2-285-2011 о б устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-285

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года гор. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Овчинниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Отделу образования и МДОУ «С» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, создающих опасность причинения вреда в будущем,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Отделу образования и МДОУ «С» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, создающих опасность причинения вреда в будущем по следующим основаниям. В ходе проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей в части законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях района, проведённой прокуратурой, в МДОУ «С» были выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

1)отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся 50 человек, что является нарушением п. 3, п.51 ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-0595, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п.4.3.1. СП 1.13130.2009;

2)не испытана система внутреннего пожаротушения (пожарные краны), что является нарушением п. 89 СП 1.13130.2009, ст. 86 ч.1 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

3)не оборудовано противопожарной дверью (с пределом огнестойкости EI 30 часа) помещение электрощитовой и бельевой на первом этаже, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г, п. 6.8.19 СП 2.13130.2009;

4)не отделено помещение пищеблока от основного здания противопожарной преградой (противопожарной дверью 1-го типа), что является нарушением п.3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.2.3 СП 4.13130.2009;

5)ширина эвакуационных выходов (дверных проёмов) из помещений группы на первом и втором этажах при числе эвакуирующихся более 15 человек, составляет менее 1. 2 м, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.14 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*;

6)ширина лестничных маршей в здании 1.1-1,2 м. (менее 1,35 для зданий Ф.1.1), что является нарушением п. 6.29 СНиП 21-01-97*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

7)в лестничных клетках размещаются приборы отопления (радиаторы отопления), выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 м. от поверхности площадок лестниц, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6.32* СНиП 21-01-97*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 4.4.4. СП 1.13130.2009;

8)в коридоре второго этажа на путях эвакуации для покрытия пола используется линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

9)в коридорах первого и второго этажей на путях эвакуации для покрытия пола используются горючие деревянные материалы, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

10)распределительные устройства (устройства управления) на первом этаже здания установлены в помещении прачечной, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 7.1.52 ПУЭ -7;

11)отсутствует противопожарный люк 2-го типа, используемый для выхода на чердак (кровлю) здания из лестничных клеток, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 8,4* СНиП 21-01-97*.

Согласно Уставу МДОУ, оно обязано осуществлять свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Федеральными Законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, законами и нормативными актами Ивановской области, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ, другими нормативными актами, договором с учредителем. Учреждение несёт в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст. 37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В результате неисполнения администрацией МДОУ требований федерального законодательства о пожарной безопасности нарушается право несовершеннолетних, находящихся в учреждении, на жизнь и здоровье.

Наличие названных нарушений создаёт опасность причинения вреда здоровью и жизни несовершеннолетних, обслуживающему персоналу при возникновении пожароопасной ситуации, в том числе, при возникновении пожара.

В связи с изложенным прокурор просит суд обязать ответчиков устранить указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до. .августа. . года.

В ходе судебного заседания представитель прокуратуры поддержала исковые требования, уточнив их. В частности, прокурор отказался от исковых требований в части нарушений, предусмотренных п. 2 и п.10, т.к. указанные нарушения ответчиком исполнены, а также предусмотренных п.7, п.11, поскольку данные нарушения не относятся к ответчику. В пункт 9 прокурор внесла уточнения, изложив его в следующей редакции: «в коридорах второго этажа на путях эвакуации для покрытия пола используются горючие деревянные материалы». В остальной части иск поддержала в полном объёме. Окончательная редакция нарушений противопожарной безопасности выглядит следующим образом:

1. отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся 50 человек, что является нарушением п. 3, п.51 2.ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-0595, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п.4.3.1. СП 1.13130.2009;

2.не оборудовано противопожарной дверью (с пределом огнестойкости EI 30 часа) помещение электрощитовой и бельевой на первом этаже, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г, п. 6.8.19 СП 2.13130.2009;

3.не отделено помещение пищеблока от основного здания противопожарной преградой (противопожарной дверью 1-го типа), что является нарушением п.3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.2.3 СП 4.13130.2009;

4.ширина эвакуационных выходов (дверных проёмов) из помещений группы на первом и втором этажах при числе эвакуирующихся более 15 человек, составляет менее 1. 2 м, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.14 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*;

5.ширина лестничных маршей в здании 1.1-1,2 м. (менее 1,35 для зданий Ф.1.1), что является нарушением п. 6.29 СНиП 21-01-97*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

6.в коридоре второго этажа на путях эвакуации для покрытия пола используется линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

7.в коридорах второго этажей на путях эвакуации для покрытия пола используются горючие деревянные материалы, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

Дополнительно пояснила, что доказательств, подтверждающих тот факт, что дальнейшая эксплуатация здания МДОУ «С», с шириной эвакуационных выходов из помещений групп на первом и втором этажах в 0,9 м при необходимой ширине не менее 1, 2 м. и с шириной лестничных маршей в 1.15 м при необходимой ширине в 1, 35 м приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, у прокуратуры района не имеется. Полагает, что указание в п. 6.16 и в. 6.29 СНиП 21-01-97* на необходимость ширины дверного проёма (эвакуационного выхода) в 1.2 м и ширины лестничных маршей в 1.35 м. свидетельствует о том, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада при имеющейся ширине эвакуационных выходов и лестничных маршей опасна для жизни или здоровья детей и персонала. Истец предлагает устранить указанные нарушения в соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно, обязать ответчиков разработать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Против предлагаемых представителями ответчиков сроков исполнения решения суда не возражала.

Представитель третьего лица на стороне истца ГУ МЧС РФ – главный государственный инспектор ГПН С. поддержал требования прокурора, пояснив, что он, как должностное лицо, обязан поддерживать указанный иск. И как надзорный орган, заявляет, что дальнейшая эксплуатация здания с шириной эвакуационных выходов менее 1. 2 м. и лестничных маршей менее 1,35 м. угрожает жизни или здоровью людей. Подтвердил, что в 150 метрах от здания детского сада располагается пожарная часть.

Представитель ответчика – МДОУ «С» Е. исковые требования в окончательной редакции признала частично. Пояснила, что указанные в п. 4 и п.5 уточнённой редакции искового заявления нарушения правил пожарной безопасности, таковыми не являются. Здание эксплуатируется с. .года, оно строилось по типовому проекту, который разрабатывался с учётом требований пожарной безопасности того времени. Ни перепланировки, ни реконструкции, ни изменению функционального назначения здание не подвергалось. Кроме того, если проводить строительные работы, направленные на расширение дверных проёмов и лестничных маршей, то будут затронуты капитальные стены, и здание возможно, обрушится. Также пояснила, что на втором этаже здания имеется 4 эвакуационных выхода, а на втором этаже 10 эвакуационных выходов. Возражала Е. и против разработки технических условий, ссылаясь на вышеуказанные доводы, дополнительно пояснила, что это очень затратное мероприятие. Против нарушений, изложенных в п.п. 1,2, 3,6,7, не возражала, признала иск в данной части, просила суд отсрочить исполнение решения по п. 2 (установка двери помещения бельевой), по п.п. 1, 3, 6 и 7 – до. . года, по п.2 (установка двери в помещении электрощитовой) – до. .августа. .года. Увеличение срока исполнения решения мотивировала спецификой учреждения, пояснив, что оно является бюджетным, денежные средства выделяются детскому саду на финансовый год.

Представитель ответчика – Отдела образования Ф. поддержала позицию соответчика. Против нарушений, указанных в п.п. 5 и 6 искового заявления, категорически возражала, ссылаясь на то, что привести ширину эвакуационных выходов и лестничных маршей в соответствие с новыми нормами и правилами не представляется возможным, поскольку будут затронуты капитальные стены и здание подвергнется разрушению. Возражала против разработки технической документации, поскольку на данное здание распространяются противопожарные нормы, действовавшие в момент строительства сада.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Уставу МДОУ «С» является юридическим лицом, располагается по адресу: г. Ю., ул.С., д... В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем ДОУ является Отдел образования. МДОУ не имеет своей бухгалтерии, существует централизованная бухгалтерия Отдела образования.

Как пояснила представитель прокуратуры и представитель третьего лица - главный государственный инспектор ГПН С. в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности МДОУ выяснилось, что учреждением допущены следующие нарушения:

1. отсутствует эвакуационное освещение в помещениях, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся 50 человек, что является нарушением п. 3, п.51 2.ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-0595, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п.4.3.1. СП 1.13130.2009;

2.не оборудовано противопожарной дверью (с пределом огнестойкости EI 30 часа) помещение электрощитовой и бельевой на первом этаже, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г, п. 6.8.19 СП 2.13130.2009;

3.не отделено помещение пищеблока от основного здания противопожарной преградой (противопожарной дверью 1-го типа), что является нарушением п.3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.2.3 СП 4.13130.2009;

4.ширина эвакуационных выходов (дверных проёмов) из помещений группы на первом и втором этажах при числе эвакуирующихся более 15 человек, составляет менее 1. 2 м, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, ст. 4 № 123 – ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.14 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*;

5.ширина лестничных маршей в здании 1.1-1,2 м. (менее 1,35 для зданий Ф.1.1), что является нарушением п. 6.29 СНиП 21-01-97*, ст. 4 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

6.в коридоре второго этажа на путях эвакуации для покрытия пола используется линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

7.в коридорах второго этажей на путях эвакуации для покрытия пола используются горючие деревянные материалы, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п. 6, 25* СНиП 21-01-97*, ст. 134 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу ст.2 данного закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 32 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других общеобразовательных учреждений ППБ-101-89, утвержденными Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 года № 541, установлены требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Пунктом 1.3 указанных Правил предусмотрено, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты.

В соответствии со ст. 4 данного закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Из п.1 Правил следует, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения. Пункт 3 Правил указывает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке

Требование об установке противопожарной двери (с пределом огнестойкости Е1 30 часа) в помещении электрощитовой и бельевой на первом этаже и об отделении помещения пищеблока от основного здания противопожарной преградой 1-го типа обосновано ст.ст. 37,88, таблица 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.7.4, в соответствии с которыми части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной безопасности должны быть разделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Согласно п.5.14*СНиП 21-07-97 в противопожарных преградах предусмотрены противопожарные двери различных типов, соответствии с таблицей 2*.

В соответствии с СП 2.13130.2009. Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. утв. Приказом МЧС от 25.03.2009 № 172 с пунктом 6.8.19. Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.

Классификация, номера типов противопожарных преград, указанные в данном законе, воспроизводят положение п.5.12 СНиП 21-01-97* « Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.01.1997 № 18-7, согласно которому к противопожарным преградам относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия.

В соответствии со п.5.14 СНиП противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери и др.)- таблице 2*. Данные таблицы воспроизведены соответственно в таблицах 23,24,25 Федерального закона « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со Сводом правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям \ СП 4.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 171, в разделе 5.Требования к объектам жилого и общественного назначения, п.5.2.2.3 требует, предусматриваемые в составе объектов Ф 1.1 пищеблоки, предназначенные для обслуживания контингента объекта, отделять от основного здания противопожарными перекрытиями и стенами 2-го типа. При этом для указанных помещений, размещаемых в пределах одного этажа, допускается вместо стен 2-го типа устройство противопожарных перегородок 1-го типа.

Анализ приведенных документов в совокупности указывает на обоснованность требования искового заявления о возложении на ответчиков обязанности по оборудованию помещений элеткрощитовой и бельевой противопожарной дверью, и отделении пищеблока от основного здания противопожарной преградой 1-го типа. Кроме того, наличие указанных нарушений может привести к возникновению и распространению пожара. Данные нарушения ответчики признали и с требованием прокурора по их устранению согласились.

В соответствии с ч.ч.1,4,5 статьи 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Статья 134 данного закона устанавливает требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях:

1. Строительные материалы применяются в зданиях, сооружениях и строениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

6. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии со СНиП 21-01-97* п.6.25* (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7) в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Совокупный анализ перечисленных положений Федерального закона и СНиП подтверждают обоснованность требования искового заявления о необходимости приведения в соответствие требованиям пожарной безопасности покрытий на путях эвакуации в коридорах здания.

Как установлено в судебном заседании в Учреждении обучаются 100 воспитанников, 30 человек – это обслуживающий персонал. Согласно пункту 6.22 "СНиП 21-01-97* и п. 4.3.1. "СП 1.13130.2009 пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05. Пункт 7.74. СНиП 23-05-95* предусматривает, что эвакуационное освещение в помещениях следует предусматривать: в местах, опасных для прохода людей, а также в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.

При таких обстоятельствах оборудование здания Учреждения эвакуационным освещением обязательно.

Истец требует обязать ответчиков устранить нарушения, заключающиеся в наличии ширины эвакуационных выходов из помещений групп на первом и втором этажах менее чем 1.2 м. и в наличии ширины лестничных маршей менее 1,35 м., посредством разработки технической документации в соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В удовлетворении данной части иска надлежит отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384 ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», СНиП 2.8.02-89 "Общественные здания и сооружения" конструкции зданий и сооружений должны соответствовать строительным нормам и требованиям. Изменение конструкций зданий допускается, если это не влечет за собой его разрушение, причинение вреда жизнью и здоровью людей.

Представители ответчиков пояснили, что при устранении данных нарушений будут затронуты несущие конструкции здания, что может привести к его разрушению.

Таким образом, техническая возможность устранения данных нарушений правил пожарной безопасности с соблюдением строительных норм, установленных СНиП 2.8.02-89, техническими регламентами является предметом доказывания.

По ходатайству представителя прокуратуры с целью установления возможности устранения нарушений пожарной безопасности, связанных с конструкцией здания детского сада к участию в деле определением суда были привлечены специалисты, обладающие познаниями в области строительства, и назначен комиссионный осмотр здания детсада. На разрешение комиссии были поставлены вопросы о наличии – отсутствии технической возможности с соблюдением соответствующих требований закона, строительных норм и правил;

- для расширения эвакуационных выходов (дверных проёмов) из помещений групп на первом и втором этажах здания до ширины не менее 1,2 м. и увеличения ширины лестничного марша до 1,35 м., при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.

Согласно выводам специалистов расширение эвакуационных выходов из групп до ширины не менее 1.2 м и достижение ширины лестничных маршей в здании до 1,35 метра приведёт к ослаблению несущей способности капитальных стен здания, что может привести к риску деформации и обрушению плит перекрытия. Вышеуказанные строительные работы приведут к нарушению Федерального закона № 384 –ФЗ «О техническом регламенте безопасности зданий и сооружений».

Исходя из смысла пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что предметом доказывания в данном случае служит исследование возможной угрозы жизни или здоровью людей в случае возможного возникновения пожара при дальнейшей эксплуатации здания с шириной эвакуационных выходов из групп менее 1, 2 м. и с шириной лестничного марша менее 1.35 м.

Кроме того, наличие угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учётом его специфики и назначения, наличии в непосредственной близости от него других опасных объектов и т.п.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате государственной пошлины.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что эксплуатация здания детского сада с шириной эвакуационных выходов из групп первого и второго этажа в 90 сантиметров и лестничного марша шириной 1.15 м. будет угрожать жизни или здоровью людей в случае возможного возникновения пожара не представлено.

Из смысла п. 1 и п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности.

По сложившейся практике угроза жизни или здоровью людей существует, когда в здании отсутствуют: сигнализация, система оповещения людей; эвакуационные выходы; системы пожаротушения.

Из материалов дела усматривается, что здание детского сада относится ко II степени огнестойкости, двухэтажное. Отопление центральное, водяное от угольной котельной, расположенной в отдельном здании. В здании с первого этажа шесть выходов, со второго этажа два выхода по лестничным клеткам. Двери эвакуационных выходов свободно открываются и запираются на легкосъёмные запоры. Из каждого помещения групп по два эвакуационных выхода. На дверях лестничных клеток имеются устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах. Стены на лестничных клетках, в коридорах на путях эвакуации покрашены акриловой краской. В коридоре первого этажа на путях эвакуации для покрытия пола используется линолеум со следующими показателями пожарной опасности: Г1,В2,РП1,Т2. Ширина коридора на первом этаже 1, 45м. Помещения в здании детского сада обеспечены первичными средствами пожаротушения. На лестничных клетках в здании находятся 4 пожарных крана, краны укомплектованы рукавами и стволами. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре с 2007 года. Выведен сигнал о срабатывании пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения ПЧ-32. Телефонная связь в исправном состоянии. Противопожарное водоснабжение здания от пожарного гидранта, находящегося в 200 м. от здания (л.д.30-32).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация здания детского сада с шириной эвакуационных выходов из помещений групп в 90 сантиметров и шириной лестничного марша в 1 метр 15 сантиметров не создаёт угрозу жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Кроме того, по делу установлено, и не оспаривается сторонами, что здание детского сада построено в 1977 году, то есть, как до введения в действие вышеозначенного закона, так и СНиП 21-01-97*. Реконструкции, изменению функционального назначения здание не подвергалось. Суд обращает внимание на то, что пунктом 1.7* СНиП 21-01-97* установлено, что действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных решений в них, а также при изменении объёмно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий и сооружений. Указанные положения нашли своё отражение в части 3 статьи 80 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объёмно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Таким образом, поскольку функциональное назначение здания учреждения не менялось, реконструкций его не производилось, оснований для увеличения ширины эвакуационных путей и лестничных маршей в соответствии с требованиями п. 6.16 и п. 6.29 СниП 21-01-97* не имеется.

Более того, из буквального смысла ч.2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008), следует, что «для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности». То есть, для того, чтобы возникла обязанность по разработке указанного вида документации необходимо отсутствие нормативных требований пожарной безопасности на здание.

Между тем, на здание детского сада № 8 распространяются положения СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 N 126). В соответствии с п. 4.2 СНиП II-А. 5-70 «минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м». Ширина лестничного марша указанными правилами специально не нормировалась. Согласно акту осмотра от. . мая. . года, ширина эвакуационных выходов из здания составляет 1, 8 м., ширина эвакуационных выходов из групп – 90 см, ширина лестничного марша 1,15 метра.

Кроме того, в разделе «Введение» к СНиП 21-01-97* указано, что существует возможность отступления от какого-либо требования, изложенного в указанных правилах, при условии, если оно излагается с оговоркой «как правило». Из текста пункта 6.29 вышеуказанного СНиП следует, что «ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1».

Таким образом, возложить обязанность на ответчиков по разработке технической документации в соответствии с ч.2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" невозможно в силу положений вышеуказанного закона.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мнение сторон, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчиков принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, изложенных в п.п. 1, 2 (в части помещения бельевой), 3, 6 и 7 в срок до. .сентября. .года, в п.2 (в части помещения электрощитовой) – до. . августа. . года.

Принимая во внимание тот факт, что финансирование ответчиков осуществляется за счет средств бюджета, государственная пошлина в бюджет взысканию с него не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Обязать Отдел образования и МДОУ «С» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: гор. Ю., ул. С., д…, а именно:

- оборудовать помещения, служащие для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 50 чел. эвакуационным освещением – в срок до. . декабря. . года;

- оборудовать противопожарной дверью (с пределом огнестойкости EI 30 часа) помещение электрощитовой на первом этаже – в срок до. . августа. . года;

- оборудовать противопожарной дверью (с пределом огнестойкости EI 30 часа) помещение бельевой на первом этаже – в срок до. . декабря. . года;

- отделить помещение пищеблока от основного здания противопожарной преградой (противопожарной дверью 1 –го типа) – в срок до. . декабря. . года;

- в коридоре второго этажа на путях эвакуации покрытие пола заменить на линолеум, отвечающий требованиям пожарной безопасности – в срок до. . декабря. . года;

- в коридоре второго этажа на путях эвакуации предусмотреть для покрытия пола негорючие материалы – в срок до. . декабря. . года.

В удовлетворении остальных исковых требований - отказать.

Освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Юрьевецкий районный суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Капустина

Решение вынесено в окончательной форме 14 июня 2011 года.

Председательствующий: Е.А. Капустина

Решение вступило в законную силу 24 июня 2011года