Дело № 2-123
Извлечение из решения от 15.07.2010 г. по иску О. к ОАО.
о взыскании заработной платы, компенсации, начисляемой при расторжении трудового договора с руководителем предприятия, перерасхода по авансовому отчету, процентов за просрочку выплаты сумму, причитающихся работнику при увольнении, компенсации морального вреда.
Юрьевецким районным судом рассмотрено в открытом судебном заседании дело по иску О. к ОАО о взыскании заработной платы, компенсации, начисляемой при расторжении трудового договора с руководителем предприятия, перерасхода по авансовому отчету, процентов за просрочку выплаты сумму, причитающихся работнику при увольнении, компенсации морального вреда.
Судом установлено, что О. на основании трудового договора занимал должность генерального директора ОАО. Трудовой договор был заключен сроком на один год. Должностные обязанности О. исполнял добросовестно, не было наложено каких-либо взысканий за нарушение трудовой дисциплины. Приказом ОАО полномочия О. как генерального директора ОАО были досрочно прекращены на основании Протокола внеочередного заседания Совета директоров ОАО. В день прекращения договора работодатель обязан был выдать работнику трудовую книжку и произвести расчет. Заработная плата за два месяца не была выплачена. Трудовой договор с генеральным директором ОАО предусматривает, что в случае расторжения трудового договора с руководителем до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа при отсутствии виновных действий \бездействий \ ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере трехмесячного оклада. Кроме этого, при прекращении полномочий О. бухгалтерией в соответствии с финансовым отчетом была выявлена сумма перерасхода, которая должна быть возмещена работнику из средств предприятия.
В день увольнения ОАО должны были выплатить О.: заработную плату за два месяца, компенсацию при расторжении трудового договора с руководителем по решению уполномоченного органа, сумма перерасхода по авансовому отчету. Однако расчет с О. произведен не был. Невыплата О. заработной платы и компенсации следует рассматривать как правонарушение со стороны работодателя. По состоянию на день обращения с иском О. ОАО обязано оплатить компенсацию за задержку выплат.
Кроме этого, по мнению истца, неправомерными действиями ОАО ему причинен моральный вред. Затягивание процесса урегулирования привело к негативным последствиями для здоровья О., что подтверждается нахождением на больничном после получения информации об отрицательном решении Государственной инспекции труда по Ивановской области.
О. обращался с жалобой в Государственную инспекцию труда по Ивановской области. Однако в ответе возможность решения вопроса о выплате причитающихся О. сумм была связана с моментом передачи бухгалтерских документов новому директору. Данный вопрос был предметом рассмотрения Арбитражного суда. Его решением подтверждено, что в день увольнения О. у новых руководителей предприятия была возможность получить все учредительные документы, печать, договоры и все бухгалтерские и хозяйственно-распорядительные документы и произвести расчет и выплатить О. суммы, причитающиеся при увольнении, однако этого не было сделано.
Истец пояснил, что в соответствии с трудовым договором работал по совместительству в свободное от основной работы время, был подотчетен Совету директоров и Общему собранию Общества. Осуществление управленческих функций не строго ограничено продолжительностью рабочего дня и выходило за рамки графика трудовой деятельности работников. В период работы на О. не было наложено дисциплинарных взысканий, в том числе связанных с соблюдением режима труда. О. находился в ежегодных основных оплачиваемых отпусках, что отражено в расчетах заработной платы за данные периоды.
Представитель ответчика – Б.Л. исковые требования не признала и пояснила, что О. не была получена заработная плата. Свою деятельность в должности генерального директора О. прекратил. В последний месяц перед увольнением О. не работал ни дня, свои обязанности не исполнял. Им не получена компенсация при расторжении трудового договора. Однако при передаче документов было предложено получить компенсацию, но он устно отказался. Так как сам истец решил не получать компенсацию, не может быть и процентов за просрочку выплаты сумм. Причинно-следственная связь между хроническим заболеванием и сложившейся ситуацией не доказана. У ответчика не было возможности рассчитать заработную плату, так как имели место трудности с получением документации от ООО, причины досрочного прекращения полномочий изложены в протоколе. Табеля учета рабочего времени вел главный инженер, но не мог вести учет работы генерального директора.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к необходимости частичного удовлетворения требований О. по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Конвенции относительно заработной платы от 01 июля 1949 года № 95, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 года «1.Заработная плата будет выплачиваться через регулярные промежутки времени. Если не существует других соответствующих урегулирований, обеспечивающих выплату заработной платы через регулярные промежутки времени, то периоды выплаты заработной платы должны быть предписаны национальным законодательством или определены коллективным договором или решением арбитражного органа.
2. Когда истекает срок трудового договора, окончательный расчет заработной платы, причитающейся трудящемуся, должен быть произведен в соответствии с национальным законодательством, коллективным договором или решением арбитражного органа или - за отсутствием такого законодательства, соглашения или решения - в разумный срок с учетом условий контракта».
Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Из ст.136 ТК РФ следует, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно протоколу внеочередного заседания Совета директоров ОАО принято решение назначить по совместительству на должность генерального директора ОАО О. В тот же день Совет директоров ОАО в лице председателя заключил с О. трудовой договор.
В соответствии с протоколом внеочередного заседания Совета директоров ОАО досрочно прекращены полномочия генерального директора Общества О. с выплатой компенсации в размере двух окладов. По приказу О. сложил с себя полномочия генерального директора ОАО по инициативе работодателя.
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Из ст. 140 ТК РФ следует, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно трудового договора, заключенного между Советом директоров ОАО и О. п.1.1 работник назначается на должность генерального директора Общества по совместительству, по п.4.1 продолжительность рабочего дня устанавливается не более 4 часов в день в свободное от основной работы время.
Доводы представителя истца о том, что ни какого графика работы у О. не было, по мере необходимости он работал с документами, некоторые вопросы решал и по месту основной работы, в указанные месяцы был в отпуске и на больничных в судебном заседании не опровергнуты. Одновременно, представитель ответчика пояснила, что в последний месяц О. заключил ряд договоров и соглашений.
По ст.279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п.2 ст.278 настоящего Кодекса \ то есть в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора\ при отсутствии виновных действий \бездействия\ руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определенном трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Выплата указанной компенсации предусмотрена и п.6.2 Трудового договора с генеральным директором ОАО.
Виновное неисполнение руководителем возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком и, следовательно, должно производиться с соблюдением правил, установленных ст.192 – 193 ТК РФ, то есть с привлечением работника к дисциплинарной ответственности. Однако согласно уведомлению ОАО О. в период работы в должности генерального директора к дисциплинарной ответственности не привлекался.
Сумма перерасхода по авансовому отчету подтверждена документально, не оспаривается ответчиком и также подлежит взысканию в пользу О.
Подлежит взысканию в пользу О. и сумма процентов за нарушением работодателем срока выплат сумм, причитающихся работнику при увольнении, поскольку расчет с О. не произведен до настоящего времени, что не оспаривается представителем ответчика.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты …при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов \денежной компенсации \ в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня после установленного срока выплат по день фактического расчета включительно.
Согласно актам приема – передач О. передал руководству ОАО «печать, штамп, учредительные документы, приказы, копии договоров, документы по банкротству, документы по зачетам и уступкам, а также бухгалтерские документы. Нахождение документов бухгалтерской отчетности в иной организации было известно руководству ОАО, что подтвердил в судебном заседании свидетель П., являющийся главным инженером предприятия.
ООО осуществляло на основании договора деятельность по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности ОАО, что не препятствовало произвести расчет с О. в день его увольнения.
Истцом О. заявлено требование о взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
С учетом длительного срока не выплаты О. причитающихся при увольнении сумм, суд считает требование О. о компенсации морального вреда обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, с учетом требований разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил О. восстановить пропущенный срок исковой давности по данному иску к ОАО. Исковые требования О. удовлетворить частично. Взыскать в пользу О. с ОАО задолженность по заработной плате, компенсацию при расторжении трудового договора с руководителем по решению уполномоченного органа, сумму перерасхода по авансовому отчету, сумму процентов за нарушение работодателем срока выплат при увольнении, компенсацию морального вреда.
Взыскать с ОАО в доход государства государственную пошлину.
Решение окончательной форме вынесено 19 июля 2010 года
Решение вступило в законную силу 06.09.2010 г.