о признании незаконным решения об отказе в учете объекта недвижимости



Дело № 2-164

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года гор. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре А.Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по жалобе К.Н. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Ивановской области об отказе в учёте объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

К.Н.. обратился в Юрьевецкий районный суд с жалобой на действия Управления Росреестра по Ивановской области по следующим основаниям. Решением Юрьевецкого отдела Управления Росреестра по Ивановской области № … от … года заявителю было отказано в регистрации изменений сведений целевого назначения земельного участка с «для крестьянско-фермерского хозяйства» на «для дачного строительства». К. считает данное решение незаконным, поскольку оно не отвечает требованиям действующего законодательства. Юрьевецкий отдел, отказывая ему, указал, что для регистрации указанных сведений недостаточно одного Решения собственника земельного участка, и рекомендовал направить в их адрес акт органов местного самоуправления с решением об изменении разрешенного использования земельного участка. К.Н. неоднократно обращался в Администрацию Юрьевецкого муниципального района с аналогичным заявлением, однако, ему был дан ответ, что одним из способов изменения разрешённого использования земельного участка, является самостоятельное решение собственника об изменении разрешённого использования земельного участка с последующим обращением в органы Росреестра. К.Н. с аналогичным вопросом обращался и в Минэкономразвития РФ, где ему был дан аналогичный ответ со ссылкой на Письмо Минэкономразвития № Д 23-1219 от 08.04.2010 года «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка». В связи с этим просит Решение Юрьевецкого отдела Управления Ростреестра по Ивановской области отменить и вынести решение о внесении изменений в сведения о земельном участке в Государственный кадастр недвижимости.

В ходе судебного заседания К.Н. поддержал свои требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении. К.Н.Н. пояснил, что данный земельный участок он сдал в аренду, и на нём арендатор возвёл жилой дом. Данный земельный участок находится под обременением. Он неоднократно обращался в администрацию Юрьевецкого района с просьбой о проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешённого использования земельного участка с «для крестьянско-фермерского хозяйства» на «для дачного строительства». Каждый раз он получал отказ по различным предлогам, последний ответ им был получен … года, заручившись которым, он и обратился в органы Росреестра.

Представитель Управления Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) по Ивановской области в судебное заседание не явился. В суд представлен отзыв, из которого следует, что жалобу К.Н. Управление не поддерживает. Обращено внимание на то, что в Юрьевецком отделе, как и справочной базе «Консультант Плюс» имеется Письмо Минэкономразвития РФ от 08.04.2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка» в совершенно иной редакции, из которой следует, что в настоящее время собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить вид разрешённого использования «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешённого использования «для дачного строительства» на основании решения органа местного самоуправления с учётом публичных слушаний. Кроме того, в согласно п. 70 Приказа Министерства юстиции РФ № 35 от 20.02.2008 года «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешённого использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Суд, выслушав заявителя К.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, предусмотрено ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от … года К.Н. является собственником земельного участка, общей площадью … кв.м, расположенного по адресу: … л.д.9).

Из кадастровой выписки об указанном земельном участке следует, что участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – для крестьянского фермерского хозяйства. Кроме того, данный участок в целом обременён в пользу М.В. Факт обременения по договору залога не оспаривает и заявитель К.Н.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Разрешенное использование - это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК). В то же время собственник участка обязан использовать землю в соответствии, как с целевым назначением, так и разрешенным использованием (ст. 42 ЗК).

Виды разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев этих участков.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Часть 1 статьи 77 ЗК РФ гласит, что «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей».

Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч.1 ст. 6 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 133- ФЗ РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами.

Дачный земельный участок, в соответствии со ст. 1 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Из установленных в ходе судебного заседания обстоятельств следует, что К.Н. не использует земельный участок по назначению, наоборот, он передал его в аренду, на котором арендатор возвела жилой дом общей площадью … кв.м. … года состоялось решение Юрьевецкого районного суда по иску М.Т. к К.Н. о признании права собственности на данный дом. Решением суда М.Т. в иске было отказано.

Земельный участок К.Н. не располагается на землях населённого пункта, относится к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения», который в соответствии с ч.2 ст. 77 ЗК РФ относится к сельскохозяйственным угодьям, предназначенным для ведения крестьянского фермерского хозяйства. К.Н., приобретая данный земельный участок, знал о его характеристиках и назначении.

Согласно ч.1 ст. 79 ЗК РФ «Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране».

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Как указывалось выше, согласно п. 9 ст.1, п.2 и п.6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ разрешённое использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Из текста указанного Закона следует, что требования к зонированию территорий установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применения нормы земельного и градостроительного законодательства.

Согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

До настоящего времени правила землепользования и застройки не приняты.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 191 –ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но, не позднее чем до 01 января 2010 года, решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учётом результатов публичных слушаний. Данные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учётом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Суд, проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, приходит к выводу о том, что на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения могут возводиться объекты недвижимости при условии, что они будут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства. Кроме того, изменение вида разрешенного использования возможно только на основании решения органа местного самоуправления с учётом публичных слушаний.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что единоличного решения собственника земельного участка – К.Н. об изменении разрешённого вида использования земельного участка в данном случае не достаточно.

В соответствии с п. 70 Приказа Министерства Юстиции РФ № 35 от 20.02.2008 года «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешённого использования земельного участка в вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления

В связи с этим решение Юрьевецкого отдела Управления Росреестра по Ивановской области № … от … года, со ссылкой на п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ РФ № 221 – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которым К.Н. было отказано в учёте объекта недвижимости с рекомендацией о предоставлении в орган кадастрового учёта объекта недвижимости акта органа местного самоуправления об изменении разрешённого использования земельного участка, следует считать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 258 ч.4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, требования К.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 94-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

К.Н. в удовлетворении заявленных требований – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение составлено в окончательной форме 06 августа 2010 года.

Решение вступило в законную силу 16.08.2010

Согласовано: