2-117-2012 об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищённости образовательного учреждения



Дело № 2-117

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года г.Юрьевец Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Хреновой О.Г., с участием прокурора Бугровой Л.Н., при секретаре Абрамовой Л.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МК ДОУ №4 «Аленушка», отделу образования администрации Юрьевецкого муниципального района, администрации Юрьевецкого муниципального района об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Юрьевецкого района в марте 2012 года в порядке надзора проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В ходе проверки в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Аленушка» установлены факты несоответствия требованиям, предъявляемым к объектам данной категории, по обеспечению антитеррористической защищенности, не установлена кнопка экстренного вызова полиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ №3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно Уставу образовательного учреждения, охрана жизни и здоровья учащихся возлагается на администрацию образовательного учреждения. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ № 35 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 5 Устава Юрьевецкого муниципального района (принят решением Юрьевецкого районного Совета депутатов от 20.10.05 № 50) к вопросам местного значения Юрьевского муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Юрьевецкого муниципального района.

Однако установлено, что за истекший период 2012 года денежные средства на проведение антитеррористических мероприятий, на установление кнопки экстренного вызова полиции в МК ДОУ № 4 не выделялись.

Прокурор просит в судебном порядке обязать Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение детский сад №4 «Аленушка», отдел образования Юрьевецкого муниципального района, администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 01 сентября 2012 года установить кнопку экстренного вызова полиции в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Аленушка» Юрьевецкого муниципального района.

В судебном заседании прокурор Бугрова Л.Н. заявленные требования поддержала, просила обязать Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение детский сад №4 «Аленушка», отдел образования Юрьевецкого муниципального района, администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 01 сентября 2012 года установить кнопку экстренного вызова полиции в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Аленушка» Юрьевецкого муниципального района.

Представитель ответчика Муниципального казенного образовательного дошкольного учреждения детский сад № 4 «Аленушка» Волкова И.Г. исковые требования признала, полагая обоснованным установление кнопки экстренного вызова полиции.

Представитель ответчика отдела образования администрации Юрьевецкого муниципального района Грачева В.В. исковые требования признала, пояснив, что на имя начальника ОВО межмуниципального отдела МВД России « Кинешемский» … декабря … года направлена заявка о проведении обследования образовательных учреждений г.Юрьевца с целью установки КЭВП, до 01 сентября 2012 года данные работы будут проведены.

Представитель ответчика администрации Юрьевецкого муниципального района Косолапкина Е.С. исковые требования признала, отсутствие КЭВП объяснила недостаточным финансированием.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела усматривается и не оспаривалось сторонами, что в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Аленушка» Юрьевецкого муниципального района отсутствует кнопка экстренного вызова полиции.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.7.1 ст.14 и п.6.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч.1 ст.44 указанного закона образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудований и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.

Руководящим документом РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации 6 ноября 2002 года установлено, что для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения».

В соответствии с Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Аленушка» за Учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляются объекты права собственности, принадлежащие администрации Юрьевецкого района на праве собственности. Имущество организации закрепляется за ней на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п.6.1). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Главный распорядитель денежных средств (п.6.8). К компетенции Учредителя (отдела образования администрации Юрьевецкого муниципального района) относится утверждение сметы доходов и расходов Учреждения (п.5.1).

Из материалов дела следует, что … мая … года прокуратура Юрьевецкого района вынесла предостережение в адрес Главы администрации Юрьевецкого муниципального района о недопустимости нарушений закона и необходимости устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в т.ч. указано не отсутствие кнопок экстренного вызова полиции в 7 детских дошкольных образовательных учреждениях г. Юрьевца.

… ноября … года прокуратура Юрьевецкого района вынесла представление в адрес Главы администрации Юрьевецкого района с требованием устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, установке КЭВП.

На данное представление … декабря … г. администрация Юрьевецкого района направила ответ, из которого следует, что в проекте районного бюджета 2011 года установка КЭВП в дошкольных образовательных учреждениях предусмотрена.

Однако из информации от … марта … г. администрации Юрьевецкого муниципального района следует, что на профилактические мероприятия по борьбе с терроризмом, направленные на антитеррористическую защищенность в 2011-2012 г.г. финансирования не было.

Отдел образования администрации Юрьевецкого муниципального района по данному вопросу так же информировал, что в Юрьевецком районе не принято целевых муниципальных программ, предусматривающих профилактические мероприятия по борьбе с терроризмом. Отделом образования администрации района заключены договора на установку в городских образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции на общую сумму 79853 рубля. Но из-за утвержденного дефицитного бюджета денежные средства на данное мероприятие не заложены.

Однако, признавая исковые требования, представитель отдела образования Грачева В.В. подтвердила, что … декабря … года направлена заявка начальнику ОВО межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский» о выдаче техзадания с целью установки КЭВП, в.ч. в МДОУ №4 «Аленушка» исх. № 1023.

В настоящее время кнопка экстренного вызова полиции в МК ДОУ №4 «Аленушка» еще не установлена, что препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, нарушает права посещающих учреждение детей на безопасное пребывание в учреждении и создает угрозу их безопасности.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст. 3 и ст.6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии со ст. 2, 17, 20, 37, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.

Однако до настоящего времени ответчиками допускалось бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в связи с чем требования об обязании ответчиков в срок до 01 сентября 2012 года установить кнопку экстренного вызова полиции подлежит удовлетворению.

Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении

иска прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 197,199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Аленушка», отдел образования администрации Юрьевецкого муниципального района, администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 01 сентября 2012 года установить кнопку экстренного вызова полиции в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №4 «Аленушка» Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу 06 июня 2012 года.