решение по иску о признании права на отсрочку от призыва на военную службу



Дело № 2-885/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

представителя истца Ц.

представителей ответчиков Ваганова Д.В., Елгина Ю.Н.

30 мая 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к призывной комиссии Юргинского района, военному комиссариату Кемеровской области, отделу военного комиссариата отдела военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району о признании незаконным решение призывной комиссии, признании права на отсрочку, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу

у с т а н о в и л:

Б. обратился в суд с иском к отделу военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району о признании права на отсрочку, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.25.05.2011 года в ходе досудебной подготовки от Б. в лице его представителя по доверенности Ц. в суд поступило уточненное исковое заявление Призывной комиссии Юргинского района, военному комиссариату Кемеровской области, отделу военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району о признании незаконным решение призывной комиссии, признании права на отсрочку, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Определением судьи от 25.05.2011 года уточненное исковое заявление Б. принято к производству суда (л.д. 60-63, 65).

Истец Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Ц., о чем представил соответствующее заявление (л.д. 55).

Представитель истца по доверенности Ц. в обоснование заявленных требований пояснила, что Б. 01.09.2002 года поступил на обучение в Екатеринбургский филиал академии государственной противопожарной службы МЧС России, который окончил 24.06.2005 года. На момент окончания обучения истец имел звание «лейтенант внутренней службы». По окончании обучения, в том же году, он поступил на службу в отряд Государственной противопожарной службы г. Анжеро-Судженска ГУ МЧС России по Кемеровской области, назначен на должность начальника караула ОГПС 2 по Кемеровской области. В 2007 году истцу присвоено звание «старший лейтенант внутренней службы», в 2010 году – звание «капитан внутренней службы». Решением призывной комиссии Юргинского района Кемеровской области от 29.04.2011 года истец призван на военную службу. Первоначальную отсрочку от военной службы истец получил при поступлении на учебу в Академию ГПС, после окончания обучения, в 2005 году, ему была предоставлена очередная отсрочка до 31.12.2013 года, что нашло свое отражение в его удостоверении призывника. В последующем, должностные лица призывной комиссии Юргинского района не интересовались обоснованностью предоставленной истцу отсрочки от службы в Армии. Кроме того, после окончания учебы и прибытии в г. Анжеро-Судженск на службу, он прибыл в Военный комиссариат Юргинского района, сообщил о поступлении на службу, то есть своевременно подал соответствующие сведения. Полагает, что в соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», действовавшему на момент предоставления отсрочки, Б. должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на весь период обучения и службы в МСЧ РФ. Ранее действующие нормы указанной статьи не содержали в качестве обязательного условия для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу наличие высшего профессионального образования. Кроме того, согласно ст. 2 указанного закона, граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 закона до 01.01.2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Таким образом, срок действия отсрочки от призыва на военную службу, предоставленной Б. при поступлении на обучение в Екатеринбургский филиал академии государственной противопожарной службы МЧС России и последующей службы в МСЧ РФ, не истек, основания для получения им отсрочки не утрачены. На основании изложенного, просит признать незаконным решение призывной комиссии Юргинского района Кемеровской области от 30.04.2011 года о призыве Б. на военную службу, признать за Б. право на отсрочку от призыва на военную службу на период службы в МСЧ РФ, обязать призывную комиссию Юргинского района предоставить отсрочку.

Представитель ответчиков – военного комиссариата Кемеровской области и отдела военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району Ваганов Д.В. иск не признал и пояснил, что он является начальником отдела военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району. Б. приписан к возглавляемому им отделу военного комиссариата. По возрасту Б. подлежит призыву на военную службу. Из материалов личного дела призывника ему удалось установить, что Б. согласно решению призывной комиссии Юргинского района № 6 от 18.10.2005 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с прохождением службы в органах МЧС и наличием среднего профессионального образования. Срок отсрочки истек 31.12.2008 года. Поскольку с этого момента Б. не являлся в военкомат, его следует считать уклонистом. В 2008 году в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения и право на получение отсрочки от призыва на военную службу стало распространяться на лиц, состоящих на службе в органах МЧС, при наличии у них высшего профессионального образования. То есть Б. утратил право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. При рассмотрении вопроса о призыве на службу весной 2010 года Б. был приглашен в военкомат. После чего Б. снялся с военного учета в отделе военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинского района и встал на учет в отдел военного комиссариата Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске по месту прохождения службы. Осенью 2010 года призывная комиссия г. Анжеро-Судженска приняла решение о призыве Б. на военную службу. Данное решение он не обжаловал. Однако в связи с окончанием призыва и набором лимита военнослужащих, данное решение было отменено. После чего Б. снялся с учета в отделе военного комиссариата Кемеровской области по г. Анжеро-Судженску и 12.04.2011 года был принят на воинский учет по месту постоянного проживания в отделе военного комиссариата Кемеровской области по г. Юрга и Юргинскому району. 30.04.2011 года призывная комиссия Юргинского района приняла решение № 9 о призыве Б. на военную службу в соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Он считает, что данное решение призывной комиссии является законным, так как Б. в соответствии с действующим законодательством не имеет права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. Поэтому он просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – призывная комиссия Юргинского района Елгин Ю.Н. иск не признал и пояснил, что призывная комиссия Юргинского района была создана на основании постановления Губернатора Кемеровской области от 29.03.2011 года. Создается она период призыва. Возглавляют их обычно представители муниципального органа. В ее состав также входят представители военных комиссариатов. В период призывной компании военный комиссариат представляет на призывную комиссию список лиц, подлежащих призыву в 2011 году. Этим лицам направляются повестки с указанием даты заседания комиссии. Призывник до заседания комиссии обязан пройти медицинскую комиссию. В день заседания комиссии призывник прибывает в военкомат, где обычно проходит заседание. Членам комиссии представляется личное дело призывника, результаты медицинского освидетельствования и другие заслуживающие внимание документы. Комиссия принимает одно из решений: призвать на военную службу, освободить от военной службы, предоставить отсрочку от призыва на определенный срок. Б. решением призывной комиссии в октябре 2005 года была предоставлена отсрочка от призыва до 31.12.2008 года на период службы в органах МЧС. Отсрочка до 31.12.2013 года ему в тот период времени не могла быть представлена, так как срок контракта истекал именно в 2008 году. На заседании призывной комиссии Юргинского района в 2009-2010 годах Б. не рассматривался. Приглашен был на заседание комиссии в 2011 года и решением комиссии от 30.04.2011 года призван на военную службу. Он находит решение призывной комиссии принятым в соответствии с законом. Не согласен, что Б. имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Решением призывной комиссии Юргинского района от 30.04.2011 года Б. призван на военную службу (л.д. 12).

Б. не согласился с указанным решением призывной комиссии и просит признать его незаконным, поскольку он имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу.

Представители ответчиков полагают, что Б. в силу действующего законодательства не имеет права на предоставление отсрочки и подлежит призыву на военную службу.

В силу ст. 28 ФЗ № 53 от 28.12.2010 года «решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

При разрешении спора применению подлежат Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту ФЗ № 53 от 28.03.1998), Положение «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006 года (далее по тексту Положение о призыве на военную службу).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Президент РФ своим Указом № 378 от 31.03.2011 года постановил: «осуществить с 1 апреля по 15 июля 2011 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве 218 720 человек.

Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации установлен Положением о призыве на военную службу. Согласно п. 2 данного Положения «призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации». В силу п. 3 Положения призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия).

Постановлением Губернатора Кемеровской области № 20-пг от 29.03.2011 года на время призыва в апреле-июле 2011 года граждан 1984-1993 годов рождения на военную службу утверждены основной и резервный составы призывных комиссий муниципальных районов, городских округов. Вопросы призыва на военную службу жителей Юргинского района находятся в компетенции призывной комиссии Юргинского района, где председателем основного состав является глава Юргинского района Харлаш С.В., председатель резервного состава Елгин Ю.Н., начальник военно-мобилизационного отдела администрации Юргинского района (л.д. 57-59).

Решением призывной комиссии от 30.04.2011 года (протокол № 9) Б. признан годным к военной службе и подлежащим призыву.

Однако в полномочия призывной комиссии также входит рассмотрение вопросов о предоставлении гражданам отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с положениями ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 года.

Б. полагает, что имеет право на предоставление отсрочки на основании пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 года.

В соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 года, в редакции ФЗ от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ «отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях».

Руководствуясь текстом закона в указанной редакции представители ответчиков считают, что в связи с отсутствием у Б. высшего профессионального образования, он не имеет право на предоставление ему отсрочки от призыва на военную службу.

Суд не может согласиться с такой позицией ответчика, так как она не основан на законе и нарушает права истца.

Судом установлено, что в период с 2002 года по 2005 год Б. проходил обучение по очной форме в Екатеринбургском филиале академии государственной противопожарной службы МЧС России, окончил его и получил диплом (л.д. 7-8). Приказом МЧС России № 75-нс от 20.06.2005 года Б. присвоено звание «лейтенант внутренней службы» (л.д. 34). Приказом № 59-нс от 28.07.2005 года выпускник Екатеринбургского филиала академии государственной противопожарной службы МЧС России Б. назначен на должность начальника караула ПЧ-1 отряда ГПС-2 по контракту сроком до 31.12.2008 года, который в последствие продлен до 31.12.2013 года (л.д. 31, 32).

Решением призывной комиссии Юргинского района № 6 от 18.10.2005 года Б. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на время службы в органах МЧС до 31.12.2008 года на основании п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ (л.д. 68). При этом в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, выданное на имя Б. внесена запись о предоставлении ему отсрочки до 31.12.2013 года. Ответчиком суду представлена книга регистрации решений призывной комиссии за 2005 год, из которой видно, что при принятии решении о предоставлении Б. отсрочки от призыва на военную службу первоначально дата до которой предоставлена отсрочка не была указана, но в настоящее время имеется приписка «до 31.12.2008 года». О том, что совершена приписка, судом сделан вывод на основании осмотра книги, где записи сделаны в определенном порядке, с интервалом между ним в одно строку. Но между записью в отношении Б. и следующей записью интервал отсутствует, запись сделана чернилами отличающимися по цвету от чернил, которыми сделана основная запись.

Анализ вышеперечисленного позволяет суду прийти к выводу, что при принятии решения о предоставлении Б. в 2005 году отсрочки от призыва на военную службу срок на который ему была предоставлена отсрочка не был указан.

В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент предоставления Б. отсрочки, отсрочка от призыва предоставляется на военную службу гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава Государственной противопожарной службы до 01.01.2005 года – на время службы в этих органах.

Таким образом, исходя из буквального трактования пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления отсрочки), Б. по окончании обучении в Екатеринбургском филиале академии государственной противопожарной службы МСЧ России, имея специальное звание лейтенанта внутренней службы, и трудоустроившись в отряд Государственной противопожарной службы г. Анжеро-Судженска ГУ МЧС России по Кемеровской области, истец приобрел право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ в редакции от 06.07.2006 года на период прохождения службы в органах МЧС.

Статьей 2 п. 5 ФЗ от 06.07.2006 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» подпункт «з» изложен в иной редакции (редакция приведена выше по тексту). В соответствии со ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст. 23 и 24 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ до 01.01.2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до истечения их оснований. Статья 5 и пункт 5 ст. 2 ФЗ РФ № 104-ФЗ вступили в силу с 01.01.2008 года.

Федеральным законом № 312-ФЗ от 17.12.2009 года редакция п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ изменена, в текст подпункта «з» в качестве условия для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу добавлена необходимость наличия у гражданина высшего профессионального образования.

Согласно ст. 2 ФЗ № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ до 01.01.2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Судом установлено, что в соответствии с контрактом, заключенным Б. 31.12.2008 года он продолжает прохождение службы начальником караула пожарной части № 1 ОГПС-2 МЧС России по Кемеровской области (л.д. 46-47). Согласно удостоверению (л.д. 9) Б. имеет специальное звание – капитан внутренней службы.

В период 2008-2009 год Б. не вызывался в военкомат и вопрос о его призыве на военную службу либо о предоставлении отсрочки от военной службы не решался. Суд не может согласиться с доводами ответчика, что Б. следует считать уклонистом. Суд не установлено фактов уклонения Б. от явки в военный комиссариат. Предоставленная Б. в 2005 году отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена не на определенный срок, а на весь период прохождения службы в органах МЧС. При этом указанное решение ни кем не было отменено. Утверждение ответчика, что отсрочка Б. была предоставлена только до 31.12.2008 года, суд находит не состоятельным. На момент предоставления отсрочки действовал закон, который давал право отсрочки на весь период службы вне зависимости от отсутствия или наличия высшего профессионального образования. Поэтому комиссия не знала и не могла знать, что в последующем произойдет изменение законодательства. После внесения изменений в закон, данное решение не было отменено или пересмотрено. В течение 2008 и 2009 годов Б. не призывался на службу. Лишь в 2010 году возник вопрос о его призыве на военную службу. Положения ныне действующей нормы закона не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений в предыдущие годы.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что Б. имеет право на предоставление от призыва на военную службу, а соответственно решение о его призыве на военную службу призывной комиссией Юргинского района принято не законно. Поэтому требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Б. удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Юргинского района от 30 апреля 2011 года о призыве Б. на военную службу.

Признать за Б. право на отсрочку от призыва на военную службу на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

Обязать призывную комиссию Юргинского района предоставить Б. отсрочку от призыва на военную службу на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – подпись -

Мотивированное решение в окончательной форме принято 6.06.2011