2-247-2011 о понуждении к исполнению требований закона `Об образовании`



Дело № 2-247

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года гор. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., с участием прокурора Яшиной И.В., при секретаре Овчинниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц и РФ к Отделу образования, МДОУ Щ, Администрации района о признании образовательной деятельности, осуществляемой МДОУ Щ незаконной и о приостановлении образовательной деятельности МДОУ Щ до получения лицензии для осуществления образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор района обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области в интересах неопределённого круга лиц и интересах РФ с исковым заявлением к Отделу образования, МДОУ Щ, Администрации района о признании образовательной деятельности, осуществляемой МДОУ Щ незаконной и приостановлении образовательной деятельности МДОУ Щ до получения лицензии для осуществления образовательной деятельности.

В ходе проверки в порядке надзора, проведённой прокуратурой в отношении МДОУ Щ на предмет соблюдения требований закона РФ «Об образовании», выяснилось, что указанное учреждение осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии. Обосновывая свои требования, прокурор ссылается на положения п. 2 ст. 16, ч.1 ст. 17, 31, ч.1 ст. 33.1, п.6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», регламентирующих порядок деятельности образовательных учреждений. В частности, в п. 6 ст. 33 настоящего Закона указано, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Об обязанности лицензировать образовательную деятельность по образовательным программам гласит п. 105 ч.1 ст. 17 ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с изложенным прокурор просит суд признать образовательную деятельность, осуществляемую МДОУ Щ, незаконной и приостановить образовательную деятельность МДОУ Щ до получения соответствующей лицензии.

В ходе судебного заседания прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении. Кроме того, пояснила, что в ходе комиссионного осмотра задания детского сада. .апреля. . года, было установлено, что оно не отвечает требованиям закона, а дальнейшее пребывание в нём детей и персонала создаёт угрозу их жизни и здоровью.

Представитель ответчика – Отдела образования М. исковые требования признала, пояснив, что детский сад был реорганизован из МОУ Щ в. .году. МДОУ Щ вообще не имел лицензии на осуществление образовательной деятельности. Учитывая техническое состояние здания, в котором расположен детский сад, данное учреждение лицензию получить не сможет.

Представитель ответчика МДОУ Щ - заведующая детским садом М.Н. согласилась с доводами прокурора, пояснив, что действительно, учреждение до настоящего момента лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет. Здание, в котором располагается детский сад, находится в аварийном состоянии. Против приостановления образовательной деятельности не возражает.

Представитель ответчика – администрации района К. поддержала мнение и позицию ответчиков по настоящему делу, пояснив, что вопрос с указанным детским садом решается.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 43 Конституции Российской Федерации за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Положениями статей 2 и 5 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. от 17.06.2010г.) гарантируется бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе (ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально – экономических условий для получения образования. Общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях гарантируется в пределах государственных образовательных стандартов.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Пунктами 6 и 7 ст. 33 Закона об образовании установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, определен в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277.

В соответствии с Законом об образовании лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат:

- образовательные учреждения (организации) (п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании");

- научные организации (п. 24 ст. 28 Закона РФ "Об образовании");

- предприятия (организации), имеющие образовательные подразделения, на право осуществления образовательной деятельности только по программам профессиональной подготовки (п. 3 ст. 21 Закона РФ "Об образовании");

- общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (п. 9 ст. 12 Закона РФ "Об образовании").

Согласно Закону об образовании детские сады относятся к образовательным учреждениям дошкольного типа, целью которых является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей.

Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. N 677, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Как установлено в ходе судебного заседания, МДОУ Щ является юридическим лицом, что подтверждается соответствующими свидетельствами. Учреждение имеет Устав, который согласован с начальником отдела образования администрации района и утверждён постановлением главы администрации района. Из Устава следует, что «Учреждение создано в целях: обеспечения воспитания и обучения детей дошкольного возраста; сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; оказания помощи семье в воспитании детей». Учредителем ДОУ является Отдел образования (п. 2.1 Устава). Имущество ДОУ закрепляется за учреждением на основе договора на право оперативного управления и является собственностью района.

Как пояснили представители соответчиков, с начала реорганизации, т.е. с. .сентября. . года по настоящее время детское учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии.

В настоящее время учреждение посещают 30 воспитанников, обслуживающий персонал составляет 12 человек.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из текста договора о взаимоотношениях дошкольного образовательного учреждения с Учредителем от. .июля. .года, заключённого между ДОУ и Отделом образования (Учредитель), учредитель обязан обеспечить бюджетное финансирование деятельности ДОУ на основе государственных и местных нормативов, определённых в расчёте на одного ребёнка с учётом специфики ДОУ (п…); оплачивать расходы на проведение экспертизы деятельности ДОУ (п…).

Статья 33 Закона «Об образовании» предусматривает, что лицензия на ведение образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.

Выдаваемая образовательному учреждению или его филиалу на осуществление образовательной деятельности лицензия подтверждает качество образования и безопасность осуществления образовательного процесса для всех обучающихся и работающих в образовательном учреждении лиц. При отсутствии у образовательного учреждения и филиала лицензии на осуществление указанных видов деятельности невозможно утверждать, что осуществляемый ими образовательный процесс отвечает предъявляемым к нему требованиям качества и безопасности.

Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривается сторонами, здание МДОУ требует срочного ремонта, нахождение детей в помещениях здания недопустимо, так как представляет прямую угрозу жизни детей и сотрудников (акт обследования от. .года и акт обследования от. .года).

Согласно п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников; за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Из п. 46 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. №277, за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление образовательно-воспитательной деятельности образовательным учреждением без соответствующей лицензии запрещено.

Осуществление МДОУ Щ безлицензионной образовательно-воспитательной деятельности грубо нарушает законные права и интересы воспитанников и обучающихся данного образовательного учреждения, их законных представителей, работников данного учреждения, то есть неопределенного круга лиц, и противоречит действующему законодательству, прямо запрещающему осуществление такой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание тот факт, что ответчики являются бюджетными организациями, государственная пошлина в бюджет взысканию с них не подлежит.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора – удовлетворить в полном объёме.

Признать деятельность МДОУ Щ по организации и осуществлению образовательного процесса без лицензии – незаконной.

Приостановить осуществление образовательной деятельности в МДОУ Щ до получения учреждением соответствующей лицензии.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд Ивановской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение вынесено в окончательной форме 24 мая 2011 года.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу 06.07.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200