решение по иску о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Дело № 2 – 2123/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е

председательствующего Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

с участием истца Б.

представителя истца К.

представителя ответчика Г.

28 декабря 2010 года

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, признании права на получение пенсии,

у с т а н о в и л

Б. обратился в суд с вышеуказанным иском и в его обоснование пояснил, что 15.10.2009 года у него возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Он обратился с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в г. Юрге и Юргинском районе. Но ему было отказано в назначении пенсии. Отказ мотивирован отсутствием необходимого специального стажа. При этом комиссией был исчислен стаж в размере 27 лет 8 месяцев 13 дней. Он считает, что его льготный стаж на момент обращения в УПФ г. Юрги за назначением досрочной трудовой пенсии составлял 33 года 8 месяцев 3 дня, т.е. более 30 лет. Он не согласен с решением Управления пенсионного фонда РФ в г. Юрге и Юргинском районе № 1451 от 25.11.2009 года. Ответчиком необоснованно исчислен стаж его работы в качестве врача-интерна в отделении анестезиологии и реанимации в областной клинической больнице г. Томска с 02.08.1990 по 01.08.1991 год в календарном порядке как один год. Он считает, что стаж должен был определен в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за каждый год работы, так как в данный период он осуществляя медицинскую практику полным рабочим днем, оказывал полную и экстренную помощь, дежурил, т.е. фактически выполнял все обязанности и функции врача - специалиста отделения хирургического профиля, и в соответствии с Постановлением правительства РФ и Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 имеет право на льготное исчисление стажа. В данном случае при подсчете трудового стажа должен применяться порядок, действующий после ноября 1999 года, а не до ноября 1999 года, как посчитал ответчик, начисляя в одинарном размере период работы врачом-интерном. Так же ответчиком не верно начислен и стаж работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Парабельской райбольницы Томской области как год работы за год и три месяца с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года, в то время как он должен был исчислен еще и как 1 год 6 месяцев за каждый год работы, т.е. в общем 4 года 3 месяца 17 дней, а всего за данный период 7 лет 5 месяцев 17 дней. Работа в качестве врача-анестезиолога родильного отделения МУЗ ЦГБ № 1 г. Юрги с 26.03.1994 года по 31.07.1996 года также должна быть исчислена не в календарном варианте, а в льготном – как 3 года 8 месяцев 9 дней (1 год 6 месяцев за каждый год работы), поскольку родильное отделение относится к отделению хирургического профиля.

Поэтому он просит признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Юрге и Юргинском районе № 1451 от 25.11.2009г об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев: с 02.08.1990 г по 01.08.1991 г в качестве врача-интерна в Томской областной клинической больнице - 1 год 6 месяцев; с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года в качестве врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Парабельской райбольницы Томской области – 7 лет 5 месяцев 17 дней; с 26.03.1994 года по 31.07.1996 года в качестве врача анестезиолога *** – 3 года 8 месяцев 9 дней. Признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в УПФ г. Юрги с 15.10.2009 года.

Представитель истца по доверенности К. поддержала доводы своего доверителя в полном объеме, полагая, что ответчик необоснованно отказал истцу в начислении пенсии по старости, так как не верно определил количество лет льготного стажа.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области Г. иск не признала и пояснила, что досрочная трудовая пенсия в соответствии с пп. 20 п.1 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности, поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью за периоды работы до 1.11.1999 года определяется в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. С 1.11.1999 года в соответствии со списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работы по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ от22.09.1999 № 1066. С 14.11.2002 года в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 № 555, периоды трудовой деятельности, в том числе периоды работы с особыми условиями труда до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются трудовой книжкой и справками, уточняющими особый характер выполняемых работ. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой деятельности подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета. В системе обязательного пенсионного страхования Б. зарегистрирован 3.09.1998 года. Согласно представленным документам в специальный стаж Б. не засчитывается год работы как год и 6 месяцев следующие периоды: 02.08.1990 по 01.08.1991 года (1 год), в качестве врача-интерна в период прохождения интернатуры по анестезиологии и реаниматологии Областной клинической больницы г. Томска, в связи с тем, что не поименовано наименование отделения и нет четкого наименования должности, в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санирано- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет как год и шесть месяцев утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; с 15.08.1991 по 26.02.1994 года (3 года 2 месяца), в качестве врача анестезиолога- реаниматолога хирургического отделения Парабельской районной больницы; с 26.03.1994 года по 31.07.196 года (2 года 4 месяца 6 дней) в качестве врача-анестезиолога родильного отделения медико-санитарной части, так как Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно –эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, как год работы за год и шесть месяцев предусмотрены врачи анестезиологи-реаниматоры отделений (групп) анестезиологии – реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. Следовательно, стаж работ Б. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на 15.10.2009 года составляет 27 лет 8 месяцев и 13 дней. Таким образом, отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав правомерен, основан на действующих нормах права и законодательно обоснован. Поэтому она просит в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, опросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

15.10.2009 года Б. обратился в УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с выполнением им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет.

Решением УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе № 1451 от 25.11.2009 года в досрочном назначении пенсии Б. отказано ввиду недостаточности льготного стажа (л.д. 7).

Б. не согласился с решением ответчика и обратился с иском в суд.

В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 № 555, периоды трудовой деятельности, в том числе периоды работы с особыми условиями труда до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются трудовой книжкой и справками, уточняющими особый характер выполняемых работ. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой деятельности подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета.

При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с законами, действовавшими в период выполнения определенной работы. В частности в отношении Б. подлежат применению: до 1.11.1999 года список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года; с 1.11.1999 года список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года; с 14.11.2002 года список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года.

Из трудовой книжки истца Б. установлено, что в специальный стаж Б. подлежат включению периоды работы: с 1.09.1989 года по 1.08.1990 года в качестве медицинского брата анестезиолого-реанимационного отделения Узловой больницы ст. Томск-2 как 1 год 6 месяцев за каждый год работы – 1 год 4 месяца 16 дней; с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года в качестве врача-интерна в период прохождения интернатуры в отделении анестезиологии и реанимации областной клинической больницы г. Томска в календарном порядке – 1 год; с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года в качестве врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Парабельской районной больницы как 1 год 3 месяца за каждый год работы – 3 года 2 месяца; с 26.03.1994 года по 31.07.1996 года в качестве врача анестезиолога родильного отделения медико-санитарной части в календарном порядке – 2 года 4 месяца 6 дней; с 1.08.1996 года по 15.10.2009 года в качестве врача анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационного отделения как 1 год 6 месяцев за каждый год работы – 19 лет 9 месяцев 21 день, а всего общий стаж 27 лет 8 месяцев 13 дней (л.д. 11-19).

Истец Б. не согласился с мнением ответчика о порядке исчисления периодов его работы с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года, с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года, 26.03.1994 года по 31.07.1996 года.

Однако суд не может согласиться с доводами истца, так как они не основаны на законе.

Судом установлено, что в период с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года Б. проходил интернатуру по анестезиологии и рениаматологии в качестве врача-интерна в Томской областной клинической больнице, что подтверждается записью в трудовой книжке (№№ 10, 11), справкой (л.д. 20).

Ответчик включил указанный период в льготный стаж в календарном исчислении. Истец полагает, что указанный период должен быть засчитан как 1 год 6 месяцев за каждый год работы. Свои доводы обосновывает тем, что в указанный период он фактически исполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога и имеет право на льготное пенсионное обеспечение. В справке, представленной истцом, указано, что в указанный период Б. под руководством врача анестезиолога-реаниматолога нарабатывал навыки по указанной профессии, обладал правами, нес ответственность за свои действия наравне с другими врачами, в течение полного рабочего дня выполнял полную рабочую нагрузку по специальности врача анестезиолога-реаниматолога.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" (вместе с "Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов", утв. Минздравом СССР 12.01.1982, Минвузом СССР 20.01.1982, "Положением о Центральном методическом кабинете по специализации и усовершенствованию врачей и провизоров Министерства здравоохранения СССР")) установлено, что одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

Вышеуказанное позволяет суду прийти к выводу, что на момент прохождения интернатуры врач-интерн не является еще специалистом, а лишь под руководством своего наставника обучается навыкам будущей специальности, то есть не несет полную рабочую нагрузку, ответственность за выполняемую работу.

Пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены должности врачей-анестезиологов-реаниматологов в отделениях анестезиологии-реанимации, т.е. врачей-специалистов. Данным Перечнем должность врача-интерна в отделении анестезиологии-реанимации не предусмотрена. В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, приведенной в приложении N 3 к положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста и по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускные экзамены по специальности.

Суд находит необоснованной ссылку истца на неправильность применения при исчислении льготного стажа за период работы с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года списка, утвержденного Постановлением правительства РФ и Приказа Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года, так как применению подлежат нормативные акты, действовавшие в период выполнения определенной работы.

Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что ответчик верно исчислил льготный стаж истца в период работы с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года в качестве врача-интерна в период прохождения интернатуры в отделении анестезиологии и реанимации областной клинической больницы г. Томска в календарном порядке, как 1 год. Суд не усматривает оснований для исчисления данного периода в льготном порядке как 1 год и 6 месяцев. В этой части требования истца не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что в период с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года Булько Ю.Э. работал в качестве врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Парабельской районной больницы Томской области, что подтверждается записью в трудовой книжке (№№ 12, 13), приказом о приеме на работу № 207-к от 26.08.1991 года (л.д. 21), справками (л.д. 22-25), копиями штанных расписаний (л.д. 26-36), показаниями свидетелей С., К., допрошенных в порядке судебного поручения (л.д. 67).

Ответчиком указанный период работы засчитан в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за каждый год работы, а всего 3 года 2 месяца. При этом ответчиком было учтено, что в указанный период истец выполнял работу в сельской местности.

Истец полагает, что указанный период дополнительно должен быть засчитан еще и как 1 год 6 месяцев за каждый год работы, а в суммарном исчислении 7 лет 5 месяцев 17 дней.

Суд не может согласиться с доводами истца об исчислении льготного стажа в суммарном исчислении сложением двух льгот, не имеется. При определении общего специального стажа расчет производится исходя из положения закона, наиболее благоприятного для гражданина.

Истец полагает, что работа в качестве врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения должна исчисляться в льготном порядке, так как список, утвержденный Правительством, предусматривает в своем перечне и должность врача анестезиолога-реаниматолога, а также хирургическое отделение.

Из штатных расписаний, представленных суду, установлено, что должность врача анестезиолога-реаниматолога, которую занимал Б. была предусмотрена в составе хирургического отделения. В то время как Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, имеет деление на наименование структурных подразделений и наименование должностей. При этом право на льготное обеспечение предоставляется врачам анестезиологам-реаниматологам выполнявшим работу в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пп. 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка *3.а.2). То есть указанный перечень не содержит в себе возможность льготного исчисления стажа как 1 год 6 месяцев за каждый год работы для врачей анестезиологов-реаниматологов, выполнявших свои обязанности в хирургических отделениях. Например, как видно из записей в трудовой книжке свидетеля С., который также работал в Парабельской районной больнице, 27.08.1999 года он переведен врачом анестезиологом-реаниматологом в группу анестезиологии-реанимации (л.д. 71-72). Истец же в такой группе не состоял, но работал в хирургическом отделении.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что ответчик обоснованно исчислил Б. период работы в Парабельской районной больнице с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года из расчета 1 год 3 месяца за каждый год работы, а всего 2 года 4 месяца 6 дней. Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в части исчисления указанного периода работы как 7 лет 5 месяцев 17 дней.

Судом установлено, что в период с 26.03.1994 года по 31.07.1996 года Б. работал в качестве врача анестезиолога-реаниматолога родильного отделения МУЗ ЦГБ № 1, что подтверждается записью в трудовой книжке (№№ 15, 16), штатными расписаниями (л.д. 37-43), показаниями свидетелей З., С., Э.

Ответчик засчитал указанный период в льготный стаж истца в календарном порядке. Истец полагает, что указанный период должен быть зачтен как 1 год 6 месяцев за каждый год работы. Суд не может согласиться с доводами истца в этой части.

При исследовании вышеуказанного периода работы истца с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года судом приведены нормативно-правовые акты, согласно которым стаж врачей анестезиологов-реаниматологов подлежит включению в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за каждый год работы при условии выполнения ими работы в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пп. 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка *3.а.2).

Истец полагает, что указанный период подлежит исчислению в льготном порядке по пункту первому указанного перечня, так как его можно отнести к оперирующим врачам-специалистам всех наименований. При этом истец и свидетели пояснили, что Б. выполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога и входил в состав хирургической бригады. При этом он выполнял работы, которые можно отнести к разряду операционных: интубирование, катетеризация, введение наркоза через спинной канал, введение периферических катетеров и другие мероприятия, связанные с вмешательством в организм человека.

Однако суд полагает, что врача анестезиолога-реаниматолога нельзя отнести к группе оперирующих врачей. Законодатель разделил врачей-хирургов и врачей анестезиологов-реаниматологов в различные группы. При этом анестезиолога нельзя отнести к оперирующим врачам, так как он не проводит непосредственно операции. Он действительно принимает участие в операции в составе хирургической бригады, но как специалист своего профиля по обеспечению больного анестезией и совершения по необходимости реанимационных мероприятий. В состав хирургической бригады входят и другие специалисты, в том числе и сестринский персонал. При этом в бригаде каждый выполняет определенные функции, где оперирующим врачом является врач-хирург, но не врач анестезиолог-реаниматолог.

При таких обстоятельствах, суд находит, что ответчик обоснованно определил Б. указанный период как льготный стаж из расчета в календарном порядке.

Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования истца о признании решения УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе об отказе в назначении ему досрочно пенсии по старости не подлежат удовлетворению, поскольку на момент его обращения с заявлением (15.10.2009 года) право на получение такой пенсии у Б. еще не наступило. Не подлежат удовлетворению и требования истца в части пересчета льготного стажа за периоды с 2.08.1990 года по 1.08.1991 года, с 15.08.1991 года по 26.02.1994 года, 26.03.1994 года по 31.07.1996 года. А соответственно не подлежит удовлетворению и требование истца в части признания за ним права на получение досрочной трудовой пенсии по старости с 15.10.2009 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении иска Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, признании права на получение пенсии.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме принято 11.01.2011