Дело № 2-1239/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е: председательствующего судьи Можериной Н.Г. при секретаре Хлякиной С.В. с участием истца Л. ее представителя У. представителя ответчика Д. 18 июля 2011 года рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Л. к Филиалу № 17 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании акта незаконным, взыскании недовыплаченного пособия по уходу за ребенком, у с т а н о в и л: Л. обратилась в суд с иском к Филиалу № 17 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о возмещении расходов на выплату страхового возмещения. В обоснование иска Л. пояснила, что с 15.10.2008 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 3.12.2008 года обратилась в филиал № 17 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и была зарегистрирована в качестве таковой. 19.08.2009 года у не родился ребенок, до 03.12.2009 года она находилась в отпуске по беременности и родам. С 04.12.2009 по 19.02.2011 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с Законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования РФ. С 04.12.2009 года по 31.12.2009 года ей было начислено и выплачивалось указанное пособие в размере 9740 рублей на основании ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в котором регламентировалось, что сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком исчисляется в размере 40 процентов от среднего заработка. С 01.01.2010 по 01.08.2010 года ей с учетом индексации стали выплачивать пособие в размере 10407 рублей 33 копейки. С 01.09.2010 года вновь был произведен перерасчет пособия и его размер стал составлять 9 740 рублей 12 копеек в месяц. За период с 01.09.2010 по 28.02.2011 года ей было возмещены расходы на выплату пособия в размере 49 972 рубля 29 копеек, в то время как такие расходы должны составлять сумму 59 098 рублей 77 копеек. Ей был выдан акт № 235 от 21.03.2001 года камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Она с выводами ответчика, изложенными в этом акте не согласна. В связи с чем она просит признать незаконным решение филиала № 17 ГУ КРОВСС, оформленное актом № 235 от 21.03.2001 года камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и взыскать с ответчика 9 126 рублей 48 копеек. Представитель истца по доверенности У. поддержал доводы своего доверителя и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Денежные средства выделяются на воспитание ребенка. Истицей все взносы в фонд социального страхования были выплачены в полном объеме. Индексация пособия должна была быть проведена, в связи с инфляцией. Представитель ответчика - Филиала № 17 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности Д. иск не признала, пояснила, что на основании заявления от 03.12.2008 года Л. о регистрации в качестве страхователя, добровольно ступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, филиалом № 17 Государственного учреждения – КРО ФСС РФ была произведена ее регистрация, о чем выдано соответствующее уведомление от 04.12.2008 года. С 01.07.2009 по 17.11.2009 года Л. был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам, с 18.11.2009 по 03.12.2009 года выдан листок нетрудоспособности в связи с предоставлением дополнительного отпуска по беременности и родам. С 4.12.2009 по 19.02.2011 года Л. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии со ст. 4 Закона № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств ФСС РФ в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 9 ФЗ от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. На момент наступления у истца отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан определялся законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Начисление пособий осуществлялось в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитанный из доходов Л. в 2009 году, превышал максимальный размер пособия, в связи с чем, был ограничен размером максимального ежемесячного пособия по уходу за ребенком и составил 9740 рублей 12 копеек. Согласно п. 16 ст. 36 ФЗ от 24.07.2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с 01.01.2010 года признан утратившим силу. Вместе с тем, в соответствии с п. 16 ст. 37 Закона № 213-ФЗ, правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31.12.2009 года (включительно) в соответствии с ФЗ от 31.12.2002 года № 190-ФЗ не прекращаются и регулируются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». При этом п. 15 ст. 37 Закона № 213 определено, что ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» применяется при назначении, исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу данного закона. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в законную силу указанного закона, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» за период после дня вступления в силу указанного закона, если размер пособия, исчисленный в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», превышает размер пособия, полагающийся по нормам ФЗ № 255-ФЗ. Таким образом, размер пособия может быть исчислен либо в полном соответствии с ранее действовавшими нормами, либо в установленном Законом № 255-ФЗ порядке. В силу норм ч. 2.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в порядке Закона № 255-ФЗ должен составлять 62, 64 рублей в месяц. Однако поскольку страховой случай наступил до 01.01.2010 года, фонд выплатил истцу пособие, исчисленное в соответствии с ранее действовавшими нормами, размер которого составил 9740,12 рублей в месяц. При этом указанный размер пособия в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2010 года в дальнейшем индексации не подлежит. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Как усматривается из пояснений сторон и материалов дела, истец Л., имея статус индивидуального предпринимателя (л.д. 26), на основании заявления от 03.12.2008 года (л.д. 24) значилась зарегистрированной в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уведомление о регистрации от 04.12.2008 года (л.д. 25). 19.08.2009 года у В. родился первый ребенок (л.д. 12). Из пояснений сторон установлено, что за период с 1.07.2009 по 17.11.2009 года, с 18.11.2009 по 3.12.2009 года В. было выплачено пособие по беременности и родам. С 4.12.2009 года по 19.02.2011 года Ульянова В.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. 25.03.2011 года В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ и ИП (л.д. 13). В период с 4.12.2009 года по 19.02.2011 года Филиалом № 17 ГУ КРОФСС РФ по Кемеровской области В. производилась выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, которая была назначена приказом директора филиала за № 19 от 29.04.2010 года (л.д. 50). Из пояснений сторон установлено, что выплата производилась на основании заявлений В., которые она подавала один раз в квартал (л.д. 51, 55, 59, 63, 68). По поступлении заявления специалистами фонда проводилась камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлялись акты: № 626р от 29.04.2010 – л.д. 48, № 627р от 29.04.2010 – л.д. 53, № 1239р от 1.06.2010 – л.д. 57, № 2004р от 13.09.2010 – л.д. 61, № 235 от 21.03.2011 – л.д. 66. По результатам камеральных проверок филиалом № 17 ФСС РФ принимались решения о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (л.д. 49, 54, 58, 62, 65). Истица просит признать решение филиала № 17 ГУ КРОФСС РФ по Кемеровской области, оформленное актом № 235 от 21.03.2011 года незаконным, поскольку считает неправомерным определение размера пособия из расчета 9740 рублей 12 копеек. Полагает, что данная сумма с 1.01.2010 года должна была быть проиндексирована, и размер ежемесячного пособия должен был составлять 10407 рублей 33 копейки. Такой размер пособия ей выплачивали ежемесячно за период с 1.01.2010 года по 31.08.2010 года. Однако при расчете пособия за период с 1.09.2010 года по 19.02.2011 года размер пособия стал рассчитываться из суммы 9740 рублей 12 копеек, был произведен перерасчет за период с 1.01.2010 по 31.08.2010 года. В связи с чем она считает, что ответчик необоснованно не доплатил ей пособие по уходу за ребенком в размере 9126 рублей 48 копеек. Суд не может согласиться с данной позицией истца, поскольку она не основана на законе. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, ч. 1 ст. 1. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию являются, в частности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 9 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. На основании ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010, застрахованным лицам, указанным в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в том числе индивидуальным предпринимателям, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно п. 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Законом № 190-ФЗ, не прекращаются и регулируются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции закона № 213-ФЗ). Согласно п. 15 ст. 37 Закона № 213-ФЗ определено, что закон № 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу названного закона, пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Закона № 255-ФЗ за период после дня вступления в силу закона, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ (в редакции Закона № 213-ФЗ) превышает размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона № 213-ФЗ). Таким образом, размер пособия может быть исчислен либо в полном соответствии с ранее действовавшими нормами, либо в установленном Законом № 255-ФЗ порядке. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что при определении Л. размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, ответчик обоснованно применил правовые нормы, действовавшие до 1.01.2010 года и назначил ей пособие с декабря 2009 года в размере 9740 рублей 12 копеек в месяц. Истец не оспаривая размер пособия, назначенного ей с декабря 2009 года, полагает, что с 1.01.2010 года ей надлежало выплачивать пособие из расчета 10407 рублей 33 копейки в месяц, с учетом индексации размера пособия, установленной федеральным законодательством. Суд полагает, что указанные выводы истца не основаны на действующем законодательстве. Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотрен ст. 4.2 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данной статьей установлено какие пособия подлежат индексации. При этом ни один из приведенных в указанной статье пунктов ст. 13 не предусматривает такой категории граждан как индивидуальные предприниматели. Пособия по уходу за ребенком индивидуальным предпринимателям был определен ФЗ № 190 от 31.12.2002 года. С 1.01.2010 года указанное законодательство претерпело значительные изменения и размеры пособий для индивидуальных предпринимателей стали определяться в ином порядке, в соотношении к минимальному размеру оплаты труда, но не к доходам получаемым гражданином. Но применение такого порядка установления размера пособия ухудшило бы положение истицы по сравнению с тем, какое пособие ей было установлено в соответствии с ранее действовавшим законодательством, на момент возникновения страхового случая (декабрь 2009). Позиция истицы основана на неверном толковании законодательных норм. Поскольку истица имела специальный статус - индивидуальный предприниматель, то применение указанных ею законодательных норм, полежит с учетом ее статуса и специализированного законодательства, регулирующего возникшие взаимоотношения в области социального страхования лиц указанной категории граждан. Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что ответчик определил Л. размер пособия в соответствии законодательными нормами, действовавшими в этой области на момент возникновения страхового случая и правильно определили размер пособия в сумме 9740 рублей 12 копеек. За период с 4.12.2009 года по 19.02.2011 года Л. надлежало выплатить 142028 рублей 46 копеек. Согласно представленным суду платежным поручениям: № 825 от 5.05.2010 в сумме 8797 рублей 53 копеек, № 824 от 5.05.2010 в сумме 20814 рублей 66 копеек, № 1148 от 4.06.2010 в сумме 31221 рубль 99 копеек, № 1894 от 15.09.2010 в сумме 31221 рублей 99 копеек, № 609 от 5.05.2011 года в сумме 49972 рубля 29 копеек (л.д. 47, 52, 56, 60, 64) на общую сумму 142028 рублей 46 копеек. Истица просит взыскать в ее пользу недовыплаченную сумму пособия в размере 9126 рублей 48 копеек. Поскольку суд пришел к выводу, что ответчиком размер пособия по уходу за ребенком истцу был определен верно, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недовыплаченного пособия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Л. к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 17 о признании акта незаконным, взыскании недовыплаченного пособия по уходу за ребенком. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Мотивированное решение в окончательной форме принято 22.07.2011