Дело № 2–2235/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е председательствующего Можериной Н.Г. при секретаре Хлякиной С.В. с участием представителя истца Р. представителя ответчика Ч. 22 декабря 2010 года рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «***», Муниципальному образовательному учреждению «*** ***», Администрации Юргинского района о понуждении к совершению действий по лицензированию медицинской деятельности, у с т а н о в и л Юргинский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «***» (далее МУЗ «***», Муниципальному образовательному учреждению « ***» (далее МОУ «***», Администрации Юргинского района о понуждении к совершению действий по лицензированию медицинской деятельности. В судебном заседании представитель истца помощник Юргинского межрайонного прокурора Р. обосновал иск тем, что в результате проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей на территории г. Юрги и Юргинского района установлено, что в МОУ «***» функционирует медицинский кабинет без соответствующего разрешения (лицензии). В данном учебном заведении имеется медицинский комплекс, состоящий из приемного и процедурного кабинета, медицинская деятельность, а именно доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу в педиатрии, проводится вакцинация детей. Штатным расписанием данного учреждения должность медицинского работника не предусмотрена. Деятельность в медицинском кабинете осуществляет медицинский работник, находящийся в штате МУЗ «***» на основании договора № 2 от 30.08.2010 года, заключенного между данными учреждениями. Сторонами договора определено оказание медицинских услуг МУЗ «***» по месту расположения медицинского кабинета, оборудованного в общеобразовательном учреждении. МУЗ «***» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области № ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 года. При этом медицинский кабинет общеобразовательного учреждения, как место осуществления медицинской деятельности МУЗ «***» в данной лицензии и ее приложениях не указан. В соответствии с действующим законодательством, деятельность МУЗ «***» в общеобразовательных учреждениях, которое заключило договор на предоставление медицинских услуг с образовательным учреждением, не имеющем в своем штате медицинского работника, подлежит лицензированию по месту осуществления медицинской деятельности. При этом на общеобразовательное учреждение возлагается обязанность предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Учредителем МУЗ «***» и МОУ «***» является Администрация Юргинского района Кемеровской области, имущество закреплено за учреждениями на праве оперативного управления и находится в муниципальной собственности МО «Юргинский район», финансирование учреждения осуществляется из местного бюджета. Таким образом, обязанность по финансированию выполнения мероприятий, связанных с получением МУЗ «***» лицензии на право осуществления медицинской деятельности, в том числе предоставлением общеобразовательным учреждением помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, лежит на Администрации Юргинского района. На основании изложенного, и в соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст. 4, ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства, РФ от 22.01.2007 года № 30 прокурор просит обязать МУЗ «***» совершить действия по получению приложения к лицензии на право осуществления медицинской деятельности в МОУ «***». При этом просит обязать МОУ «***» оборудовать помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. При недостаточности собственных средств у МУЗ «***» и МОУ «***» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Юргинского района. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 1.09.2011 года. Представитель ответчика - МУЗ «***» по доверенности Ч. иск не признала, пояснила, что МУЗ «***» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области № ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 года. Данная лицензия выдана на осуществление медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи, которая предусматривает, в том числе, и сестринское дело в педиатрии. Между МУЗ «***» и общеобразовательным учреждением «***» заключен договор на предоставление медицинских услуг по месту расположения медицинского кабинета, оборудованного в общеобразовательном учреждении. На основании данного договора в медицинском кабинете осуществляет деятельность медицинский работник, входящий в штат МУЗ «***». Поэтому деятельность медицинского работника, входящего в штат МУЗ «***», является законной. Дополнительного лицензирования на право осуществления медицинской деятельности в МОУ «***» не требуется. На сегодняшний день в *** школе обучается 89 человек. В населенном пункте, где располагается школа, проживает менее 1000 человек. При этом в непосредственной близости от школы располагается амбулаторно-поликлинический пункт, где осуществляется свою деятельность врач общей практики (семейный врач). Указанный амбулаторно-поликлинический пункт лицензирован в соответствии с законом, о чем имеется приложение к лицензии. Согласно должностной инструкции данного врача, он вправе осуществлять медицинскую деятельность, в том числе и в области педиатрии. Само медицинское учреждение располагается в непосредственной близости к учебному заведению, и врач может оказать помощь детям в любое время. Вакцинация детей производится непосредственно в медицинском учреждении. Медицинские осмотры школьников проводятся с выездом в школу всех необходимых специалистов МУЗ «***». Она считает, что с учетом количества детей, наличия медицинского учреждения в населенном пункте, лицензирование медицинского кабинета, располагающегося непосредственном в учебном заведении, не целесообразно и сопровождается определенными затруднениями. Для получения лицензии необходимо наличие у медицинского учреждения помещения, в котором будет осуществляться эта деятельность и штатная единица медицинского работника. Сегодня выполнение этих условий практически не возможно. Она считает достаточным наличие в населенном пункте лечебного учреждения, специалисты которого смогут осуществлять всю необходимую медицинскую помощь учащимся общеобразовательного заведения. Поэтому просит в иске отказать. Представитель ответчика МОУ «***» директор Г.. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии, указала, что считает нецелесообразным оборудование медицинский кабинет в школе и введение единицы медицинского работника в штат образовательного учреждения по тем основаниям, что в школе обучается малое количество детей, а фельдшерский пункт расположен в непосредственной близости от школы (л.д. 37). Представитель ответчика Администрации Юргинского района – П. в судебное заседание не явилась. В своих возражениях указала, что просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарная ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года № 21 разъясняет вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения и указывает, что «особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности средств учреждения – с собственника его имущества (субсидиарного должника). Исходя из смысла п. 4 указанного постановления требования к основному должнику имеют денежный характер. Исковые требования, заявленные прокурором не имеют денежного характера, а указывают о понуждении к совершению действий. Следовательно, основания для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества отсутствуют. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и с точки зрения их допустимости, относимости и достаточности, суд пришел к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1 определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст. 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполнение конкретных условий и требований обязательно. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги). Статьей 10 Закона о лицензировании предусмотрено обязательное указание в лицензии адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. В соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007, лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления. Как следует из материалов дела, 30.08.2010 года между МОУ «***» и МУЗ «***» заключен договор об оказании медицинских услуг – ежегодного проведения медицинского осмотра учащихся 1-11 классов (л.д. 7-8). МУЗ «***» осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области № ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 года (л.д.5). Согласно приложению № 1 к лицензии МУЗ «***» выполняет услуги, в том числе, по оказанию доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии (л.д. 5). По данным на 1.12.2010 года численность учащихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «***» составляет 89 человек (л.д. 33). Согласно данным Администрации Юргинского района на заседании Коллегии от 15.11.2010 года утверждена Муниципальная целевая программа «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей …», согласно которой образовательные и общеобразовательные учреждения, в штате которых состоит медицинский работник, должны пройти процедуру лицензирования медицинской деятельности в течение 2011-2013 годов (л.д. 9). Из устава МОУ «***» следует (п. 1.3), что учредителем учреждения является Администрация Юргинского района Кемеровской области (л.д. 10-25). Учредителем МУЗ «***» также является Администрация Юргинского района. Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что МОУ «***» не имеет надлежаще оборудованного и укомплектованного медицинского кабинета, эксплуатация которого позволяла бы осуществлять медицинскую помощь ученикам школы непосредственно по месту учебы при возникновении непосредственно угрозы их жизни и здоровью, при осуществлении профилактических мероприятий. То обстоятельство, что в населенном пункте, где находится учебное заведение, имеется медицинское учреждение (амбулаторно-поликлинический пункт), не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Ссылка сторон на наличие договора на оказание ученикам школы медицинской помощи сотрудниками имеющегося медицинского учреждения, суд находит не состоятельной. Как видно из п. 1.1. договора, между сторонами достигнуто соглашение только по проведению ежегодного медицинского осмотра. То есть остальные мероприятия по оказанию ученикам медицинской помощи осуществляются на условиях устной договоренности. Кроме того, существует необходимости присутствия медицинского работника непосредственно в школе, так как требуется медицинский контроль за качеством приготавливаемой для детей пищи, контроль за качеством продуктов питания, за соблюдением санитарно-гигиенических норм. Необходимо и оказание медицинской помощи детям при возникновении заболевания у детей: освобождение от занятий, выявление наличия заболевания и т.д. Должны медицинским работником осуществляться и профилактические меры. При этом медицинский работник должен иметь специализацию по направлению «педиатрия» либо «сестринское дело в педиатрии». Указанные выше обстоятельства подтверждают обоснованность исковых требований прокурора к МУЗ «***» об обязании совершить действия по получению приложения к лицензии на право осуществления медицинской деятельности в МОУ «***», обязании МОУ «***» предоставить МУЗ «***» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, возложении субсидиарной ответственности на финансирование указанных мероприятий при недостаточности собственных денежных средств на Администрацию Юргинского района Кемеровской области. В соответствие со ст. 120 ГК РФ, п. 1.9 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Таким образом, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика Администрацию Юргинского района Кемеровской области из средств муниципального бюджета в части недостаточности денежных средств, находящихся у школы по выполнению мероприятий по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Учитывая доводы ответчиков, суд считает возможным установить срок для выполнения требований прокурора до 01.09.2011 года. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «***» совершить действия по получению приложения к лицензии № ЛО-42-01-000890 от 27.09.2010 года на право осуществления медицинской деятельности в Муниципальном образовательном учреждении «***». Обязать Муниципальное образовательное учреждение «***» предоставить муниципальному учреждению здравоохранения «***» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. При недостаточности собственных денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения «*** и Муниципального образовательного учреждения «***» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Юргинского района Кемеровской области из средств муниципального бюджета. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий дл 01.09.2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий Мотивированное решение в окончательной форме принято 27.12.2010