Дело № 2-6 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 января 2012 года г. Юрьевец Ивановской области Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Хреновой О.Г. при секретаре Абрамовой Л.А., рассмотрев гражданское дело по иску Сахаровой Натальи Владимировны к ОАО «Домоуправление» и ООО «Теплоцентраль» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л : Сахарова Н.В. является собственником и проживает в квартире по адресу:.. .. В исковом заявлении Сахарова Н.В. утверждает, что система отопления дома не работает должным образом с 2003 года, температурный режим в квартире не соответствует установленным нормативам. 01.12.2008 года ею заключен договор № 148\62 управления многоквартирным домом с ОАО «Домоуправление», далее заключен аналогичный договор 88\62 от 01.02.2010 года. Сахарова Н.В. в исковом заявлении указывает, что неоднократно обращалась в управляющую компанию с заявления о проведении ремонта системы отопления, последнее заявление от 04.08.2011 года с требованием проведения ремонта в ОАО «Домоуправление» осталось без ответа. В связи с этим Сахарова Н.В. в судебном порядке просила обязать ОАО «Домоуправление» произвести ремонт системы отопления дома. В дальнейшем Сахарова Н.В. отказалась от искового требования об обязании производства ремонта системы отопления к ОАО «Домоуправление», поскольку этот ремонт произведен в период с 13 по 21 декабря 2011 года, производство по делу в этой части прекращено определением Юрьевецкого районного суда от 27 декабря 2011 года. Кроме того, из искового заявления следует, что температура в квартире Сахаровой Н.В. в среднем составляет 16 градусов С, что ниже нормативной, в связи с чем Сахарова Н.В. неоднократно обращалась к ресурсоснабжающей организации с заявление о перерасчете платы за потребленную энергию. Поскольку пререрасчет не произведен, Сахарова Н.В. просит в судебном порядке обязать ООО «Теплоцентраль «произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию за период с октября 2008 года по настоящее время. Кроме того, Сахарова Н.В. просит взыскать с ОАО «Домоуправление» убытки вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества в сумме … руб., поскольку вынуждена отапливать квартиру, используя электронагреватель, убытки связаны с увеличением платы за потребленную электроэнергию в период отопительного сезона. Так же Сахарова Н.В. просит взыскать с ОАО «Домоуправление» компенсацию морального вреда в сумме … рублей, поскольку из- за низкой температуры в квартире она и члены ее семьи часто болеют простудными заболеваниями, она нервничает, таким образом испытывает нравственные и физические страдания. Так же заявлено требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя сумме … рублей. В дальнейшем Сахарова Н.В. представила дополнительное исковое заявление, в котором просила взыскать с ООО «Теплоцентраль» в ее пользу неустойку за нарушение срока удовлетворения ее требования произвести перерасчет платы за тепловую энергию за период с 23 января 2009 года по 29 ноября 2011 года в сумме … руб., поскольку ее письменное требование о производстве перерасчета получено ООО «Теплоцентраль» 12 января 2009 года. Кроме того, Сахарова Н.В. заявила требование о взыскании неустойки с ОАО «Домоуправление» за нарушение срока удовлетворения ее требования об устранении недостатков предоставляемой услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 15 апреля 2010 года по 13 декабря 2011 года в сумме … рублей, полагая, что в результате невыполнения управляющей компанией своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту общего имущества был нарушен температурный режим в жилом помещении; так же просила взыскать с ОАО «Домоуправление» в возмещение морального вреда … рублей, а так же судебные расходы по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления и представительству в суде … рублей. В судебном заседании истица Сахарова Н.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснила следующее. С 2003 года после аварии и последовавшего за ней ремонта отопительной системы в ее квартире холодно. В январе 2009 года жители ее дома составили акт о предоставлении услуги ненадлежащего качества, с которым обратились в ООО «Теплоцентраль» и потребовали перерасчета платы за тепловую энергию. Ответа не последовало. ОАО «Домоуправление» так же не предприняло мер к ремонту системы отопления. 18 января 2009 года она обращалась в Единую диспетчерскую службу с заявкой о необходимости обследования и ремонта системы отопления, затем неоднократно обращалось с тем же вопросом, однако ее обращения остались без ответа. 10 декабря 2010 года она пригласила техника ОАО «Домоуправление» для обследования температуры квартиры, был составлен акт, но мер предпринято не было. В результате некачественной услуги она, ее ребенок стали болеть простудными заболеваниями, она обращалась к невропатологу. Для подъема температуры в квартире она вынуждена пользоваться нагревательным электрическим прибором, в результате чего в холодное время года платила ежемесячно за электроэнергию … рублей. ОАО «Домоуправление» обязано возместить ей убытки в виде дополнительных затрат на электроэнергию. В судебном заседании представитель истца Сахаровой Н.В.- К. исковые требования поддержала, указала, что ни ОАО «Домоуправление», ни ООО «Теплоцентраль» не дали Сахаровой Н.В. ответа на ее претензии. Представитель ответчика ОАО «Домоуправление» М. исковые требования не признал и пояснил следующее. ООО «Теплоцентраль» не исполняет обязательства по Договору поставки тепловой энергии, поставляет тепловую энергию на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не соответствующую требованиям нормативных актов ( Приложение № 11 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением ГК РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170).В связи с этим требование истца взыскать убытки и компенсацию морального вреда с ОАО «Домоуправление» необоснованно. ОАО «Домоуправление» обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома выполняет своевременно и в полном объеме в соответствии с заключенным Договором управления, это подтверждается отчетами перед собственниками. 08 апреля 2010 года в адрес ОАО «Домоуправление» поступила заявка Сахаровой Н.В., как представителя собственников дома о проведении ремонта внутридомовой системы отопления. Указанный ремонт внесен в план работ на 2011 год, в 2010 году осуществлялись ранее запланированные по заявкам жильцов дома работы. В 2011 году плановые ремонтные работы в доме №… по … были выполнены, с целью повышения качества теплоснабжения часть труб отопления заменены. В ходе судебного процесса при обследовании квартиры истца установлено, что истец самовольно изменил систему теплоснабжения в ванной комнате, удалил нагревательный элемент в ванной, т.е. истцом уменьшено количество нагревательных приборов в жилом помещении, что снижает температуру в квартире. Представитель ответчика ООО «Теплоцентраль» Д. исковые требования не признала, пояснив следующее. Сахарова Н.В. является должником ООО «Теплоцентраль», после получения предупреждения о необходимости оплаты задолженности в августе 2011 года, Сахарова Н.В. направила в адрес ООО «Теплоцентраль» претензию, однако факт предоставления услуги ненадлежащего качества не подтвердился. В настоящее время в мировом суде рассматривается иск о взыскании задолженности за тепловую энергию с Сахаровой Н.В. в размере … рублей за период с 01 августа 2008 по 30 ноября 2011 года. Истицей же заявлено требование о перерасчете платы за тепловую энергию в сумме … рублей. Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003 г. ООО «Теплоцентраль» поддерживает требуемое давление в подающем и обратном трубопроводах системы, тепло в дом подавалось надлежащего качества, о чем свидетельствуют акты осмотра. Производство перерасчетов осуществлялось ООО «Теплоцентраль» в связи с перебоями в подаче тепловой энергии, что подтверждено документально. Для перерасчета платежей за тепловую энергию за октябрь 2008 года нет оснований, кроме того, срок исковой давности истек. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 154,157 ЖК РФ собственник помещения многоквартирного дома осуществляет плату за коммунальные услуги, что включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам")) перечисляет следующие виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг указывает, что при заключении собственниками договора о приобретении тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Аналогичные положения включены в договоры поставки тепловой энергии, заключавшиеся ООО «Теплоцентраль» с Сахаровой Н.В.01.01.2009 г.,01.01.2010г. В соответствии с указанными договорами ресурсоснабжающая организация ООО «Теплоцентраль» обязуется поставлять потребителю Сахаровой Н.В. через присоединенную сеть тепловую энергию установленного качества до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, при этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома. Потребитель, недовольный качеством предоставленной коммунальной услуги (либо ее неоказанием), должен соблюсти определенный алгоритм действий, прописанный в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. В порядке, описанном в главе VII Правил, потребитель должен установить факт непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества осуществляется потребителем. По результатам проверки сообщения составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Указанный акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который послужит основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств (п. 71 Правил). В связи с этим потребитель, имеющий претензии по качеству предоставленной коммунальной услуги, вправе потребовать перерасчета размера платы за коммунальные услуги. В материалах дела имеются данные о производстве перерасчетов платы за тепловую энергию, указанные перерасчеты производились ООО «Теплоцентраль» при перерыве в подаче тепловой энергии на основании внутренних документов ООО «Теплоцентраль» при работе котельной с отклонением от нормы, в том числе в феврале 2009, феврале 2010 года, что соответствует обращениям истицы в Единую диспетчерскую службу. Актов о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, соответствующих требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, не представлено. Свидетели П., С., К. в судебном заседании утверждали, что в их квартирах в доме № … по … холодно, так же как и в квартире истицы, однако документально данные доводы не подтверждены, на момент осмотра в квартирах температура соответствует норме. Определением Юрьевецкого районного суда от 12 декабря 2011 года в рамках данного дела назначен осмотр внутридомовых тепловых сетей МКД № … по …. Осмотром установлено : 15 декабря 2011 года температура теплоносителя на ГБП подающей линии составляет 59 градусов С, температура теплоносителя на ГБП обратной линии- 44 градуса С, соответствующие показатели 20 декабря 2011 года – 60 градусов С и 46 градусов С, (л.д.114,124), что приближается к показателям, рекомендованным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). 15 декабря 2011 года давление в напорной линии на ГБП составляло 2,0 кгс\кв.см, на 20 декабря 2011 года - 2,15 кгс\кв.см ( л.д.125), эти показатели соответствуют установленным для данного МКД значениям (приложение № 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов» п.16. Показатели, полученные в ходе осмотра, суд полагает объективными, поскольку в осмотре принимали участие стороны, привлеченные судом лица. В соответствии с подп. "е" п. 51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 потребитель имеет право требовать уплаты неустойки при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и в случаях, которые определены федеральными законами и договором. Поскольку названные обстоятельства не подтверждены, отсутствуют основания для начисления и взыскания ООО «Теплоцентраль» неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, п. 77 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам")). Кроме того, заявление о применении срока исковой давности о перерасчете платежей за октябрь 2008 года, заявленное представителем ООО «Теплоцентраль», обоснованно ст.ст. 196, 199 ГПК РФ. Суд обращает внимание, что истцом заявлено требование о перерасчете платежей за потребленную тепловую энергию при том, что эти платежи в ОАО «Теплоцентраль» не вносятся длительное время. В соответствии со ст.ст. 39,156 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии с данными правилами, договорами управления и ремонта общего имущества многоквартирного дома между Сахаровой Н.В. и ОАО «Домоуправление», последнее является управляющей компанией многоквартирного дома № … по ул.. В соответствии с п.2.2., 3.1.1,3.1.2,3.1.3.3 Договора управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом, оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома, обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги собственнику. Приложением № 1 к договору управления внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Судом проанализированы доводы истца начислении неустойки за невыполнение ее требования о ремонте системы отопления. 08 апреля 2010 года группа жителей обратилась в ОАО «Домоуправление» с письменным обращением о производстве ремонта системы отопления, поскольку действующая система отопления не обеспечивала соблюдение температурного режима в квартирах, заявление подписано Сахаровой Н.В., обозначенной как представитель жильцов многоквартирного дома № … по …. Однако в заявлении, приложенном к заявлению протоколе от 27 марта 2010 года, отсутствуют сведения о температурном режиме в квартире истицы, акты о несоблюдении температурного режима отсутствуют. 04 августа 2011 года Сахарова Н.В. вновь обратилась в ОАО «Домоуправление» с заявлением о замене трубопровода системы отопления, при этом сослалась на срок службы данного инженерного оборудования. Из материалов дела следует, что управляющая компания ОАО «Домоуправление» провела комплекс работ по ремонту и обслуживанию системы отопления дома, о чем представлены сведения за период с период с 15 марта 2008 года по 27 сентября 2011 года. Из материалов дела, из объяснений представителя ответчика ОАО «Домоуправление» следует, что в плановом порядке в декабре 2011 года осуществлены ремонтные работы по замене фрагментов тепловых сетей указанного многоквартирного дома, этим оказалось удовлетворенным исковое требование Сахаровой Н.В. о возложении на ОАО «Домоуправление» производства ремонта системы отопления. Сроки ремонта не противоречат Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". В данный период времени представители ОАО «Домоуправление» 23 ноября 2011 года и 09 декабря 2011 года в присутствии квартиросъемщика Сахарова Г.С. производили проверку температурного режима в квартире № … дома № … по ул. …, температура в квартире 23 ноября - 19 градусов С, 09 декабря 21 градус С большая комната, 20 градусов С малая комната, 20 градусов С кухня. В акте от 09 декабря 2011 года указано, что включенных обогревательных элементов нет. Определением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 12 декабря 2011 года в рамках данного дела назначен осмотр дома № … по …. В ходе осмотра так же установлено, что в квартире истца температурный режим соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг п. 15 Приложения 1. В том же акте отмечено неурегулирование распределения теплоносителя в системе отопления многоквартирного дома, однако истцом подобное требование не заявлено, производство в части иска о ремонте системы отопления прекращено 27 декабря 2011 года. В исследуемый период от истца заявлений, свидетельствующих от отсутствии услуги по содержанию и текущему ремонту, или ее ненадлежащему качеству не представлено, заявлений об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при оказании услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, так же не зафиксировано. При данных обстоятельствах суд не усматривает оснований для взыскания неустойки в соответствии с п. 5 ст. 28, п. 3 ст. 30 Закона РФ» О защите прав потребителей», которая предусматривает уплату неустойки исполнителем за нарушение предусмотренных законом сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Истцом заявлено требование о взыскании убытков в размере … рубля, в виде денежных средств, затраченных на оплату потребленной электроэнергии (в период отопительного сезона ноябрь, декабрь 2010 года и январь, февраль 2011 года) в части превышающей усредненное количество потребленной электроэнергии в летний период (вне отопительного сезона). Принимая решение об отказе в удовлетворении данного требования, суд исходит из отсутствия актов о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, которые, как указывалось выше, являются основанием для взыскания убытков, уважительной причиной к возможному применению электронагревательного прибора. Истцом представлен документ о пониженной температуре в квартире 03 декабря 2010 года, составленный сотрудником ОАО «Домоуправление», однако по факту понижения температуры ниже нормативной соответствующая проверка не проведена, причины понижения температуры не установлены, представитель ООО «Теплоцентраль» не привлечен. В ходе осмотров квартиры работающих нагревательных приборов не зафиксировано. Кроме того, сокращение светового дня в зимний период является общепризнанным фактом, что, как правило, влечет повышение объемов потребляемой абонентами электрической энергии. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что истцом самовольно осуществлен демонтаж нагревательного элемента ванной комнаты квартиры, хотя нагревательные элементы могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ). Суд полагает, что в указанном случае самовольный демонтаж нагревательного элемента нарушает тепловой контур квартиры, что является фактором снижения температуры в квартире в целом. При данных обстоятельствах, основания, предусмотренные ст. 151, 1099,1100 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «»О защите прав потребителей», отсутствуют. В соответствии со ст. 101 ГПК РФ, при отказе от иска в части возложения обязанности на ОАО «Домоуправление» производства системы отопления в связи с осуществлением данного ремонта в декабре 2011 года (с 14 по 26 декабря), суд полагает взыскать с ОАО «Домоуправление» судебные расходы в сумме … рублей, понесенные в связи с оплатой услуг представителя, исходя из ст. 100 ГПК РФ, полагая их разумными и обоснованными, подтвержденными материалами дела. Руководствуясь ст.ст. 197,199 ГПК РФ Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Сахаровой Натальи Владимировны к ООО «Теплоцентраль» отказать. В удовлетворении исковых требований к ОАО «Домоуправление» отказать. Взыскать с ОАО «Домоуправление» в пользу Сахаровой Н.В. судебные расходы … рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в месячный срок после его принятия в окончательной форме. Судья : Решение в окончательной форме вынесено 30 января 2012 года. Судья :