решение по гражданскому делу №2-1019/2011



Дело № 2-1019/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» июля 2011г. г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Каминской О.В.

при секретаре Гусевой Н.А.

с участием представителя истца Рубана А.В.

представителей ответчика Вершинина И.Ю.,

Мосевич Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 55, Департаменту образования и науки Кемеровской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 55 (далее ГОУ НПО ПУ № 55), Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница № 1 г.Юрги» (далее МУЗ «ГБ №1»), Администрации г.Юрги о понуждении совершить действия по получению приложения к лицензии № 42-01-000414 от 31.01.2007г. на право осуществления медицинской деятельности в ГОУ НПО «ПУ № 55», о понуждении ГОУ НПО ПУ № 55 предоставить МУЗ «ГБ № 1» помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, Администрации города Юрги о возложении субсидиарной ответственности по финансированию мероприятий по получению МУЗ «ГБ № 1» приложения к лицензии.

В судебном заседании 04.07.2011г. представитель истца – помощник Юргинского межрайонного прокурора Рубан А.В. заявил об отказе от исковых требований, предъявленных к МУЗ «ГБ № 1» и Администрации г. Юрги о понуждении совершить действия по получению приложения к лицензии № 42-01-000414 от 31.01.2007г. на право осуществления медицинской деятельности в ГОУ НПО ПУ № 55 и об увеличении требований, предъявленных к ГОУ НПО ПУ № 55 в виде понуждения совершения действий по получению лицензии на права осуществление медицинской деятельности.

Определениями Юргинского городского суда Кемеровской области от 04.07.2011г. принят отказ истца от части исковых требований и в этой части производство прекращено, а также принято к производству уточненное исковое заявление к ГОУ НПО «ПУ № 55» о понуждении в срок до 01.09.2012г. оборудовать медицинский кабинет, находящийся в учреждении в соответствии с требованиями условий лицензирования медицинской деятельности и совершению действий по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности, с возложением субсидиарной ответственности при недостаточности у ГОУ НПО «ПУ № 55» находящихся в распоряжении денежных средств, по финансированию указанных действия на Департамент образования и науки Кемеровской области.

В судебном заседании представитель истца – помощник Юргинского межрайонного прокурора Рубан А.В. поддержал уточненные исковые требования к ГОУ НПО «ПУ № 55», Департаменту образования и науки Кемеровской области о понуждении к действиям, пояснив, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности ГОУ НПО «ПУ № 55» выявлено, что в помещении училища функционирует медицинский кабинет без соответствующего разрешения (лицензии). В учреждении имеется медицинский комплекс, состоящий из приемного и процедурного кабинетов. Штатным расписанием образовательного учреждения должность медицинского работника не предусмотрена. На момент проверки деятельность по оказанию медицинской помощи учащимся и работникам ГОУ НПО «ПУ № 55» осуществлял медицинский работник, находящийся в штате МУЗ «ГБ № 1» на основании договора о предоставлении медицинских услуг, заключенного между МУЗ «ГБ № 1» и ГОУ НПО «ПУ № 55». Однако МУЗ «ГБ № 1» не имело соответствующего приложения к лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту расположения медицинского кабинета, оборудованного в образовательном учреждении. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения с иском в суд. Но после предъявления иска, МУЗ «ГБ № 1» в одностороннем порядке расторгло с ГОУ НПО «ПУ № 55» договор на оказание медицинских услуг. В связи с чем, он считает, что лицензию на оказание медицинской деятельности в медицинском кабинете, расположенном в здании ГОУ НПО «ПУ № 55» должно получить само образовательное учреждение. Оно же обязано оборудовать медицинский кабинет в точном соответствии с требованиями, установленными условиями лицензирования медицинской деятельности. Полагает, что каких-либо препятствий для получения образовательным учреждением лицензии на оказание медицинской деятельности не имеется. Учреждение может создать в своей структуре соответствующее подразделение, ввести в штатное расписание единицы медицинских работников. При этом он просит учесть, что ФЗ РФ «Об образовании» каждое учебное заведение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Прокурор просит обязать ответчика оборудовать медицинский кабинет, находящийся в учреждении, в соответствии с требованиями условий лицензирования медицинской деятельности; совершить действия по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности, установив срок для исполнения до 01.09.2012 года, а также при недостаточности средств, находящихся в распоряжении ГОУ НСО «ПУ № 55» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных действий на Департамент образовании и науки Кемеровской области.

Представитель ответчика – ГОУ НПО «ПУ № 55» Вершинин И.Ю. иск признал частично и пояснил, что училище не имеет в своем штатном расписании медицинского работника. До обращения прокурора с иском в суд, медицинское обслуживание учащихся и сотрудников училища осуществлялось медицинским работником, состоявшим в штате МУЗ «ГБ № 1», на основании договора, заключенного между МУЗ «ГБ № 1» и ГОУ НПО «ПУ № 55». Для осуществления этой деятельности ГОУ НПО «ПУ № 55» оборудовало специальный кабинет, состоящий из двух комнат, с соответствующим оснащением. Каких-либо нареканий по оборудованию кабинета со стороны медицинского учреждения не предъявлялось. Но они не оспаривают требований прокурора в части необходимости оборудования данного кабинета в соответствии с требованиями, установленными условиями лицензирования и готовы получить заключение по оборудованию кабинета на его соответствие установленным нормативным требованиям. Однако возражает против удовлетворения требования прокурора в части возложения на ГОУ НПО «ПУ № 55» обязанности по получению лицензии на оказание медицинской деятельности. В соответствии с действующим законодательством медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений обеспечивают органы здравоохранения. ГОУ НПО «ПУ № 55» не относится к органам здравоохранения. Учреждением были приняты все меры к исполнению законодательства по обеспечению учащихся медицинским обслуживанием. Но после обращения прокурора с иском в суд, МУЗ «ГБ № 1» в одностороннем порядке приняло решение о расторжении договора на медицинское обслуживание обучающихся и отозвало своего медицинского работника. В настоящее время они намерены в судебном порядке обжаловать действия МУЗ «ГБ № 1». Полагает, что ГОУ НПО «ПУ № 55» не имеет возможности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, так как не имеет в штате медицинских работников и не отвечает требованиям, указанным в Положении о лицензировании медицинской деятельности. В связи с чем просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в части возложения на них обязанности по получению лицензии на оказание медицинской деятельности, при этом, не оспаривая его требований в части оборудования специального кабинета с получением соответствующего заключения.

Представитель ГОУ НПО «ПУ № 55» Мосевич Г.Г. поддержала пояснения Вершинина И.Ю.

Представитель Департамента образования и науки Кемеровской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований исходя из следующего.

Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В силу ст. 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. При этом часть 4 ст. 51 предусматривает, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Законодателем установлено обязательное лицензирование медицинской деятельности. При чем при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполнение конкретных условий и требований обязательно. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной,высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (ст. 2, ст. 17 п. 1 п.п. 96 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено обязательное указание в лицензии адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007, лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления.

Как установлено в судебном заседании, ГОУ НПО «ПУ № 55» имеет в здании своего учреждения здравпункт, состоящий из двух смежных помещений: приемного и процедурного кабинетов, оснащенный оборудованием и медикаментами в соответствии с требованиями, предъявляемыми медицинским учреждением, осуществлявшим медицинское обслуживание. Однако ответчик не имеет соответствующего заключения, подтверждающего тот факт, что оснащение медицинского кабинета соответствует требованиям условий лицензирования медицинской деятельности.

Ответчик не оспаривает требований истца в части возложения на них обязанности по осуществлению мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в соответствии с требованиями условий лицензирования медицинской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требования истца в части возложения на ГОУ НПО «ПУ № 55» обязанности по оборудованию медицинского кабинета в соответствии с требованиями условий лицензирования медицинской деятельности, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При определении срока исполнения решения суда в указанной части, суд учитывает, что ГОУ НПО «ПУ № 55» является бюджетным учреждением, и финансирование на каждый год формируется в начале финансового года. Для получения необходимого финансирования требуется время. Для получения соответствующего заключения о соответствии медицинского кабинета требованиям условий лицензирования медицинской деятельности, необходимо привлечение специалистов в области здравоохранения. Все это в совокупности позволяет суду определить срок исполнения не позднее 01.09.2012 года.

Судом установлено, что собственником имущества (здания), в котором расположено учреждение, является государственный орган субъекта РФ, то бремя его содержания несет на основании ст. 210 ГК РФ Департамент образования и науки Кемеровской области.

Из Устава ГОУ НАО «ПУ № 55» усматривается, что учредителями ГОУ НПО «ПУ № 55» является Департамент образования и науки Кемеровской области (л.д. 54-74).

Поскольку учреждение по своим обязательствам в силу ст. 120 ГК РФ отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а финансирование учреждения осуществляется учредителями на основе нормативов и смет, то суд полагает необходимым при недостаточности средств для оборудования медицинского кабинета в соответствии с требованиями условий лицензирования возложить субсидиарную ответственность на Департамент образования и науки Кемеровской области.

В тоже время, суд полагает, что требования прокурора в части возложения на ГОУ НПО «ПУ № 55» обязанности по совершению действий по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

ГОУ НПО «ПУ № 55» является образовательным учреждением и не относится к органам здравоохранения (л.д. 52-74).

В судебном заседании установлено, что до обращения прокурора с иском в суд, медицинское обслуживание учащихся ГОУ НПО «ПУ № 55» осуществлялось медицинским работником, состоящим в штате Медицинского учреждения здравоохранения «Городская больница № 1 г. Юрги», которое имело с ГОУ НПО «ПУ № 55» соответствующий договор на медицинское обслуживание учащихся (л.д. 5-8). После предъявления прокурором требований к МУЗ «ГБ № 1» о получении приложения к лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность в здравпункте, оборудованном в ГОУ НПО «ПУ № 55», МУЗ «ГБ № 1» отозвал своих штатных работников из здравпункта ГОУ НПО «ПУ № 55» и уведомил образовательное учреждение о расторжении договора на медицинское обслуживание обучающихся с 15.06.2011г. (л.д. 24). В связи с этим прокурор отказался от иска, предъявленного к МУЗ «ГБ № 1» и предъявил требования в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности непосредственно к образовательному учреждению.

Суд не может согласиться с такой позицией истца, так как она не основана на законе, закрепляющем, что медицинская деятельность осуществляется органами здравоохранения, а не образовательными учреждениями, которые в систему здравоохранения не входят.

Положением о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30) определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Одним из требований, предъявляемых к лицензиату является наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет (ст. 5 п. «б»).

ГОУ НПО «ПУ № 55» является образовательным учреждением и не имеет ни одного руководителя с медицинским образованием. Отсутствует у данного учреждения и структурное подразделение, ответственное за осуществление лицензируемой деятельности. Не имеется в штате ответчика и медицинского работника, который осуществлял бы соответствующую деятельность (л.д. 5-7).

Действующее законодательство устанавливает двухстороннюю ответственность отраслей здравоохранения и образования за здоровье и физическое развитие детей. При этом именно органы здравоохранения имеют право на предоставление медицинской услуги и соответственно оно обязано иметь соответствующую лицензию, а не образовательное учреждение, которое обязано осуществлять иные функции.

Анализируя вышеприведенные нормы закона и доводы сторон гражданского процесса, суд пришел к выводу, что на момент вынесения решения не имеется законных оснований для возложения на ответчика ГОУ НПО «ПУ № 55» обязанности по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности с привлечением в порядке субсидиарной ответственности Департамента образования и науки Кемеровской области. При таких обстоятельствах в этой части требовании истца удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного иск Юргинского межрайонного прокурора подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 55, Департаменту образования и науки Кемеровской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.

Обязать Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 55» оборудовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями условий лицензирования в срок до 01.09.2012 года. При недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении ГОУ НПО ПУ № 55 возложить субсидиарную ответственность по финансированию действий по оборудованию медицинского кабинета в ГОУ НПО ПУ № 55 в соответствии с условиями лицензирования медицинской деятельности, на Департамент образования и науки Кемеровской области.

В удовлетворении требований Юргинскому межрайонному прокурору о понуждении ГОУ НПО ПУ № 55 совершить действия по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности, возложении субсидиарной ответственности при недостаточности средств по финансированию указанных действий на Департамент образования и науки Кемеровской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Каминская

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2011г.