Дело № 2-242 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 апреля 2011 года гор. Юрьевец, Ивановской области Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., с участием прокуроров Яшиной И.В., Фаличевой Е.Ю., при секретарях Овчинниковой А.Н., Гоголиной Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОГОУ «И» об устранении требований пожарной безопасности, создающих опасность причинения вреда в будущем, У С Т А Н О В И Л : Прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области с исковым заявлением к ОГОУ «И» об устранении требований пожарной безопасности, создающих опасность причинения вреда в будущем. Из искового заявления следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требования законодательства о пожарной безопасности в указанном учреждении, в ходе которой были выявлены следующие нарушения: В здании спального корпуса: 1. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа (ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п. 6. 13*, № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г. Ст. 4, СП 1.13130.2009 п. 5.2.13; 2. для покрытия пола в коридоре на втором этаже на путях эвакуации используются горючие деревянные материалы (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4. ст. 134 ст. 6 табл. 28.); В здании административного корпуса: 3. отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек (ППБ 01-03 п.3, п. 51, СНиП 21-01-97* п. 6.22, СНиП 23-05-95 п. 7. 62, № 123-ФЗ от 22.07. 2008 г. ст. 4, СП 1.13130.2009 п. 4.3.1.); 4. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа здания (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.13* № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4, СП 1.13130.2009 п. 8.1.11); 5. для покрытия пола в коридоре на втором этаже на путях эвакуации используются горючие деревянные материалы (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4. ст. 134 ст. 6 табл. 28.); В здании учебного корпуса: 6. Отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.( (ППБ 01-03 п.3, п. 51, СНиП 21-01-97* п. 6.22, СНиП 23-05-95 п. 7. 62, № 123-ФЗ от 22.07. 2008 г. ст. 4, СП 1.13130.2009 п. 4.3.1.); 7. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа здания (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.13* № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4, СП 1.13130.2009 п. 8.1.11); 8. Для покрытия пола в коридоре на втором этаже на путях эвакуации используются горючие деревянные материалы (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4. ст. 134 ст. 6 табл. 28.). Прокурор считает, что выявленные нарушения пожарной безопасности создают опасность причинения вреда здоровью и жизни несовершеннолетних, обслуживающему персоналу при возникновении пожароопасной ситуации, в том числе и при возникновении пожара. Между тем, в соответствии с Уставом учреждения его целями являются обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников. Прокурор просит суд обязать ОГОУ «И» в срок до. . июня. . года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в полном объёме. В ходе судебного заседания исковые требования были уточнены, а именно, прокурор просил суд обязать ответчика устранить нарушения, указанные под пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, поскольку п. 5 и 8 указаны излишне, данные нарушения требований пожарной безопасности Учреждением устранены. Представители прокуратуры поддержали исковые требования с учётом их окончательной редакции, сославшись на обстоятельства, указанные в заявлении. Представитель ответчика - ОГОУ «И» с уточнённым текстом иска согласилась, просив суд при этом, предоставить учреждению отсрочку по устранению нарушений до. . августа. . года, поскольку учреждение финансируется из областного бюджета, который утверждается на финансовый год. Кроме того, проведение строительных работ в период учебного года запрещено правилами техники безопасности. Учреждению выделены значительные денежные средства, которые будут освоены на проведение противопожарных мероприятий. Часть нарушений законодательства о пожарной безопасности они уже начали устранять. Представитель третьего лица на стороне ответчика – Департамента образования в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства. В связи с заявлением просил дело рассмотреть без их участия. Представитель Главного Управления МЧС России - главный государственный инспектор по пожарному надзору, участвовавший в деле в качестве специалиста, С. пояснил, что нарушения правил пожарной безопасности в учреждении имеют место быть. Ранее неоднократно учреждение привлекалось к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Пояснил, что указанные нарушения грозят жизни и здоровью людей. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к ОГОУ «И» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и выполнению соответствующих мероприятий, прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Прокуратурой получена информация из отделения Государственного пожарного надзора УГПН Главного управления МЧС России о нарушениях требований пожарной безопасности в зданиях ОГОУ «И» (далее Учреждение). В соответствии с п. 2.1 Устава Учреждения основными его целями являются: освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников. Учреждение является юридическим лицом, имеет юридический адрес и имущество, которое ему передано в порядке оперативного управления и является собственностью области. На территории Учреждения расположены три двухэтажных здания: здание учебного корпуса, административное здание, здание спального корпуса. Здания административного и учебного корпусов соединяются между собой переходом, выполненным из кирпича. В Учреждении обучается. . воспитанников, обслуживающий персонал состоит из. .человек. В соответствии с положениями статьи 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ, включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности – ст. 2 вышеназванного Закона. Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет регулирование в области пожарной безопасности, как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к процессам проектирования, производства, эксплуатации и пр. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержание требования пожарной безопасности (нормы и правила). В соответствии со статьей 152 данный закон вступил в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 28.07.2008, в "Парламентской газете" - 31.07.2008). Исходя из части 4 статьи 4 указанного закона на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и или распоряжаться зданием, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями этого Федерального закона. Согласно материалам дела, что не оспаривается и участниками процесса, Учреждением нарушены следующие требования законодательства о пожарной безопасности: в здании спального корпуса: 1. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа; 2. для покрытия пола в коридоре на втором этаже на путях эвакуации используются горючие деревянные материалы; в здании административного корпуса: 3. отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек; 4. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа здания; в здании учебного корпуса: 5. отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.; 6. менее двух эвакуационных выходов имеется со второго этажа здания. Пункт 6.13* "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002) предусматривает, что этажи зданий класса Ф1.1, к которым в силу п. 5. 21* указанных норм относятся здания Учреждения, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. Установлено, что с этажей зданий Учреждения имеется менее двух эвакуационных выходов. Между тем, в силу норм закона и при имеющей технической возможности создание и строительство эвакуационных выходов является обязательным. Как установлено в судебном заседании в Учреждении обучаются. . воспитанников,. . человек – это обслуживающий персонал. Согласно пункту 6.22 "СНиП 21-01-97* и п. 4.3.1. "СП 1.13130.2009 пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05. Пункт 7.74. СНиП 23-05-95* предусматривает, что эвакуационное освещение в помещениях следует предусматривать: в местах, опасных для прохода людей, а также в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел. При таких обстоятельствах оборудование зданий административного и учебного корпуса Учреждения эвакуационным освещением обязательно. В здании спального корпуса, выполненного из кирпича, в коридоре на втором этаже на путях эвакуации используются горючие деревянные полы, что также является нарушением ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*, № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г. ст. 4. ст. 134 ст. 6 табл. 28. Суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в случае их не устранения создают опасность причинения вреда здоровью и жизни несовершеннолетних воспитанников, обслуживающему персоналу при возникновении пожароопасной ситуации, в том числе, и при возникновении пожара. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При указанных обстоятельствах исковые требования в уточнённой их форме подлежат удовлетворению в полном объёме. В соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Суд, с учётом мнения сторон, а также учитывая то, что ОГОУ «И» является бюджетным учреждением, которое содержится за счёт средств областного бюджета на основании сметы доходов и расходов, полагает возможным возложить выполнение мероприятий по устранению нарушений требований о пожарной безопасности на ответчика с установлением разумного срока их выполнения до. . августа. . года. Принимая во внимание тот факт, что финансирование ответчика осуществляется за счет средств бюджета, государственная пошлина в бюджет взысканию с него не подлежит. На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора к ОГОУ «И» - удовлетворить. Обязать ОГОУ «И» в срок до. .августа. .года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: В здании спального корпуса: 1. оборудовать второй этаж здания дополнительными эвакуационными выходами (не менее двух эвакуационных выходов); 2. заменить покрытие пола в коридоре на втором этаже на путях эвакуации на негорючие материалы; В здании административного корпуса: 3. оборудовать помещения, служащие для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, эвакуационным освещением; 4. оборудовать второй этаж здания дополнительными эвакуационными выходами (не менее двух эвакуационных выходов); В здании учебного корпуса: 5. оборудовать помещения, служащие для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, эвакуационным освещением; 6. оборудовать второй этаж здания дополнительными эвакуационными выходами (не менее двух эвакуационных выходов); Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Решение в окончательной форме вынесено 29 апреля 2011 года. Председательствующий: Решение вступило в законную силу 10 мая 2011 года