о признании незаконным решения территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра



Дело № 2-101

27 мая 2010 года Юрьевецким районным судом Ивановской области рассмотрено в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям С.В. в интересах В.В., М.С., Г.Н., С.Н., Л.В., М.В., Т.В., К.В. о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области \Управление Роснедвижимости по Ивановской области\ об отказе в осуществлении кадастрового учета.

С.В. обратился в суд в интересах В.В., М.С., Г.Н., С.Н., Л.В., М.В., Т.В., К.В. о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области \ Управление Роснедвижимости по Ивановской области \ об отказе в осуществлении кадастрового учета, на том основании, что заявители являются участниками долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Заявители в соответствии с п.1,2 и 3 ст.13 ФЗ РФ « 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения «воспользовались правом для выделения в натуре земельных участков в счет своих земельных долей и реализовали все процедуры, предусмотренные для выделения в натуре земельных участков.

Представитель заявителей обратился в Территориальный \межрайонный\ отдел № 4 Управления Роснедвижимости по Ивановской области с заявлениями о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости \земельных участков, выделяемых заявителями в счет земельных долей \.

Управление Роснедвижимости по Ивановской области приняло решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости \земельных участков, выделяемых заявителями в счет земельных долей \.

Заявители считают, что отказ в осуществлении кадастрового учета земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, является необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

1. Заявителям отказано в осуществлении кадастрового учета на основании п.2 ч.1 ст.22, п.4 ч.2 ст.26 и п.2 ч.1 и п.2 ч.2 ст.27 ФЗ « 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Правила п.4 ч.2 ст. 26 применяются в тех случаях, когда имеются основания для приостановления кадастрового учета, однако обжалуемыми решениями заявителям отказано в осуществлении кадастрового учета земельных участков.

2. Заявителям отказано на основании п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ, в соответствии с которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего федерального закона. Согласно п. 8 ст.27 ФЗ № 221-ФЗ, если такое решение принято на основании п.2 ч.2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов. В разделе рекомендации указано: «предоставить в орган кадастрового учета объекта документы о согласовании границ земельного участка, в установленном законном порядке».

Противоречие между ссылкой на п. 2 ч.2 ст.27 ФЗ № 221-ФЗ и разделом «рекомендации» заключается в том, что кадастровый орган принимает решение об отказе на основании представленных, а не отсутствующих документов. Рекомендации же основаны на п.п.4 п.2 ст.26 ФЗ №221-ФЗ – кадастровый учет приостанавливается в том случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы. Рекомендации Управления Роснедвижимости связаны не с отказом в кадастровом учете, а со случаем приостановления кадастрового учета.

3.Заявителям отказано по п.2 ч.2 ст.27 ФЗ № 221-ФЗ. Однако в нарушение п.8 ст.27 указанного закона заявителям не указано, что именно рекомендуется в межевых планах исправить с точки зрения формы и содержания. Межевые планы подготовлены в соответствии с нормативными документами, содержат все необходимые листы. Из-за отсутствия в обжалуемых решениях каких-либо конкретных указаний на то, что та или иная части межевых планов имеют иное содержание, чем установил законодатель, обжалуемые решения в этой части не могут считаться законными.

4.Управление Роснедвижимости в качестве второго основания отказа указало, что с заявлениями не представлены копии документов, подтверждающих разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке \п.2 ч.1 ст.2 ФЗ № 221-ФЗ.

В п.2 ч.1 ст.2 ФЗ № 221-ФЗ говорится о согласовании границ в обязательном порядке с теми субъектами земельных отношений, с чьими границами граничит выделяемый земельный участок.

На собрание о согласовании местоположения границ выделяемых земельных участков, которые проводил кадастровый инженер З., не прибыл представитель Администрации Юрьевецкого муниципального района, собственник смежных земельных участков и представители общедолевой собственности, также не поступило обоснованных возражений на проекты земельных планов. Соответственно, спор о согласовании местоположения границ земельных участков не возник.

5.В качестве оснований отказов указано, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ, земельных участков в газете не прописано местоположение земельного участка, образуемого путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок. Данное основание не соответствует действительности. В объявлении кадастровый инженер указал, что им выполняются кадастровые работы в отношении земельных участков. Правообладатели смежных земельных участков на собрание не явились, возражений не представили. По землям, находящимся в муниципальной собственности, согласование не должно проводиться. Включение в извещение двух участков явилось избыточным.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Согласно п.2 ч.2 данной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не ответствуют требованиям настоящего Федерального закона. То есть, если форма или содержание представленных документов не позволяют осуществить кадастровый учет объекта недвижимости.

Согласно ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» описание границ местоположения земельного участка отнесено к уникальным характеристикам объекта недвижимости, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости.

По п.2 ч.1 ст. 22 указанного закона с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке \если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ \.

В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке участников долевой собственности колхоза, кроме этого сведения о земельных участках.

В извещении кадастрового инженера, опубликованном в газете говорится о выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков. Кроме этого, в результате проводимых кадастровых работ произойдет изменение границ и земельного участка участников долевой собственности колхоза.

Согласно п.20 Федерального закона № 334-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 39 Федерального закона № 221-ФЗ изложена в новой редакции, и указанные изменения вступили в силу с момента опубликования, а не с 1 марта 2010 года как иные положения указанного закона. Но и предыдущая редакция ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривала обязательное согласование местоположения границ земельных участков в случае выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу об обязательности согласования местоположения границ земельных участков заявителей с заинтересованными лицами, в том числе и с участниками общей долевой собственности колхоза и несостоятельности заявлений заинтересованных лиц о том, что такое согласование в данном случае не нужно.

Кроме этого, несмотря на отрицание необходимости проведения согласования местоположения границ земельных участков, кадастровым инженером было принято решение о таком согласовании и в газете было опубликовано извещение о проведении соответствующего собрания.

Согласно п.3 ч.9 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны – кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков \при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков\ либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки.

В извещениях в газете указано о выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков. Данное извещение одинаково по содержанию для межевых планов всех 8 участков.

Однако в представленных межевых планах указаны конкретные местоположения каждого земельного участка.

Согласно ст.40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

В межевых планах имеются акты согласования местоположения границ земельных участков, в которых отмечено отсутствие явки заинтересованных лиц, только в двух актах в межевых планах отмечена явка собственника земельного участка С.Г., но и в данных актах имеются отметки о неявке остальных заинтересованных лиц.

В связи с изложенным суд пришел к выводу об отсутствии в представленных межевых планах надлежащего извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. При отсутствии такого надлежащего извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков нельзя сделать однозначного вывода о наличии или отсутствии земельного спора о согласовании местоположения границ земельных участков.

В решениях об отказе в учете объектов недвижимости также указано на то, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в газете не прописано местоположение земельного участка, образуемого путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок.

Таким образом, необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» \п.2 ч.2 ст.27 \, а именно документы о согласовании местоположения границ земельных участков составлены с нарушениями и подлежат доработке.

Согласно ч.8 ст.27 указанного федерального закона решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании п.2 ч.2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Кадастровый орган отметил, что в извещении не прописано местоположение границ земельного участка, то есть, указав на несоответствие содержания представленных документов закону, в рекомендациях указал на необходимость предоставления документов о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном Федеральным законом порядке. Решение было принято на основании представленных, а не отсутствующих документов и рекомендации кадастрового органа связаны с отказом в осуществлении кадастрового учета, а не его приостановлением.

Суд решил заявителям в удовлетворении заявлений о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области \ Управление Роснедвижимости по Ивановской области \ об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, об обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области поставить на кадастровый учет земельные участки отказать в полном объеме.

Вступило в законную силу 11.06.2010 года.