Дело № 2-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2010 года гор. Юрьевец, Ивановской области
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Абрамовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по иску В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ о защите права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л :
В. обратилась в Юрьевецкий районный суд Ивановской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ о защите права на досрочную пенсию по старости. Свои требования обосновала следующим. 10 декабря 2009 года истица обратилась к УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с невключением в трудовой стаж время её работы в качестве медсестры детских яслей в период с 04 мая 1981 года по 05 октября 1984 года, обосновывая это тем, что Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 детские сады, ясли-сады не включены в Список учреждений, организаций и должностей, который даёт право на пенсию за выслугу лет. Общий трудовой стаж истицы, дающий право на пенсию за выслугу лет, по мнению ответчика, на момент её обращения в ПФ составляет 27 лет 11 месяцев 08 дней, который является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии. Истица считает решение Комиссии незаконным, так как детские ясли, в которых она работала медсестрой в спорный период, входили в перечень учреждений, организаций и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утративший силу 01.10.1993 года. Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что нормы Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования /независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично/. Истица полагает, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», вопрос о включении того или иного период работы в указанный стаж должен решаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Тем самым, истица считает, что период её работы в должности медицинской сестры в детских яслях подлежит включению в стаж для начисления досрочной трудовой пенсии. Таким образом, В. просит суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа по зачёту в льготный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, период её работы с 04 мая 1981 года по 05 октября 1984 года детских яслях и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ зачесть ей указанный период в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Истица В. в ходе судебного заседания поддержала заявленные исковые требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. Кроме того, дополнительно пояснила, что в спорный период она работала от ЦРБ, и выполняла свои должностные обязанности в течение всего рабочего дня. В её обязанности входило: осмотр детей, доврачебная помощь, выполнение назначений врача, профилактическая работа, дезинфекция, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима и т.п.. В настоящее время она продолжает работать медицинской сестрой в ЦРБ, её нынешние должностные обязанности отличаются только тем, что она работает не с детьми, а со взрослыми людьми. На 10 декабря 2009 года её льготный трудовой стаж составлял 30 лет. В ходе судебного заседания истица уточнила свои исковые требования, сообщив их суду в следующей редакции. В. просит суд признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в части отказа о включении в специальный трудовой стаж период работы в должности медицинской сестры детских яслей с 07. 05.1981 года по 08.10.1984 года и в части отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и отменить, включить указанный период в льготный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения в ПФ, то есть, с 10 декабря 2009 года.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ Г. не признала исковые требования В., в том числе и уточнённые, и просила суд отказать ей в иске. Сослалась на отзыв, представленный суду. Из отзыва следует, что УПФ РФ исковые требования В. не признаёт в полном объёме, свои действия по отказу ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости считает законными и обоснованными. Данную позицию обосновывают следующим. В соответствии со ст. 17 ФЗ РФ от 17.12.2001 года трудовая пенсия устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день назначения пенсии. Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, согласно пп. 20 п.1 ст. 27 вышеназванного Закона. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Кроме этого Списка и Правил законодателем были приняты: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет»; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Ответчики полагают, что именно вышеуказанными Списками и Правилами должен в руководствоваться ПФ в рассматриваемом случае. В связи с этим, ответчик считает, что ссылка истицы на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 несостоятельная, поскольку его действие прекращено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. Полагают, что при оценке пенсионных прав медицинских работников в качестве норм «ранее действующего законодательства» применяются нормы Закона РФ от 22.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и нормативных актов, принятых в его исполнение. Согласно ныне действующим Спискам № 781, № 464, № 1066 досрочная трудовая пенсия медицинским работникам назначается при соблюдении одновременно двух условий – работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях, а именно, в учреждениях здравоохранения и санитарно – эпидемиологических. Детский сад, ясли-сад не являются ни учреждениями здравоохранения, ни санитарно-эпидемиологическими учреждениями. Пенсионный фонд Российской федерации в силу своего правового статуса (государственное учреждение) является правоприменительным органом, что возлагает на него обязанность применения законодательных актов, исходя из буквального смысла. Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 на 31.12.2001 года утратило силу и не может быть использовано при назначении трудовых пенсий по старости согласно Постановлению Конституционного Суда от 29.011.2004 г. № 2-П, то есть, засчитать в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры в детских яслях № 2, оснований не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
10 декабря 2009 года В. обратилась в Управление ПФ РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в льготный стаж работы, осуществляющей лечебную деятельность, дающий право на досрочное назначение пенсии были включены следующие периоды работ: с 01.08.1977 по 07.07.1979 г. – медсестра стоматологического отделения областной клинической больницы гор. И.; с 24.07.1979 по 06.05.1981 г. – медсестра детского отделения ЦРБ; с 14.04.1986 по 09.12. 2009 года – медсестра участковая поликлиники ЦРБ, о чём свидетельствует протокол заседания комиссии л.д. 7-9). Время же работы В. в период с 07.05.1981 года по 08.10.1984 года в качестве медсестры детских яслей не было включено в льготный трудовой стаж. Как посчитала Комиссия, «Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2002 г. № 781, утверждённого Постановлением Правительства РФ ОТ 29.10.2002 № 781, данные учреждения (детские ясли) не предусмотрены. По выводам Комиссии стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 27 лет 11 месяцев 08 дней, что, в свою очередь, не позволяет назначить В. трудовую пенсию по старости досрочно (протоколл.д.7-9).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется за лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (детских яслей) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. В частности, в п.п. «б» п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях по выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятого в соответствии со ст.58 Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года, действующего в период трудовой деятельности истицы, указано, что пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения назначаются при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно перечню учреждений и должностей, утвержденному данным постановлением, детские ясли, ясли-сады и детские сады входили в перечень лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений, работа в которых в качестве медицинской сестры давала право на пенсию за выслугу лет, как работникам здравоохранения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из изложенного следует, что законодательство, действующее до 1 октября 1993 года, позволяло включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии период трудовой деятельности истицы до указанной даты в качестве с медицинской сестры.
В соответствии с п. 12 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, следует, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой во взаимосвязи с п. 2 ст.31 данного Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовой стаже некоторое периоды общественно-полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действующим законодательством по состоянию на 1 января 2002 года, по своему конституционно-правовому смыслу – не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в части касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действующего законодательства РФ.
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы истицы в должности медицинской сестры детских яслей в период с 07 мая 1981 года по 08 октября 1984 года включительно.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
По делу установлено, что истица обратилась в ПФ РФ 10 декабря 2009 года, что не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела. В связи с тем, что суд пришёл к выводу о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы В. в должности медицинской сестры детских яслей с 07 мая 1981 года по 08 октября 1984 года включительно, у В. имеются все основания для назначения ей трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента её обращения в УПФ РФ, то есть, с 10 декабря 2009 года.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования В. удовлетворить.
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в части отказа о включении в специальный трудовой стаж период работы в должности медицинской сестры детских яслей с 07. 05.1981 года по 08.10.1984 года и в части отказа в назначении досрочной пенсии признать незаконным и отменить.
Обязать Управление ПФ РФ включить в специальный льготный стаж, В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, период ее работы в должности медицинской сестры детских яслей с 07. 05.1981 года по 08.10.1984 года включительно и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть, с 10 декабря 2009 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Юрьевецкий районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение вынесено в окончательной форме 24 марта 2010 года.
Председательствующий: