Р Е Ш Е Н И Е Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Фроловой Л.В., с участием: представителя истца помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Рубана А.В., представителя ответчика МУЗ «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А. Ермаковой» Чахловой З.Г., представителя ответчика Администрации Юргинского района Кемеровской области Петровской Н.А., представителя ответчика МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» Михайловой Г.А., при секретаре судебного заседания Новиковой А.Ю., 27 декабря 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры к Муниципальному Учреждению Здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А. Ермаковой», Муниципальному Образовательному Учреждению «*** средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргинского района Кемеровской области о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л Юргинский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, обучающихся в Муниципальном Образовательном Учреждении «*** средняя общеобразовательная школа» (МОУ «*** общеобразовательная школа») обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А. Ермаковой» ( МУЗ «ЮЦРБ»), МОУ «*** средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргинского района о понуждении к совершению действий. Заявленные требования мотивирует тем, что в результате проверки исполнения законодательства направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей на территории г. Юрги и Юргинского района, проведенной Юргинской межрайонной прокуратурой, установлено, что в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» функционирует медицинский кабинет без соответствующего разрешения (лицензии). В результате проведенной проверки установлено, что в указанном выше общеобразовательном учреждении имеется медицинский комплекс, состоящий из приемного и процедурного кабинета. В общеобразовательном учреждении осуществляется медицинская деятельность, а именно оказывается доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу в педиатрии, проводится вакцинация детей. Штатным расписанием общеобразовательного учреждения не предусмотрена должность медицинского работника. Деятельность в медицинском кабинете осуществляет медицинский работник, находящиеся в штате МУЗ «ЮЦРБ». Между МУЗ «ЮЦРБ» и общеобразовательным учреждением заключен договор на предоставление медицинских услуг. Сторонами договора определено оказание медицинских услуг МУЗ «ЮЦРБ» по месту расположения медицинского кабинета, оборудованного в общеобразовательном учреждении. Так, между МУЗ «ЮЦРБ» и МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» заключен договор на предоставление медицинских услуг №62 от 30.11.2009 г. МУЗ «ЮЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензия выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области №ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 г. При этом, медицинский кабинет общеобразовательного учреждения, как мест: осуществления медицинской деятельности МУЗ «ЮЦРБ», в лицензии №ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010г., а также ее приложениях, не указано. Ст. 15 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1 определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности №128-ФЗ от 08.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности - осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иным методами, кроме как лицензированием. Ст. 17 п. 96 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 г. предусматривает, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утверждений Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. №30 (ред. от 21.04.2010 г.), определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом, как следует из текста положения, лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательстве» Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено: создание образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. №3236-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должности лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации уставом данного образовательного учреждения. Ст. 51 ч. 4 Закона «Об образовании» предусматривает, что медицинское обслуживаю обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение соответствующими условиями для работы медицинских работников. Анализируя законодательство, а также материалы проверки, Юргинский межрайонный прокурор пришел к выводу, что деятельность МУЗ «ЮЦРБ» в общеобразовательных учреждениях подлежит лицензированию по месту осуществления медицинской деятельности. При этом, обязанностью общеобразовательного учреждения является - предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Учредителем как МУЗ «ЮЦРБ», так и МОУ «*** средняя общеобразовательное школа» является Муниципальное образование «Юргинский район», имущество закреплено учреждениями на праве оперативного управления и находится в муниципальной собственности МО «Юргинский район», финансирование учреждений осуществляется из местного бюджета. В связи с этим, обязанность по финансированию выполнения мероприятий связанных с получением МУЗ «ЮЦРБ» лицензии на право осуществления медицинской деятельности, в том числе предоставлением общеобразовательным учреждением помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, лежит на Администрации Юргинского района. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предъявление прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц, постоянно, либо временно находящихся в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» вызвано тем, что нарушается конституционное право несовершеннолетних граждан на охрану жизни и здоровья во время нахождения в образовательном учреждении. В силу несовершеннолетнего возраста, правовой неосведомленности, они относятся к социально незащищенной категории лиц, не в состоянии самостоятельно защищать свои права и поэтому нуждается в правовой защите со стороны государства. Принимая во внимание, что выявленные нарушения требуют защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, находящихся в данных учебных заведениях и руководствуясь ст.ст.45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», просит: Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Н.А. Ермаковой» пройти процедуру лицензирования медицинской деятельности, получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в Муниципальном образовательном учреждении «*** средняя общеобразовательная школа». Обязать Муниципальное образовательное учреждение «*** средняя общеобразовательная школа» предоставить медицинскому учреждению помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. При недостаточности собственных денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Н.А. Ермаковой» и Муниципального образовательного учреждения «*** средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Юргинского района. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. В судебном заседании представитель истца - помощник Юргинского межрайонного прокурора Рубан А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, уточнив просительную часть иска, просив суд: 1. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Н.А. Ермаковой» совершить действия по получению приложения к лицензии №ЛО-42-01-000890 от 27 сентября 2010 г. на право осуществления медицинской деятельности в Муниципальном образовательном учреждении «*** средняя общеобразовательная школа». 2. Обязать Муниципального образовательного учреждения *** средняя общеобразовательная школа» предоставить Муниципальному Учреждению Здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Н.А. Ермаковой» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 3. При недостаточности собственных денежных средств у МУЗ «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Н.А. Ермаковой» и Муниципального образовательного учреждения *** средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Юргинского района. 4. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01 сентября 2011 года. Представитель ответчика – юрисконсульт МУЗ «ЮЦРБ» Чахлова З.Г., действующая на основании доверенности от 15 января 2010 года иск не признала, пояснила, что предъявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как порядок процедуры лицензирования медицинской деятельности регламентируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности №128-ФЗ» от 08.08.2001 года и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30 (ред. 21.04.2010 года). Пунктом 5 данного Постановления предусмотрены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности. Одним из основных требований является наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ, соответствующих установленным к ним требованиям. МУЗ «ЮЦРБ» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности на территориях сельских поселений Юргинского района, где расположены учреждения образования, в том числе на осуществление медицинской деятельности в *** в помещении фельдшерско-акушерского пункта, укомплектованного необходимым медицинским оборудованием и отвечающем требованиям государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно ст. 51 ч. 4 Закона «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся образовательных учреждений обеспечивают органы здравоохранения. Помещение с соответствующими условиями для работы медицинским работникам обязано предоставить учреждение образования. Отсюда, следует, что помещение, предоставляемое для предоставления медицинских услуг учащимся и воспитанникам учреждений образования, находится в собственности учреждения образования. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещениях, предоставляемых учреждениями образования, необходимо, чтобы данное помещение отвечало требованиям, предъявляемым при лицензировании в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007 года, т.е. должно быть укомплектовано необходимой медицинской техникой и оборудованием и отвечать требованиям государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В условиях сельской местности, где общая численность населения в большинстве населенных пунктов составляет не более одной тысячи человек, а численность учащихся в школе *** составляет 102 человека, затраты на оборудование медицинских кабинетов, отвечающих всем требованиям, необходимым при лицензировании, в сельских нецелесообразно и приводит к необоснованным затратам бюджетных средств, при условии, что в *** есть фельдшерско-акушерский пункт, оборудованный надлежащим образом и, для работы в котором МУЗ «ЮЦРБ» имеет лицензию. Полагает, что при существующей организации медицинского обслуживания учащихся в учреждениях образования Юргинского района, в том числе, в ***, на условиях договора, нарушений Основ законодательства ораны здоровья населения в РФ, Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» нет. Считает, что требования Юргинской межрайонной прокуратуры о понуждении МУЗ «Юргинская центральная районная больница» прохождении процедуры лицензирования на право осуществления медицинской деятельности в каждой сельской школе являются необоснованными и носят формальный характер. Поэтому просит в иске отказать. Представитель ответчика МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» Михайлова Г.А., действующая на основании доверенности от 29 ноября 2010 года в судебном заседании иск признала, просив установить срок для выполнения требований прокурора до 31.12.20111 года. Представитель ответчика Администрации Юргинского района Петровская Н.А., действующая на основании доверенности за №21-2477 от 01 ноября 2010 года заявленные исковые требования не признала, пояснила, что согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. «При недостаточности денежных средств субсидиарная ответственность по обязательствам такого учреждение несет собственник его имущества». П. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №21 разъясняет вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения и указывает на следующее: «Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника)». Исходя из смысла п. 4 указанного постановления требования к основному должнику имеют денежный характер. Исковые требования к МУЗ «Юргинская центральная районная больница», МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» не имеют денежного характера, а указывают о понуждении к совершению действий, следовательно, основания для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества отсутствуют. Поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и с точки зрения их допустимости, относимости и достаточности, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В силу ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года №5487-1 определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст. 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполнение конкретных условий и требований обязательно. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги). Ст. 10 Закона о лицензировании предусмотрено обязательное указание в лицензии адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. В соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007 г., лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления. Как следует из материалов дела, 30 ноября 2010 года между МОУ *** средней общеобразовательной школой» и МУЗ «ЮЦРБ» заключен договор об оказании медицинских услуг (л.д. 5). МУЗ «ЮЦРБ» осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области №ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 года (л.д. 6). Согласно приложению №1 к лицензии МУЗ «ЮЦРБ» выполняет услуги, в том числе, по оказанию доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии (л.д. 7). Из устава МОУ *** средняя общеобразовательная школа» следует, что (п. 1.3) следует, что учредителем учреждения является Администрация Юргинского района Кемеровской области. Учредителем МУЗ «ЮЦРБ» также является Администрация Юргинского района. Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что МОУ *** средняя общеобразовательная школа» не имеет надлежаще оборудованного и укомплектованного медицинского кабинета, эксплуатация которого позволяла бы осуществлять медицинскую помощь ученикам школы непосредственно по месту учебы при возникновении непосредственно угрозы их жизни и здоровью, при осуществлении профилактических мероприятий. То обстоятельство, что в населенном пункте, где находится учебное заведение, имеется медицинское учреждение (амбулаторно-поликлинический пункт), не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Ссылка сторон на наличие договора на оказание ученикам школы медицинской помощи сотрудниками имеющегося медицинского учреждения, суд находит не состоятельной. Как видно из п. 1.1. договора, между сторонами достигнуто соглашение только по проведению ежедневного медицинского осмотра 2-х человек. То есть остальные мероприятия по оказанию медицинской помощи осуществляются на условиях устной договоренности. Кроме того, существует необходимость присутствия медицинского работника непосредственно в школе, так как требуется медицинский контроль за качеством приготавливаемой для детей пищи, контроль за качеством продуктов питания, за соблюдением санитарно-гигиенических норм. Необходимо и оказание медицинской помощи детям при возникновении заболевания у детей: освобождение от занятий, выявление наличия заболевания и т.д. Медицинским работником должны также осуществляться и профилактические меры. При этом медицинский работник должен иметь специализацию по направлению «педиатрия» либо «сестринское дело в педиатрии». Указанные выше обстоятельства подтверждают обоснованность исковых требований прокурора к МУЗ «ЮЦРБ» об обязании совершить действия по получению приложения к лицензии на право осуществления медицинской деятельности в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа», обязании МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» предоставить МУЗ «ЮЦРБ» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, возложении субсидиарной ответственности на финансирование указанных мероприятий при недостаточности собственных денежных средств на Администрацию Юргинского района Кемеровской области. В соответствие со ст. 210 ГК РФ несет Администрация Юргинского района. Финансирование ответчика, в том числе бюджетное, осуществляется Учредителями на основе нормативов и смет. В соответствие со ст. 120 ч. 2 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Таким образом, суд считает требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика Администрацию Юргинского района Кемеровской области из средств муниципального бюджета в части недостаточности денежных средств, находящихся у школы по выполнению мероприятий по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности обоснованным. Учитывая доводы ответчиков, суд считает возможным установить срок для выполнения исполнения решения суда до 31 декабря 2011 года. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Обязать МУЗ «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А.Ермаковой» совершить действия по получению приложения к лицензии №ЛО-42-01-000890 от 27 сентября 22010 года на право осуществления медицинской деятельности в МОУ «*** средняя общеобразовательная школа». Обязать Муниципальное Образовательное Учреждение *** средняя общеобразовательная школа» предоставить Муниципальному Учреждению Здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А. Ермаковой» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. При недостаточности собственных денежных средств у Муниципального Учреждения Здравоохранения «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя РФ Н.А. Ермаковой» и Муниципального Образовательного Учреждения *** средняя общеобразовательная школа» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Юргинского района Кемеровской области. Установить срок для совершения указанных действий до 31 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме. Председательствующий: Л.В. Фролова Решение изготовлено в окончательной форме 29.12.2010 года Председательствующий: Л.В. ФроловаДело №2-2233/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ