Дело № 2 – 31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2010 года город Юрьевец
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Котова АЛ, при секретаре Стефанской ТМ, с участием прокурора Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрьевец Ивановской области заявление Я. о защите нарушенных избирательных прав
У с т а н о в и л:
Я. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав по тем основаниям, что 25 января 2010 года Я. подал заявление в избирательную комиссию сельского поселения, в котором выразил согласие баллотироваться путем самовыдвижения по избирательному округу на должность главы сельского поселения Ю-го муниципального района. 26 января 2010 года Я. сдал в избирательную комиссию все необходимые для регистрации документы и получил справку о выдвижении в качестве кандидата на должность главы сельского поселения.
29 января 2010 года состоялось заседание избирательной комиссии, с решением которой заявитель не был ознакомлен. 1 февраля 2010 года в 14 часов 30 минут, в последний день регистрации, председатель избирательной комиссии М. позвонила заявителю по телефону и предложила оформить новый подписной лист, так как сданный подписной лист заполнен якобы неправильно. Я. начал собирать подписи, но в 15 часов 25 минут председатель комиссии М. вновь позвонила и сообщила, что собирать подписи не нужно и предложила вернуть первый подписной лист, что он и сделал. 3 февраля 2010 года заявитель получил решение избирательной комиссии от 1 февраля 2010 года о том, что подписной лист не соответствует закону. Протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов от 30 января 2010 года заявитель получил лишь 4 февраля 2010 года.
Заявитель просит признать незаконным действия избирательной комиссии по избирательному округу № в отказе его регистрации как кандидата на должность главы сельского поселения,
Заявитель Я. в суде свои требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, и пояснил, что сбором подписей избирателей занималась его доверенное лицо – К. К. сама вписывала в подписном листе данные об избирателях и указывала дату внесения подписи избирателем. Кроме того, данных о себе и нескольких избирателях внесла гражданка Р., которой он не выдавал доверенности на выполнение этих действий. Подписной лист был подписан только им. Подписи ставили избиратели. Он не знал, что дату внесения подписи также ставят избиратели, председатель избирательной комиссии об этом ему ничего не сказала. Он просит обязать избирательную комиссию принять второй подписной лист, заполненный уже в соответствии с требованиями законодательства, отменить решение об отказе в регистрации его кандидатом.
Представитель избирательной комиссии М. с требованиями Я. не согласилась и пояснила, что 26 января 2010 года Я. представил в избирательную комиссию заявление о согласии выдвижения его кандидатом на должность главы сельского поселения. Вместе с заявлением Я. представил подписной лист и другие документы. 29 января 2010 года решением избирательной комиссии была создана рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов. 30 января 2010 года рабочей группой было проверено оформление подписного листа, составленного Я., и оказалось, что тринадцать подписей из четырнадцати являются недостоверными. Это выразилось в том, что фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта и адрес избирателей, а также дата внесения подписи в подписной лист выполнены одной рукой, тогда как дата внесения подписи избирателя должны вноситься самим избирателем. Кроме того, имелись данные о том, что подписной лист заполнялся не Я., а другими лицами, а подписан он только Я. 1 февраля 2010 года в 18 часов заканчивался срок подачи документов для регистрации кандидата. Днем она позвонила Я. по телефону и предложила составить другой подписной лист, а первый лист отдала Я. После из центральной избирательной комиссии ей разъяснили, что заменять подписной лист нельзя, и она снова позвонила Я. и попросила вернуть первый подписной лист, что он и сделал. После этого было вынесено решение № об извещении кандидата Я. о выявленных недостатках, а именно о несоблюдении требований закона к оформлению подписных листов. Избирательная комиссия, председателем которой являлась она, была распущена, а с 5 февраля 2010 года начала работать избирательная комиссия в другом составе, председателем которой является А.
Представитель избирательной комиссии А. с требованиями Я. не согласилась и пояснила, что она является председателем избирательной комиссии с 5 февраля 2010 года. При рассмотрении заявления Я. выяснилось, что подписной лист не соответствует действующему законодательству, поэтому было принято решение от 5 февраля 2010 года № об отказе Я. в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, показания свидетеля, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Свидетель Р. показал, что 26 января 2010 года к ней пришла К. и попросила помочь собрать подписи избирателей в поддержку выдвижения Я. в качестве кандидата на должность главы сельской администрации. Она является индивидуальным предпринимателем и имеет магазин в деревне П. Она вместе с К. пришли в ее магазин, где она записала данные продавца магазина П., После она записала данные еще семьи Б., П., В. Данные других избирателей записывала К. Она и К. указывали дату внесения избирателем подписи, а избиратели сами ставили подписи.
Проанализированные в судебном заседании доводы заявителя и представителей избирательной комиссии, а также Федеральный закон от 12 июня 202 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Ивановской области от26 ноября 2009 года № 130-ОЗ «О муниципальных выборах», суд приходит к выводу о том, что Решение избирательной комиссии сельского поселения «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения» от 5 февраля 2010 года № законное и обоснованное. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Я. 26 января 2010 года уведомил избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться путем самовыдвижения по избирательному округу № на должность главы сельского поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов…
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Я. представил в избирательную комиссию подписной лист с подписями избирателей, собранных в поддержку Я. на выдвижение его в качестве кандидата на должность главы сельского поселения. Количество подписей избирателей соответствует числу избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа №. Вместе с тем, оформление подписного листа не соответствует статье 18 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах».
Так, в соответствии с названной нормой сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются кандидатом (п.7 ст. 18). Подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя отчество, год рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта, адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, а также кандидатом (п.11 ст. 18).
Вместе с тем, судом установлено, что сбор подписей в подписном листе, сданном Я. в избирательную комиссию, осуществляли Р. и К., которые на 26 января 2010 года не являлись ни доверенными лицами кандидата, ни лицами, с которыми заключен договор о сборе подписей.
Пункт 9 статьи 18 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» свидетельствует о том, что подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно, даже в том случае, когда данные об избирателе (фамилия, имя отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут вноситься лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Несмотря на требования названного закона дату внесения подписи избирателей в подписном листе ставили Р. и К.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата…, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата…, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, в поддержку выдвижения каждого кандидата.
Судом установлено, что 29 января 2010 года решением избирательной комиссии была создана рабочая группа, а 30 января 2010 года рабочей группой был составлен Протокол об итогах проверки подписных листов кандидатов на должность главы сельского поселения. В соответствии с Протоколом количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу № 1 – 14, всего подписей в подписном листе – 14, при проверке признано недостоверными 13 подписей, достоверными – одна подпись.
Таким образом, избирательная комиссия проверила соблюдение порядка сбора подписей и оформление подписного листа в установленные законом сроки.
5 февраля 2010 года избирательная комиссия приняла Решение № об отказе Я. в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения.
Я. считает, что он вправе был заменить подписной лист, составленный с нарушением требованием закона, на надлежащим образом оформленный подписной лист.
В судебном заседании установлено, что 1 февраля 2010 года Я. до 18 часов, то есть до окончания срока представления документов, необходимых для регистрации кандидата, оформил новый подписной лист и имел реальную возможность представить его в избирательную комиссию для проверки.
Вместе с тем, действия Я., связанные с оформлением повторного подписного листа, не соответствует требованиям законодательства.
Так, пункт 2 статьи 22 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» предоставляет возможность кандидату внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 данного Закона, а также иные документы. Такими документами являются заявление лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с соответствующими реквизитами, сведения о размере и источниках дохода, об имуществе, о вкладах. Вместе с тем, законодатель исключил возможность вносить изменения в подписные листы с подписями избирателей (п. 2 ст. 22 Закона).
Такой же запрет содержится и в п.1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, на Закон Ивановской области «О муниципальных выборах, ни названный Федеральный закон не предоставляет кандидату возможность замены подписного листа с подписями избирателей после представления его в избирательную комиссию. Действия избирательной комиссии согласуется и с позицией, изложенной в постановлении Центральной избирательной комиссии № 203/1272-4 от 23 марта 2007 года, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации».
При рассмотрении гражданского дела выявлены и нарушения избирательной комиссии, выразившиеся в следующем. Пункт 15 статьи 21 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» обязывает избирательную комиссию за трое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, передать кандидату копию протокола проверки подписных листов. А в определенных случаях передаются заверенные копии ведомостей проверки подписных листов. Данные требования избирательной комиссией не выполнены, решение об извещении кандидата № от 1 февраля 2010 года передано Я. 3 февраля, а протокол - 4 февраля. Вместе с тем, даны нарушения являются формальными, а соблюдение данного срока не предоставляет Я. право на представление нового подписного листа, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, или внесения изменений в сданный в избирательную комиссию подписной лист. Не влияет на данное обстоятельство и то, что рабочая группа указала в протоколе от 30 января 2010 года о том, что тринадцать подписей избирателей признаны недостоверными, тогда как, в судебном заседании установлено, что к данным подписям должен применяться термин «недействительные подписи», что соответствует пунктам 9 и подпункту 3 пункта 10 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах».
Учитывая положения пункта 15 статьи 21 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» о том, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке, суд приходит к выводу о том, что подписной лист, сданный Я. в избирательную комиссию, оформлен с нарушениями требований законодательства, а именно: сбор подписей осуществлялся посторонними лицами, дату внесения подписи избирателей указывали не избиратели, а лица, осуществляющие сбор подписей.
Заявление Я. о том, что избирательная комиссия обязана разъяснить ему законодательство о выборах, несостоятельно, поскольку не подтверждается нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Ивановской области «О муниципальных выборах».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 260.1, 261 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Я. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения избирательной комиссии сельского поселения по избирательному округу № Ю-го муниципального района Ивановской области № от 5 февраля 2010 года «Об отказе в регистрации Я. – кандидата на должность главы сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья:
Резолютивная часть решения оглашена 9 февраля 2010 года
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2010 года.
Судья: