Дело № 2-7
15 января 2010 года Юрьевецким районным судом ивановской области рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению Б. к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, администрации сельского поселения Юрьевецкого муниципального района о восстановлении границ земельного участка и признании недействительным результатов межевания.
05 февраля 1992 года на основании постановления главы администрации Юрьевецкого района № Б. было выделено в собственность для ведения личного подсобного хозяйства из земель совхоза «М» 1.4 га земли, в том числе пашни 0,9 га. 05 апреля 1992 года Б. выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй на 1.4 га, в том числе пашни 0,9 га. Также в апреле 1992 года на предоставленном земельном участке Б. начато строительство жилого дома, которое окончено в феврале 2004 года. В апреле 2004 года Б. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: Ивановская область, Ю-ий район, д. Ж., д. №. В мае 2009 года было зарегистрировано его право собственности на земельный участок, общей площадью 1,4 га, с кадастровым номером, расположенный по адресу: Ивановская область, Ю-ий район, село Ж., д.. В 2008 году часть земель сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавших совхозу «М», были переданы администрацией Юрьевецкого района в арендное пользование Приходу. Межевание земель произведено в нарушение закона, поскольку не была соблюдена процедура согласования границ земельного участка. Данным межеванием были нарушены границы принадлежащего истцу земельного участка, что повлекло его уменьшение на 0,2 га, которые и отошли в пользование Приходу. Истцом также начато проведение межевых работ принадлежащего ему земельного участка. В согласовании границ образуемого земельного участка Администрацией Юрьевецкого муниципального района и администрацией сельского поселения истцу отказано. В обоснование отказа указано, что земельный участок истца относится к землям сельскохозяйственного назначения, правовой акт о переводе участка в земли населённых пунктов и адресный признак (село Ж., д.) отсутствуют. В связи с тем, что отсутствует согласование со смежными землепользователями и накладыванием территории земельного участка истца на земельный участок, переданный церковной общине, Территориальным (межрайонным) отделом № 4 Управления Роснедвижимости по Ивановской области в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости, истцу Б. отказано. Истец полагает, что действиями ответчиков нарушены его права, в связи с чем он просит суд: 1. восстановить границы земельного участка по состоянию на момент его получения в собственность (на западном склоне правого берега реки П., в 30 метрах от реки, северная и южная границы участка проходят по краям оврагов. Южная граница постоянно меняется из - за разрушения оврага. Восточная граница участка с 1998 года определена столбами.) 2. Признать недей ствительными результаты межевания смежного земельного участка с кадастровым номером, переданного в арендное пользование администрацией Юрьевецкого района Приходу.
Судом установлено: Постановлением главы администрации Юрьевецкого района Ивановской области от февраля 1992 года № истцу Б. выделено в собственность для ведения личного подсобного хозяйства из земель совхоза «М» 1.4 га земли, в том числе пашни 0, 9 га.
На основании данного постановления Б. выдано свидетельство № от апреля 1992 года на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй.
Право собственности Б. на земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", которым также были внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним."
В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Документом – основанием для регистрации права собственности Б. на земельный участок в Едином государственном реестре прав послужила выписка из похозяйственной книги № 69 от 03.10.2008 года. Кроме того, Б. предоставлялся кадастровый паспорт земельного участка, в котором границы участка не были описаны, поскольку не являлись установленными.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ранее действовавшему Земельному кодексу РСФСР от 25 апреля 1991 г. право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов (ст. 31). В силу ст. 32 ЗК РСФСР приступать к использованию земельных участков было разрешено только после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
По делу выяснено, что установления границ выделенного Б. земельного участка в натуре не было, соответственно не была измерена и точная площадь земельного участка.
Истец Б. обратился в суд с исковым требованием о восстановлении границ принадлежащего ему земельного участка по состоянию на момент его получения в собственность. Между тем, суд обратил внимание на тот факт, что в настоящее время он проводит межевание данного земельного участка с целью уточнения его площади и установления границ на местности. Доказательств существования точных границ на период 1992 года и использования земельного участка площадью именно 1.4 га истец не представил. Между тем, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что данное требование Б. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Истец Б. также просил суд признать результаты межевания смежного земельного участка с кадастровым номером, переданного в арендное пользование администрацией Юрьевецкого муниципального района Приходу недействительными, поскольку кадастровый инженер при его межевании проигнорировал процедуру согласования, что привело к уменьшению площади земельного участка истца и к нарушению границ его земельного участка.
Процедура проведения кадастровых работ регламентирована следующими актами Российского законодательства, а именно, Земельным кодексом РФ, ФЗ РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 11.07.2007 года. ФЗ РФ «О землеустойстве» № 78-ФЗ от 18.06.01 года, ФЗ РФ № 209 – ФЗ РФ от 26 декабря 1995 года «О геодезии и картографии», Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (по заключению Минюста России от 28.06.1996 N 07-02-516-96 не нуждается в государственной регистрации), Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003.
По делу установлено, что межевые работы по образованию смежного земельного участка проведены в соответствии с требованиями законодательства РФ, а нарушений права собственности истца Б. на земельный участок действиями ответчиков не допущено. К данным выводам суд пришёл на основании следующего.
В ходе судебного заседания суд установил, что границы кадастрового квартала №, границы населённого пункта с. Ж., и границы земельного участка истца Б. совпадают, поскольку данный кадастровый квартал содержит в себе единственный земельный участок – участок истца, повторяющий границы земельного участка, изображенного в правоустанавливающем документе.
В соответствии с ч.3 ст. 11.9. ЗК РФ «Требования к образуемым и измененным земельным участкам», а смежный участок с кадастровым № является вновь образуемым, «границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов».
Кроме того, в соответствии со ст. 39 ч.5, ч.6 п. 2 ФЗ РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 11.07.2007 года, согласование местоположения земельных участков на местности не проводится, если «подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков».
Поскольку, на момент проведения межевых работ земельный участок Б. состоял на учёте в кадастровом органе, а внешние его границы были определены границами кадастрового квартала, являющиеся границами населённого пункта, обязательного согласования с истцом не требовалось.
Отсутствие обязанности по согласованию местоположения границ вновь образуемого земельного участка с собственником смежного земельного участка применительно к рассматриваемому случаю предусмотрено п. 10.10. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утверждённых Руководителем Федеральной службы кадастра России С.И. Сай от 17.02.2003 года, из которого следует, что «согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра; утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроительным делам; строительным нормам и правилам для объектов, размеры земельных участков под которые определяются исключительно по установленным нормам и правилам (опоры линий электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и т.п.). В этих случаях в акте согласования делается ссылка на документ (документы), по которому определялось местоположение границ земельного участка на проектном плане», а также п. 14.5 Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённых Руководителем Федеральной службы кадастра России С.И. Сай от 17.02.2003 года, который гласит, что «процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром».
Границы вновь образованного смежного земельного участка были согласованы с представителями администрации Юрьевецкого муниципального района и администрации сельского поселения, являющимися ответчиками по настоящему делу.
Земельный участок с кадастровым №, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 576568,0 кв.м, переданный в аренду Приходу состоит на кадастровом учёте, а договор аренды № от января 2009 года зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ивановской области. Всё вышеизложенное говорит о том, что нарушений требований законодательства при выполнении межевых работ допущено не было.
Судом исследовался довод истца о том, что ответчиками была умышленно уменьшена площадь используемого им земельного участка, посредством перевода части его территории в земли сельскохозяйственного назначения, поскольку кадастровый орган отказал им в осуществлении кадастрового учёта, сославшись на то, что местоположение земельного участка не согласовано, а участок «накладывается» на земельный участок с кадастровым номером (земли сельскохозяйственного назначения).
Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 83 ЗК РФ «Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам». Поскольку кадастровые работы земельного участка Б. проводились с целью осуществления государственного учёта изменений объекта недвижимости, кадастровый инженер должен руководствоваться ч.9 ст. 38 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости», из которой следует, что «при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании».
Поскольку истцом были нарушены данные нормы законов, ему в согласовании местоположения земельного участка обоснованно было отказано.
Решением Территориального (межрайонного) отдела № 4 Управления Роснедвижимости по Ивановской области от ноября 2009 года Б. было отказано в осуществлении государственного учёта изменений объекта недвижимости на основании п. 5 ч.3 ст. 27 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» («одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта») и на основании п.2 ч.5 ст. 27 указанного закона («при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным»).
Данное решение суд счел законным и обоснованным в связи с вышеперечисленными обстоятельствами.
Решением Юрьевецкого районного суда от 15 января 2010 года Б. отказано в удовлетворении исковых требований.