Дело № 2-248 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года гор. Юрьевец, Ивановской области Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., с участием прокурора Яшиной И.В., при секретаре Овчинниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Отделу образования, МДОУ «Р», Администрации района о признании образовательной деятельности, осуществляемой МДОУ «Р» незаконной и приостановлении образовательной деятельности МДОУ «Р» до получения лицензии для осуществления образовательной деятельности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области в интересах неопределённого круга лиц и интересах Российской Федерации с исковым заявлением к Отделу образования, МДОУ «Р», Администрации района о признании образовательной деятельности, осуществляемой МДОУ «Р» незаконной и приостановлении образовательной деятельности МДОУ «Р» до получения лицензии для осуществления образовательной деятельности. В ходе проверки в порядке надзора, проведённой прокуратурой в отношении МДОУ «Р» на предмет соблюдения требований закона РФ «Об образовании», выяснилось, что указанное учреждение осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии. Обосновывая свои требования, прокурор ссылается на положения п. 2 ст. 16, ч.1 ст. 17, 31, ч.1 ст. 33.1, п.6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», регламентирующих порядок деятельности образовательных учреждений. В частности, в п. 6 ст. 33 настоящего Закона указано, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). О необходимости иметь лицензию также прописано и в п. 3.5 Устава МДОУ «Р». Об обязанности лицензировать образовательную деятельность по образовательным программам гласит п. 105 ч.1 ст. 17 ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с изложенным прокурор просит суд признать образовательную деятельность, осуществляемую МДОУ «Р», незаконной и приостановить образовательную деятельность МДОУ «Р» до получения соответствующей лицензии. В ходе судебного заседания прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении. Кроме того, пояснила, что в ходе комиссионного осмотра задания МДОУ «Р». .апреля. .года, было установлено, что оно не отвечает требованиям закона, а дальнейшее пребывание в нём детей и персонала создаёт угрозу их жизни и здоровью. Представитель ответчика – Отдела образования администрации района М. исковые требования признала, пояснив следующее. Действительно, МДОУ «Р» с. .года по настоящее время осуществляет образовательную деятельность без лицензии, что является нарушением закона. О проблеме здания, в котором располагается МДОУ, вопрос ставили давно. В настоящее время существует Распоряжение главы администрации района о предоставлении МДОУ помещений в здании школы. В течение летнего периода этого года будут проводиться ремонтные и строительные работы по переоборудованию и перепланировке помещений здания школы под МДОУ. Когда ремонтные работы будут закончены, необходимо будет проводить работу по лицензированию образовательной деятельности МДОУ. В том положении, в котором сейчас находится МДОУ, положительного решения о лицензировании образовательной деятельности, по её мнению, не будет. Просила суд отсрочить исполнение решения до. .сентября. .года, поскольку возможности обеспечить детей местами в других МДОУ района не имеется. Представитель ответчика МДОУ «Р» - заведующая МДОУ М.Н. согласилась с доводами прокурора, между тем, просила суд деятельность МДОУ не приостанавливать, а, по возможности, отсрочить исполнение решения до. .сентября. . года, поскольку, полагает, что к указанной дате будут проведены ремонтные работы в здании школы. Представитель ответчика – администрации района К. поддержала мнение и позицию ответчиков по настоящему делу, пояснив, что невозможность оформить и получить лицензию объясняется недостаточностью финансирования. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статья 43 Конституции Российской Федерации за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Положениями статей 2 и 5 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. от 17.06.2010г.) гарантируется бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе (ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально – экономических условий для получения образования. Общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях гарантируется в пределах государственных образовательных стандартов. Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Пунктами 6 и 7 ст. 33 Закона об образовании установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, определен в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277. В соответствии с Законом об образовании лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат: - образовательные учреждения (организации) (п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании"); - научные организации (п. 24 ст. 28 Закона РФ "Об образовании"); - предприятия (организации), имеющие образовательные подразделения, на право осуществления образовательной деятельности только по программам профессиональной подготовки (п. 3 ст. 21 Закона РФ "Об образовании"); - общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (п. 9 ст. 12 Закона РФ "Об образовании"). Согласно Закону об образовании детские сады относятся к образовательным учреждениям дошкольного типа, целью которых является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей. Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. N 677, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Как установлено в ходе судебного заседания, МДОУ «Р» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от. .декабря. .года,. .ноября. .года и от. .октября. .года. Учреждение имеет Устав, который согласован с начальником отдела образования и утверждён постановлением главы администрации района №.. от. .марта. .года. Из п. 3.5 Устава следует, что «право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникает у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения)». Учредителем ДОУ является Отдел образования. Имущество ДОУ закрепляется за учреждением на основе договора на право оперативного управления и является собственностью района. Как пояснили представители соответчиков, в период с. .года по настоящее время детское учреждение осуществляет свою деятельность без лицензии. Срок прежней лицензии истёк. .декабря. .года. В настоящее время учреждение посещают. .воспитанников, обслуживающий персонал составляет. .человек. Из информации заведующей МДОУ от. .февраля. .года следует, что учреждение не имеет лицензии по той причине, что с. .года по настоящее время решается вопрос о переводе детского сада в здание школы. Между тем, денежных средств для осуществления указанного перевода в период с. .года по. . года выделено не было. В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из текста договора о взаимоотношениях дошкольного образовательного учреждения с Учредителем от. .июля. .года, заключённого между ДОУ и Отделом образования (Учредитель), учредитель обязан обеспечить бюджетное финансирование деятельности ДОУ на основе государственных и местных нормативов, определённых в расчёте на одного ребёнка с учётом специфики ДОУ (п. 3.3); оплачивать расходы на проведение экспертизы деятельности ДОУ (п. 3.10). Статья 33 Закона «Об образовании» предусматривает, что лицензия на ведение образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. Выдаваемая образовательному учреждению или его филиалу на осуществление образовательной деятельности лицензия подтверждает качество образования и безопасность осуществления образовательного процесса для всех обучающихся и работающих в образовательном учреждении лиц. При отсутствии у образовательного учреждения и филиала лицензии на осуществление указанных видов деятельности невозможно утверждать, что осуществляемый ими образовательный процесс отвечает предъявляемым к нему требованиям качества и безопасности. Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривается сторонами, здание МДОУ требует срочного ремонта, нахождение детей в помещениях здания недопустимо, так как представляет прямую угрозу жизни детей и сотрудников (акт обследования от. .года и акт обследования от. .года). Согласно п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников; за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Из п. 46 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. № 277, за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление образовательно-воспитательной деятельности образовательным учреждением без соответствующей лицензии запрещено. Осуществление МДОУ «Р» безлицензионной образовательно-воспитательной деятельности грубо нарушает законные права и интересы воспитанников и обучающихся данного образовательного учреждения, их законных представителей, работников данного учреждения, то есть неопределенного круга лиц, и противоречит действующему законодательству, прямо запрещающему осуществление такой деятельности. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Суд, с учётом характера спорных правоотношений, а также обстоятельств дела, полагает, что отсрочка исполнения решения в данном случае применяться не должна. Принимая во внимание тот факт, что ответчики являются бюджетными организациями, государственная пошлина в бюджет взысканию с них не подлежит. На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора – удовлетворить. Признать деятельность МДОУ «Р» по организации и осуществлению образовательного процесса без лицензии – незаконной. Приостановить осуществление образовательной деятельности в МДОУ «Р» до получения учреждением соответствующей лицензии. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд Ивановской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Решение вынесено в окончательной форме 23 мая 2011 года. Председательствующий: Решение вступило в законную силу 06.07.2011 г.