решение о понуждении к совершению действий по установке специального медицинского оборудования



Дело № 2-995/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

с участием

представителя истца Афонина А.В.

представителя ответчика и 3 лица Сапожкова В.Г.

представителя 3 лица Дзик О.А.

8 июля 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о понуждении к совершению действий.

В судебном заседании представитель истца помощник Юргинского межрайонного прокурора Афонин А.В. в обоснование заявленных требований пояснил, что в результате проведения проверки по соблюдению требований санитарного законодательства РФ в Юргинском филиале государственного учреждения здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, в частности установлено, что в помещениях процедурного кабинета, перевязочной, лаборатории, палат, в процессе лечения больных учреждения образуются медицинские отходы класса «В» (шприцы, перевязочный материал и т.д.). Данные отходы подвергаются только химическому методу дезинфекции, собираются в контейнер и централизованно по договору от 11.01.2011 года № 109 с ООО «Благоустройство» спецтранспортом вывозятся на городской полигон ТБО. Физических методов для обязательного обезвреживания отходов класса «В» не применяется. Участок с установкой для децентрализованного способа обеззараживания отходов класса «В» на территории Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» не оборудован. Тем самым нарушены нормы ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4.21, п. 5.3, п. 5.4, п. 5.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 «санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ Юргинским филиалом ГУЗ «КО КПТД» способны негативно сказаться на окружающей среде и экологической обстановке в г. Юрге и создать реальную угрозу распространения туберкулеза на территории города. На основании ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную среду обитания, и указанных выше норм санитарного законодательства просит обязать Государственное учреждение здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» приобрести специальное оборудование - установку для обеззараживания медицинских отходов класса «В» на территории Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД». При недостаточности собственных денежных средств у ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. Установить срок для совершения вышеуказанных действий до 08.07.2013 года.

Представитель 3 лица на стороне истца – территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе (далее по тексту Роспотребнадзора) Дзик О.А. поддержала заявленные требования. Пояснила, что формы туберкулеза различны. Туберкулез - это специфический инфекционный процесс, возбудителем которого является туберкулезная палочка «коха». Формы туберкулеза могут быть открытыми, закрытыми, туберкулез может быть легких, внелегочный, внутренних органов с образованием свищей, выделений, туберкулез кишечника, нервной системы, кости, половых органов, органов мочевыделительной системы. В этом случае испражнения, выделения, предметы, которыми пользовались больные, остатки пищи также могут содержать в себе бактерии туберкулеза. Источником заражения окружающей среды выделениями из различных полостей, является больной с открытой формой туберкулеза. Обработка туберкулезных очагов химическими методами недостаточна. Необходимо использовать стерилизаторы, автоклавы для физического метода (камерная прожарка, обработка паром) уничтожения бактерий туберкулеза. Туберкулез, как инфекционная болезнь, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения города и может потребовать проведение мероприятий по санитарной охране территории. Юргинский филиал ГУЗ «КО КПТД» не имеет в наличии оборудования для обработки медицинских отходов класса «В» физическим методом и использует только химическую обработку, что является недостаточным. На основании изложенного полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика - ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» и третьего лица Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» Сапожкова В.Г., полномочия которой удостоверены доверенностью, исковые требования признала частично, пояснив, что согласно схеме удаления отходов, медицинские отходы класса «В» подвергаются химическому методу дезинфекции, в результате чего по степени своей опасности переходят в класс «а». Отходы помещаются в специальные контейнеры и в таком виде подлежат вывозу за территорию города для захоронения. Учреждением соблюдаются все требования к обращению с медицинскими отходами, и утверждение истца о создании реальной угрозы распространения туберкулеза на территории города являются безосновательными. Учреждение оснащено достаточным оборудованием, позволяющим производить обработку и очистку и стерилизацию медицинского оборудования, медицинских отходов и остатков пищи. Диспансер рассчитан на 75 коек, где проходят лечение больные только с туберкулезом легких. При выявлении внелегочного туберкулеза, больной подлежит направлению в г. Кемерово в специализированную клинику, где проводится лечение такого вида заболеваний. Установка, о которой ведет речь прокурор, является дорогостоящей, какой-либо необходимости в ее наличии не имеется, это приведет к излишней затрате бюджетных денежных средств. Просит учесть, что в 2011 году планируется поставка в г. Юргу на базе городской больницу специального оборудования для уничтожения медицинских отходов, в том числе и физическим способом. Имеются намерения на основании договора производит уничтожение в этой установке медицинских отходов иных лечебных учреждений, в том числе и противотуберкулезного диспансера. Она не имеет возражений против установки такого оборудования конкретно для противотуберкулезного диспансера, так как это только улучшит эпидемиологическую обстановку в городе, поскольку позволит более качественно производить обработку и уничтожение зараженных вирусом туберкулеза медицинских и других отходов. Если суд придет к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, просит определить разумный срок для исполнения, так как для приобретения установки необходимо выделение бюджетных средств. Этот вопрос не будет решен в скором времени.

Представитель ответчика – Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного разбирательства, возражений по иску не представил.

Выслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц – жителей г. Юрги на благоприятную среду обитания, в защиту их жизни и здоровья.

Основанием для предъявления иска послужило то, что 12 мая 2011 года в ходе проверки, проведенной Юргинской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора в Юргинском филиале ГУЗ «КО КПТД» выявлены нарушения требований санитарного законодательства, выражающиеся в отсутствии специального оборудования для обеззараживания медицинских отходов класса «В», что является нарушением ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, п. 4.21, п. 5.3, п. 5.4, п. 5.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Указанные нарушения отражены в акте проверки от 12.05.2011 года (л.д. 5-7).

На основании ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон).

Согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Гигиенические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур установлены санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 к классу «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы, в том числе материалы и инструменты, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями, пищевые отходы из инфекционных отделений, отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.

Судом установлено, что в процессе лечебной деятельности в стационаре Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» (в помещениях процедурного кабинета, перевязочной, лаборатории, палат) образуются медицинские отходы класса «В», которые в нарушение требований СанПиН при уничтожении не обезвреживаются надлежащим образом. Данные отходы подвергаются только химическому методу дезинфекции и собираются в контейнер. Удаление вышеуказанных отходов из больницы осуществляется централизованным путем по гражданско-правовому договору от 11.01.2011 на их вывоз и захоронение на территорию городского полигона ТБО.

Согласно п. 4.21. СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Выбор метода обеззараживания (дезинфекции) осуществляется при разработке схемы сбора и удаления отходов. Вывоз необеззараженных отходов класса «В» за пределы территории организации не допускается.

Согласно 5.3. СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса «В» обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных отходов класса «В» не допускается.

Согласно 5.4. СанПиН 2.1.7.2790-10 физический метод обеззараживания отходов классов «Б» и «В», включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.

Согласно 5.10. СанПиН 2.1.7.2790-10 при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов «Б» и «В» специальные установки размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

Однако физических методов для обязательного обезвреживания отходов класса «В» в Юргинском филиале ГУЗ «КО КПТД» не применяется. Участок с установкой для децентрализованного способа обеззараживания отходов класса «В» на территории Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» не оборудован.

Таким образом, отсутствие на территории Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» соответствующей установки для децентрализованного способа обеззараживания отходов класса «В», является нарушением требований закона.

В соответствии с п. 1.12 Устава ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» Юргинский филиал ГУЗ «КО КПТД» является обособленным подразделением (филиалом) без права юридического лица в составе ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер».

Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы Юргинского межрайонного прокурора и представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области о необходимости приобретения (или строительства) на территории Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» специализированного оборудования – установки для обеззараживания медицинских отходов класса «В». В тоже время суд находит не убедительными доводы представителя ответчика и 3 лица – руководителя Юргинского филиала ГУЗ «КО КПТД» Сапожковой В.Г. в той части, что установка такого дорогостоящего оборудования на территории Юргинского диспансера нецелесообразна ввиду небольшого объема медицинских отходов класса «В», поскольку диспансер имеет только больных с легочной формой туберкулеза и имеющегося оборудования достаточно для обеззараживания отходов. Судом установлено, что ГУЗ «КО КПТД» имеет медицинский отходы группы «В», что не отрицает и представитель ответчика. При этом обеззараживание медицинского оборудования и иных отходов, контактирующих непосредственно с мокротой, выделяемой больными и содержащей в себе вирус производится при помощи парового стерилизатора ВК-75-01 (л.д. 43-49). Однако данного стерилизатора недостаточно для обработки всех видов отходов (плевательниц, мусора, пищевых отходов, постельных принадлежностей и других предметов, которые находятся в контакте с больным и могут носить на себе следы выделенной больным мокроты, содержащей бактерии туберкулеза.

Поэтому суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истец просит возложить субсидиарную ответственности в части финансирования вышеуказанных мероприятий на учредителя ответчика – Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.

Согласно п. 1.6 Устава учредителем ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» является департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.

В силу п. 1.10 ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Учреждение отвечает по обязательствам филиалов.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Таким образом, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области в части финансирования указанных выше мероприятий.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая доводы сторон, суд считает возможным установить срок для выполнения требований прокурора до 31.12.2013 года, поскольку установление указанного оборудования требует значительного вложения бюджетных средств и времени для закупа, подыскания необходимой площадки, с учетом безопасности жителей города.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» произвести приобретение (строительство) специального оборудования – установки для обеззараживания медицинских отходов класса «В» на территории Юргинского филиала Государственного учреждения здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Дорожная, 9.

При недостаточности собственных денежных средств у Государственного учреждения здравоохранения «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.

Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанного действия до 31.12.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме принято 15.07.2011