Дело № 2-392/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЮргинский городской суд Кемеровской областив с о с т а в е
председательствующего Можериной Н.Г.
при секретаре Хлякиной С.В.
с участием истца В.
представителя ответчика Г.
4 марта 2011 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л
В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области с вышеуказанными требованиями.
В обоснование заявленных требований истица В. пояснила, что 18.01.2011 года обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности, поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Решением Комиссии по назначению пенсий от 02.02.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого стажа. При подсчете стажа ответчиком не были включены периоды работы с 22.10.1986 по 31.07.1987 года, с 16.01.1989 по 31.07.1989 года, с 17.09.1990 по 01.04.1991 года в детском саду-яслях в должности медицинской сестры по тем основаниям, что учреждение «детский сад» не поименовано Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью. Решение комиссии считает незаконным, поскольку время работы в должностях медицинской сестры в детских яслях и детских садах, включалось в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения до 1 октября 1993 года на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым были утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. В спорный период она, как медицинский работник, осуществляла деятельностью по оказанию медицинской помощи детям: проводила медицинские осмотры, выполняла назначения врача по оказанию лечебной и профилактической помощи детям: выдавала лекарства, делала массаж, ингаляции, прививки и инъекции, вела медицинскую документацию, осуществляла контроль за качеством питания. В их дошкольном учреждении был специализированный медицинский кабинет, работал врач и другой медицинский персонал, она же исполняла обязанности медицинской сестры. В своей работе она руководствовалась должностными инструкциями и другими документами, разработанными для медицинских учреждений. Она считает, что осуществляла медицинскую деятельность в спорные периоды и имеет право на назначение пенсии по старости ранее установленного возраста.
На основании изложенного, просит признать отказ в назначении пенсии незаконным, включить спорные периоды работы в льготный стаж, и назначить пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с 18 января 2011 года.
Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области Г. исковые требования не признала, возражения обосновала тем, что досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 20. 1 ст. 27 ФЗ от 17.17.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности, поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью за периоды работы до 01.11.1999 года определяется в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. С 01.11.1999 года в соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. С 14.11.2002 года в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, периоды трудовой деятельности, в том числе периоды работы с особыми условиями труда до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются трудовой книжкой и справками, уточняющими особый характер выполняемых работ. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой деятельности подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета. В системе обязательного пенсионного страхования В. зарегистрирована 07.09.1998 года. Согласно представленным документам в специальный стаж В. включаются 28 лет 4 месяца 15 дней. Из подсчета специального стажа В. исключаются периоды работы в качестве медицинской сестры детского сада – яслей № 37: с 22.10.1986 по 31.07.1987 года (9месяцев 9 дней), с 16.01.1989 по 31.07.989 года (6 месяцев 15 дней), с 17.09.1990 по 01.04.1991 года (6 месяцев 15 дней), так как учреждение «детский сад» не поименовано Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Следовательно, стаж работы истицы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на момент обращения в Пенсионный фонд, то есть 18.01.2011 года составляет 28 дней 4 месяца 15 дней. Отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав правомочен, основан на действующих нормах права и законодательно обоснован. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Выслушав пояснения сторон, опросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.01.2011 года истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 02.02.2011 года № 72 ответчик отказал истице в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. В бесспорном порядке ответчик зачел в стаж истицы 28 лет 4 месяца 15 дней, исключив при этом период периоды работы в качестве медицинской сестры детского сада – яслей № 37: с 22.10.1986 по 31.07.1987 года (9месяцев 9 дней), с 16.01.1989 по 31.07.1989 года (6 месяцев 15 дней), с 17.09.1990 по 01.04.1991 года (6 месяцев 15 дней), поскольку Списками № 464 от 06.09.1991 года, № 1066 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года учреждение "детский сад" не предусмотрено.
Истец не согласившись с указанным решением, обратилась за судебной защитой.
Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд полагает, что отказ УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе В. в назначении трудовой пенсии является незаконным.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
На основании представленной копии трудовой книжки, суд считает установленным факт занятости истицы медицинской сестрой в детском саду-яслях № 37 в периоды с 22.10.1986 по 31.07.1987 года (9 месяцев 9 дней), с 16.01.1989 по 31.07.1989 года (6 месяцев 15 дней), с 17.09.1990 по 01.04.1991 года (6 месяцев 15 дней) (л.д.11-19).
Данное обстоятельство подтверждено свидетельскими показаниями В., пояснившей, что в спорный период она работала вместе с истицей в детском саду-яслях № 37. В. как медицинская сестра, работала в специально оборудованном медицинском кабине, расположенном в помещении детского сада, и непосредственно осуществляла лечебную деятельность: оказывала первую медицинскую помощь детям и сотрудникам учреждения, по назначению врача проводила выдачу лекарств, делала массаж, ингаляции, прививки и инъекции детям.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который является приложением к данному Постановлению, содержит в разделе II пункт 1 должности медицинских сестер яслей. Пункт 2 Примечания к Перечню устанавливает, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций. Данное Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 и в этой связи утратило силу с 1 октября 1993 года.
Из Определения Конституционного Суда РФ № 320-О от 05.11.2002 года следует, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими и ст. 1(ч.1), 2, 18, 54 (ч.1), 55, и 57 Конституции РФ.
В соответствии с разъяснениями Минтруда и Социального развития от 17.10.2003 года № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа в целях определения права на досрочное назначение пенсий, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж по назначению пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы.
Ответчик, отказывая истице в назначении пенсии, свое решение мотивирует тем, что такое учреждение как «детский сад» не поименовано в Списке, утвержденном правительством Российской Федерации, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Суд не может согласиться с такой позицией ответчика.
Из материалов дела усматривается, что работа истицы в должности медицинской сестры яслей-сада № 37 охватывает спорный период времени с 22.10.1986 по 01.04.1991 года, т.е. до принятия вышеуказанных Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, Постановления Правительства № 1066 от 22.09.1999 года, и Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, на которые ссылается УПФ РФ (ГУ) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области в своем отказе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Анализируя доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что в специальный стаж работы В. подлежат включению спорные периоды с 22.10.1986 по 31.07.1987 года, с 16.01.1989 по 31.07.989 года, с 17.09.1990 по 01.04.1991 года, в должности медицинской сестры детского сада-яслей № 37, а всего 1 год 10 месяцев 9 дней. В этой части требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворении. Пенсионным фондом РФ в стаж В. зачтено 28 лет 4 месяца 15 дней. С учетом спорного периода, общий стаж В. в связи с занятием медицинской деятельностью по состоянию на 18.01.2011 года (дата обращения с заявлением) составлял более 30 лет.
При таких обстоятельствах суд находит, что у В. возникло право на получение пенсии по старости с 18.01.2011 года.
Кроме того, истицей заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 200 рублей – государственная пошлина, уплаченная ею при обращении в суд.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что решение суда состоялось в пользу истицы, суд находит также подлежащими удовлетворению и ее требования о взыскании в ее пользу судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области включить В. в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 22.10.1986 по 31.07.1987 года, с 16.01.1989 по 31.07.989 года, с 17.09.1990 по 01.04.1991 года, в должности медицинской сестры детского сада-яслей № 37.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области назначить В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с выполнением работы с тяжелыми условиями труда с 18.01.2011 года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области в пользу В. возмещение судебных расходов в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме принято 9.03.2011