюзьва имеется 3 источника наружного противопожарного водоснабжения: река Сюзьва и две верховые емкости с водой, обеспечивающие наружным противопожарным водоснабжением населенный пункт в летнее время.
Согласно предоставленным главой Усть-Березовского сельского поселения Юрлинского муниципального района Пермского края сведениям на 01 января 2012 года в пос. Усть-Березовка численность постоянного населения составляет 714 человек, в пос. Комсомольский – 281 человек, в пос. Сюзьва – 104 человека.
Из описания границ квартала 051 – пос. Усть-Березовка установлено, что его общая площадь составляет 139 га. Общая площадь квартала 053 – пос. Комсомольский составляет 82 га. Общая площадь квартала 055 – пос. Сюзьва составляет 51 га.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о наличии на территории пос. Комсомольский, пос. Усть-Березовка, пос. Сюзьва нарушений требований пожарной безопасности: имеющееся количество источников противопожарного водоснабжения с учетом площади населенных пунктов и численности проживающих в них человек не соответствует требованиям действующего законодательства.
Установлено и не оспаривается необходимость установления у места расположения пожарного водоёма у здания Комсомольской основной общеобразовательной школы указателя.
Также, в целях устранения нарушений, подлежит заполнению водой пожарный водоём у здания сельского клуба в п.Комсомольский.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
Учитывая данное положение закона и то, что населенные пункты – пос. Комсомольский, пос. Усть-Березовка, пос. Сюзьва находятся в границах Усть-Берёзовского сельского поселения, суд считает обоснованным заявление требования об устранении имеющихся нарушений к администрации Усть-Березовского сельского поселения.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать бездействие администрации Усть-Берёзовского сельского поселения по необеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения на территории поселения незаконным.
Обязать администрацию Усть-Берёзовского сельского поселения в срок до 01 ноября 2012 года заполнить водой пожарный водоём у здания сельского клуба в п.Комсомольский, установить у места расположения пожарного водоёма у здания Комсомольской основной общеобразовательной школы указатель.
Обязать администрацию Усть-Берёзовского сельского поселения в срок до 01 января 2015 года обеспечить необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения п.Комсомольский, п.Усть-Берёзовка, п.Сюзьва в соответствии с требованиями п.п. 9.27, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84*.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца.
Федеральный судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова