Дело № 2-430/2011 в с о с т а в е председательствующего Можериной Н.Г. при секретаре Хлякиной С.В. с участием истца Т. 4 марта 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского района о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, у с т а н о в и л Т. обратилась в суд с исковым заявлением к УСЗН Администрации Юргинского района о признании отказа в предоставлении ей, как педагогическому работнику, льгот по оплате коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований Т. пояснила, что она с 1968 по 2008 года работала преподавателем в *** средней школе. Данная школа является сельской. С 2008 года ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, Позднее ей была назначена пенсия по инвалидности. Она проживает в сельской местности, и как пенсионер-педагог до 1.08.2010 года получала льготу по оплате коммунальных услуг, предусматривающую 100% оплату отопления и 160 квт электроэнергии. Данная льгота установлена Законом Кемеровской области № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». В условиях осуществления монетизации льгот, с 01.09.2010 года ей перестали предоставлять указанную льготу на том основании, что она оказалась неучтенной в федеральном регистре. Как пенсионеру-инвалиду ей выплачивают в счет компенсации оплаты коммунальных услуг 460 рублей, в то время как сумма коммунальных услуг в октябре-декабре 2010 года составила 1571 рублей, а в январе 1958 рублей. Считает, что имеет право на получение льготы как пенсионер-педагог в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», в связи с чем, она обратилась в УСЗН Администрации Юргинского района с заявлением о восстановлении ей вышеуказанной льготы. 10.02.2011 года ей был направлен ответ об отказе в предоставлении льготы. Она считает, что отказ является незаконным и нарушающим ее права. Поэтому просит признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского района в предоставлении с 1 августа 2010 года льгот как педагогическому работнику по оплате коммунальных услуг, обязать УСЗН Администрации Юргинского района предоставить ей с 01 августа 2010 года льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с законом Кемеровской области от 17 января 2005 года № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», как педагогическому работнику образовательных учреждений, вышедшему на пенсию. Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского района К., действующая на основании доверенности от 12.01.2011года, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление (л.д. 16), при этом представила возражения, в которых исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в ответе-разъяснении о принятом в отношении Т. решении (л.д. 17). Из указанного ответа-разъяснения следует, что в соответствии с преамбулой Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» настоящий Закон определяет меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В связи с монетизацией, они предоставляли льготы отдельным категориям граждан на основании п. 21 Постановления Коллегии Кемеровской области № 571 от 24 декабря 2008 года. Согласно этому пункту граждане имеют право на выбор при назначении компенсации – при наличии права на компенсацию по нескольким федеральным законам; при наличии права на компенсацию по нескольким региональным законам; при наличии права на компенсацию по нескольким основаниям, предусмотренном в одном федеральном законе; при наличии права на компенсацию по нескольким основаниям Закона Кемеровской области от 17.01.2005 года. Трунова Р.А. как педагог, ушедший на пенсию, имеет льготы согласно областному закону за счет субвенций областного бюджета. Как инвалид, она имеет льготы по Федеральному закону и за счет средств федерального бюджета. В связи с тем, что вариант выбора между федеральным и региональным законами не предусмотрен в постановлении № 571, то стали предоставлять льготу по федеральному закону. Монетизация по Юргинскому району началась с 01 июля 2010 года, поэтому прежняя льгота (как педагогическому работнику) по оплате коммунальных услуг Т. не предоставляется с 01 августа 2010 года. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Т. назначена пенсия по старости за выслугу лет с 1996 года (л.д. 7). Кроме того, согласно справки серии МСЭ-2007 № 1900142 Т. с 07.08.2008 года установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 8). Т. зарегистрирована в *** Юргинского района (л.д. 4). Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17 июня 2010 г.), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Кемеровской области от 17 января 2005 г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» определены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области. В силу ст. 9 данного Закона, педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Меры социальной поддержки, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, распространяются на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в иных организациях независимо от форм собственности, находящихся в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах, при условии выполнения ими работы по соответствующей специальности по основному месту работы и проживания в указанных поселках и населенных пунктах либо проживания в городских населенных пунктах, если им не было предоставлено жилье по месту работы в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с положениями п. 5 ст. 10 данного Закона, названные меры социальной поддержки предоставляются и после выхода на пенсию при проживании в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и наличии стажа работы в указанных поселках и пунктах по соответствующей специальности не менее 10-ти лет. Из трудовой книжки Т. установлено, что она работала педагогом в *** сельской школе с 14.08.1968 по 26.06.2008 года (л.д. 5-6). Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что Т. является педагогом, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, имеет право на предоставление льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Законом Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». Однако как установлено в судебном заседании с 1.08.2010 года истице прекращено предоставление льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику в сельской местности, в связи с чем она обратилась в УСЗН Администрации Юргинского района с заявление о возобновлении предоставления ей льготы по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику. 10.02.2011 года должностными лицами УСЗН Администрации Юргинского района Т. направлен ответ об отказе в удовлетворении ее заявления, где указано, что Т. имеет две льготные категории: инвалида 3 группы и педагогического работника образовательных учреждений. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» разграничена ответственность между органами власти всех уровней: Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению инвалидам и другим категориям «федерального» уровня мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с соответствующим финансированием, т.е. предоставление мер социальной поддержки по законам Российской Федерации всем гражданам, имеющим льготные категории «федерального» уровня (инвалидов общего заболевания, участников войн, боевых действий, вдов погибших или умерших участников боевых действий, военнослужащих, жителей блокадного Ленинграда, граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварии катастроф, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и др.) финансируются только из федерального бюджета. Педагогическим работникам образовательных учреждений, не попавшим в федеральный регистр, меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законом Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категории граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» за счет средств областного бюджета. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 № 571 «Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат утвержден, в том числе, порядок назначения компенсации на оплату жилого помещения и коммунальный услуг. В соответствии с п. 21 Положения предусмотрен выбор гражданами при назначении компенсации: при наличии права на компенсацию по нескольким федеральным законам; при наличии права на компенсацию по нескольким региональным законам; при наличии права на компенсацию по нескольким основаниям предусмотренном в одном федеральном законе; при наличии права на компенсацию по нескольким основаниям, предусмотренным в Законе Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 № 571 прошло юридическую экспертизу и согласование с прокуратурой Кемеровской области. В связи с этим при начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги гражданам, имеющим «федеральные» и «региональные» льготные категории меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются по федеральным основаниям, за счет субвенций федерального бюджета (л.д. 9-10). Т. не согласившись с отказом, обратилась в суд с рассматриваемым иском. Анализируя собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что отказ Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского района о в предоставлении Т. льгот по оплате коммунальных услуг, как педагогическому работнику, находятся в противоречии с Законом РФ «Об образовании», ущемляют права заявителя. Специалисты УСЗН Администрации Юргинского района, назначая Т. пакет социальных льгот как пенсионеру, с 1.08.2010 года неосновательно ухудшили ее положение по отношению к тому, что она имела, то применения нового порядка предоставления льгот. Гражданин наделен правом выбора того комплекса льгот, установленных государством для отдельных категорий граждан, которые для него более приемлемы. Предоставление льгот, установленных государством для отдельных категорий граждан, направлено на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса этих лиц. Однако Т. была лишена права выбора. Пакет социальных льгот ей был установлен специалистами УСЗН, что суд не может признать законным и обоснованным. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Т. удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского района Кемеровской области в предоставлении Т. с 1 августа 2010 года льгот по оплате коммунальных услуг, установленных для педагогических работников в сельской местности. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского района предоставить Т. с 1 августа 2010 года льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с законом Кемеровской области от 17 января 2005 года № 2-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», как педагогическому работнику образовательных учреждений, вышедшему на пенсию. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий Мотивированное решение в окончательной форме принято 9.03.2011