Дело №2-1372/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Фроловой Л.В., с участием истицы М., представителя ответчика –Администрации г.Юрги по доверенности Б., при секретаре Новиковой А.Ю., 15 августа 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Юрге гражданское дело по иску М. к Администрации г. Юрги о постановке ее на регистрационный учет для внеочередного получения жилой площади по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л М. обратилась с иском к Администрации г. Юрги о постановке ее на регистрационный учет для внеочередного получения жилой площади по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.3-4). В обоснование заявленных требований пояснила, что ее родители А.О. и В.И. решением Прокопьевского районного суда от 13.03.1981 г были лишены родительских прав в отношении нее. 02.12.1991 г родители умерли. 18.05.1981 г была направлена в Киселевский детский дом №2, а 30.08.1983 г в Юргинскую школу-интернат№11,- где находилась до 19.06.1993 года. На момент устройства в Детский дом, а в последующем в интернат закрепленного за собой жилого помещения не имела. После выпуска из школы-интерната, - решением исполкома от 30.11.1994 г №1459-р была принята на учет для улучшения условий по общему списку №877 по категории внеочередников №36. Распоряжением главы г.Юрги от 06.05.1998 г№299-р была снята с льготной очереди на внеочередное получение жилой площади в связи с отсутствием льгот. Об этом узнала из письма от 12.01.2007 г №009ижк, отправленному на ее обращение №03-16/1570 от 18.12.2006 г. В письме была дана рекомендация по обращению за пре доставлением жилого помещения на льготных условиях в администрацию Прокопьевского района. Далее обращалась в Департамент образования и науки КО, где в письме от 03.04.2008 г №ДОиН-2803/06 ей сообщили, что направлено ходатйство на имя главы Прокопьевского района. Однако, согласно ответа на указанное ходатайство, администрация Прокопьевского района также не может поставить ее на льготную очередь, так как на сегодняшний день, она не относится к категории детей-сирот, в связи с чем было рекомендовано обратиться в суд с иском о нарушении жилищных прав. Так как до настоящего времени, ее конституционное право на бесплатное предоставление жилья не реализовано,- считает, что ее права и законные требования должны быть удовлетворены в полном объеме. С учетом изложенного, просит суд поставить ее на учет на получение внеочередного жилья по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и их обоснование. Представитель ответчика - Администрации г.Юрги по доверенности (л.д.74) Б. заявленные требования не признала и пояснила, что Распоряжением Главы города от 30.11.1994 г. №36 М. была принята на учет для улучшения жилищных условий по общему списку №877 и была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 21.12.1996 г. был принят Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту их рождения (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Распоряжением Главы города Юрги от 06.05.1998 г. №299-р М. была снята с учета для внеочередного получения жилого помещения в связи с тем, что на момент оформления в государственное детское учреждение не являлись жителем города Юрги, местом выявления, первичного устройства на воспитания в соответствующее учреждение город Юрга не является. Местом рождения и выявления является **. На основании справки от 04.05.1991, выданной ** сельским Советом, М. (**) С.В. была зарегистрирована в селе **. Местом первичного устройства на воспитание в соответствующее учреждение является г. Киселевск: до 1983 года находилась на воспитании в детском доме №2 г. Киселевска, в 1983 году направлена в школу-интернат №12 г. Киселевска. О снятии со льготной очереди на внеочередное получение жилой площади М. (**) С.В. было сообщено письмом от 12.05.1998 г. №137-ижк. Распоряжение Главы города Юрги от 06.05.1998 № 299-р о снятии с учета для внеочередного получения жилого помещения М. не было обжаловано. Кроме того, письмом от 08.04.2002 года ей были разъяснены основания снятия ее со льготной очереди, и рекомендовано для решения вопроса о постановке на учет для внеочередного получения жилого помещения обратиться в администрацию г. Прокопьевска. Действия по решению данного вопроса М. не были предприняты. С 2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан утратившим силу. На тот момент возраст М. был свыше 23 лет, а ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста. На сегодняшний лень у Администрации города нет законных оснований для постановки истицы на регистрационный учет для внеочередного получения жилой площади по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ЖК РФ, вступившим в действие с 1 марта 2005 года,- жилые помещения по договору социального найма (бесплатно) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, признанным малоимущими в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. В соответствии со ст. 5 ЖК РФ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. М. состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации города Юрги с 30.11.1994 г. по списку граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма. По состоянию на 04.08.2011 очередь по данному списку №116. Жилым помещением М. будет обеспечена в порядке очереди по мере поступления средств на эти цели. Просит оставить исковые требования М. о постановке на регистрационный учет для внеочередного получения жилой площади по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей без удовлетворения. Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, удовлетворяет заявленные истицей требования по следующим основаниям. В судебном заседании было установлено, что М. (**) С.В. родилась *** в **. Мать - А.О., отец - А.В. (л.д.9,7). Решением Прокопьевского районного суда от 13.03.1981 г родители истицы были лишены родительских прав в отношении нее (л.д.6). Копии справок о смерти на (л.д.11,12) подтверждают факт смерти родителей истицы в 24.11.1991 г. 18.05.1981 г истица направлена в Киселевский детский дом №2, а 30.08.1983 г в Юргинскую школу-интернат №11, - где находилась по 19.06.1993 г на полном государственном обучении (справка МОУ «Детский дом «Радуга» г.Юрги» на л.д.10). Справка на (л.д.37) подтверждает, что на праве собственности семья А.О., зарегистрированная в ** жилья не имеет. Распоряжением Главы города от 30.11.1994 г. №36 М. была принята на учет для улучшения жилищных условий по общему списку №877 и была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.13). В настоящее время М. зарегистрирована в **, в жилище ей не принадлежащем. Жилого помещения М. по договору социального найма не выделялось. Согласно выписки из ЕГРП, справки БТИ на (л.д.20,38) объектов недвижимости на праве собственности у истицы нет. Копия заявления истицы на (л.д.39) подтверждает обращение в администрацию города о постановке на учет для получения жилья, как сирота. Уведомление на (л.д.42) подтверждает снятие М. с льготной очереди на получения жилья на основании распоряжения главы г.Юрги от 06.05.98 г №299-р, так как на момент оформления в государственное детское учреждение она не являлась жителем г.Юрги. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21.12.1996 года - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 49 п.п. 3, 4 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Представитель ответчика – Администрации г. Юрги, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что на момент внесения изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - 22.08.2004 г, М. было свыше 23-х лет, а ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет меры соцподдержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-х летнего возраста, - поэтому у Администрации г.Юрги нет законных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований. Судом установлено, что действительно законодатель впервые предусмотрел такие категории граждан, как ребенок-сирота и лицо, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют право на внеочередное получение жилья только ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако на момент, когда М. достигла совершеннолетия, действовал ЖК РСФСР 1983 года, ст. 37 которого предусматривала, что вне очереди жилое помещение предоставляется, в том числе гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60). П. 3 ст. 60 ЖК РСФСР предусматривал, что при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок, в том числе в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. В судебном заседании было установлено, что жилое помещение, в котором М. проживала с родителями - в ** закреплено за ней не было. Какого-либо другого жилья в ** ей не выделялось. На учете в жилищном отделе Прокопьевского района Кемеровской области М. никогда не состояла и не состоит. Суд полагает, что в данном случае М. имела право на внеочередное предоставление жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, по окончании пребывания в МОУ «Детский дом «Радуга г. Юрги» (в 1993 году). В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени таким правом М. не воспользовалась. Согласно ст. 17 ГК РСФСР, который действовал на момент окончания пребывания М. в государственном детском учреждении, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (аналогичные положения закреплены в ст. 20 ГК РФ). Суд полагает, что местом жительства М. является г. Юрга, где она постоянно проживает с 1983 года, и состояла на учете в жилищном отделе Администрации г.Юрга, как сирота. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени она не реализовала свое конституционное право на бесплатное предоставление жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования М. к Администрации г.Юрги удовлетворить. Обязать Администрацию г. Юрги поставить М. *** года рождения, на регистрационный учет для внеочередного получения жилой площади по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Л.В.Фролова Решение в окончательной форме изготовлено16.08.2011 года. Председательствующий: Л.В.Фролова