решение суда об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-1511/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Юрга 26 августа 2011г.

Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е:

председательствующего Ахтырского А.А.,

при секретаре Бекенеевой Е.С.,

с участием пом. прокурора Рубан А.В.,

истца Данилова В.С.,

представителя ответчика Штаудингер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав Данилова В.С. к Администрации *** о понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав Данилова В.С. с иском к Администрации *** о понуждении предоставить жилое помещение (л.д. 2-3).

Заявленные исковые требования мотивированы следующим:

Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Данилова В.С., ***г.р. Проведенной проверкой установлено следующее.

В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Данилов В.С. имеет социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мать заявителя – Д.Т.М. - *** решением Юргинского городского суда лишена родительских прав, отец заявителя – Данилов С.Н. - *** умер. Данилов В.С. в период с *** по *** обучался в ГОУ НПО Профессиональное училище *** им. А. на полном государственном обеспечении.

Постановлением главы Администрации *** *** от ***, на основании решения жилищной комиссии Администрации *** Данилов В.С. признан нуждающимся и принят на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.49 п.п.3,4 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жильте помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 п.2 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и т.д., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 1 указанного выше закона, предусматривает, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы ст.1 *** «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***, который предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, и т.д., жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим законом, на основании решения органа местного самоуправления.

Статьей 4 указанного выше *** предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете па соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст.2 *** от *** ***-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями *** в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации *** наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим, Данилов В.С. имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 13 кв.м.

Вопреки требованиям действующего законодательства, жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места проживания до настоящего времени Данилову В.С. не предоставлено, что повлекло нарушение ее законных прав и интересов.

В связи с этим, Данилов В.С. обратился в Юргинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о принятии мер, для решения вопроса предоставления жилого помещения, в том числе в судебном порядке, поскольку в силу отсутствия юридического образования, а также в силу того, что не имеет возможности оплатить услуги квалифицированного юриста, не может самостоятельно обратится с исковым заявлением в суд.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от *** №43-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием, для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, и т.д.

На основании вышеизложенного, прокурор находит возможным в судебном порядке требовать устранения допущенных нарушений жилищных прав истца и просит суд:

- Признать незаконным бездействие Администрации *** в непредоставлении Данилову В.С., *** года рождения, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

- Обязать Администрацию *** а *** предоставить Данилову Виталию Сергеевичу, *** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в ***, т.е. не менее 13 квадратных
метров общей площади.

- Установить, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Рубан А.В. в судебном заседании поддерживает заявленные прокурором требования, также пояснив, что поскольку истец Данилов, имеющий статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по установленным нормам на правах социального найма, то считает, что ответчик обязан предпринимать все меры к тому, чтобы при получении этой категории граждан жилых помещений по наступлении у них право на это для них отсутствовало само понятие очередности получения жилья. Поэтому находит противозаконными действия (бездействие) ответчика в установлении специальной очередности на получение жилья детьми – сиротами. Полагает, что для устранения допущенных нарушений ответчику в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, достаточно предоставить срок не позднее ***.

Истец Данилов В.С. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором в его интересах требования, пояснив также, что не имеет какого-либо своего жилья ни в собственности, ни на правах найма.

Представитель ответчика Штаудингер А.А., действующая на основании доверенности ***от ***, заявленные прокурором исковые требования не признала, пояснив также, что действительно в силу указанных прокурором норм закона Администрации *** наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в меру имеющихся возможностей ответчик осуществляет деятельность по обеспечению всех зарегистрированных на территории *** детей - сирот жильем на правах социального найма. Однако из-за имеющихся финансовых затруднений – недостатком бюджетных средств, выделяемых на эти цели, не представляется возможным обеспечить жильем всех нуждающихся сразу. Поэтому в Администрации *** ведется специальный учет льготных категорий граждан, имеющих права на внеочередное предоставление жилья.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и не оспаривается, что Распоряжением и.о. главы Администрации *** *** от *** Данилов В.С. признана нуждающейся и принята на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 7).

Основания постановки истца на учет для внеочередного получения жилого помещения сторонами не оспариваются, подтверждаются имеющимися в деле материалами.

Факт отсутствия у истца на правах собственности и (или) на правах социального найма пригодного для проживания жилья подтверждается справкой БТИ (л.д. 12), справкой Администрации *** (л.д. 15), сведениями из ЕГРП (л.д. 19, 24).

Представитель ответчика подтверждает доводы прокурора о том, что в соответствии со ст.2 *** от *** ***-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями *** в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации *** наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормой п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ установлено право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением коллегии *** от *** *** «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека.

Данные доводы прокурора и обоснования заявленных в интересах истца требований суд находит справедливыми, при этом причинами, по которым ответчик не находит возможным признание и немедленное исполнение своих обязанностей (и исковых требований прокурора) по устранению нарушений жилищных прав истца, ответчик называет отсутствие в распоряжении ответчика свободного жилья, пригодного для предоставления истцу по договору соц. Найма (и не только истцу), а также отсутствие достаточного финансирования деятельности в этой сфере.

При этом представляются справедливыми доводы прокурора относительно того, что установленное законодателем для отдельных категорий граждан право на внеочередное получение жилья по договору социального найма по своей юридической природе предполагает для этих категорий граждан гарантированное отсутствие какой бы то ни было очередности в осуществлении их жилищных прав.

При этом вышеназванные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных внеочередников, от времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд соглашается с мнением истца о том, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное его получение, свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено сразу после возникновения права на это. Соответственно судом установлено из материалов дела и пояснений в суде, что ответчик не отрицает права истца Данилова получить жилье вне очереди, но поскольку имеются другие такие же внеочередники, то до сего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено. Таким образом нарушаются его права, гарантированные Конституцией РФ и вышепоименованными нормами закона. Поэтому требования прокурора о признании незаконными бездействий ответчика по вопросу внеочередного предоставления жилья истцу подлежат удовлетворению на основании ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей право на оспаривание бездействия органа местного самоуправления при нарушении прав и свобод граждан.

Суд считает так же обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек, по установленным нормам - не менее 13 кв.м. общей площади.

Поскольку в суде между сторонами достигнуто соглашение о возможности предоставить в силу ст.206 ГК РФ срок для исполнения решения суда, а также учитывая объективные обстоятельства: отсутствие у ответчика свободного жилья в настоящее время, необходимость формирования бюджета с учетом финансирования затрат на приобретение и строительство жилья, суд считает целесообразным установить такой срок в разумных пределах - до истечения первого полугодия 2012 года, как указывает прокурор.

Прокурор при подаче согласно п/п 9 п.1 ст.333.36 НК РФ, освобожден от уплаты госпошлины при рассмотрении настоящего дела, а в силу п/п 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от оплаты госпошлины, в связи с чем суд не находит оснований для возмещения сторонами судебных издержек в виде госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать незаконным бездействие Администрации *** в непредоставлении Данилову В.С., *** года рождения, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрации *** предоставить Данилову В.С., *** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в *** - не менее 13 квадратных
метров общей площади.

Установить Администрации *** срок для совершения вышеуказанных действий – не позднее конца первого полугодия 2012 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий Ахтырский А.А.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом ***