решение вступило в законную силу 16.09.2011 года



Дело № 2-1491/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргинский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего судьи Ивановой Л.А.,

С участием представителя заявителя – помощника Юргинского межрайонного прокурора Афонина А.В.,

Представителя заинтересованного лица – Администрации г. Юрги – Белоусовой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Басых О.В.,

01 сентября 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по заявлению Юргинского межрайонного прокурора о признании недействующим и противоречащим закону и об отмене п. 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы г. Юрги от 30 декабря 2010 года № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011 год»,

У с т а н о в и л

Юргинский межрайонный прокурор обратился в Юргинский городской суд с вышеназванным заявлением. Впоследствии, уточнив требования, просит в интересах неопределенного круга лиц признать недействующим и отменить п. 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы города Юрги от 30 декабря 2010 года № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» со дня вступления решения в законную силу (л.д. 2-4, 22-24).

В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Афонин А.В. требования поддержал и мотивировал их следующим. Юргинской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проверено постановление Главы г. Юрги от 30.12.2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год», которое было размещено на сайте Администрации г. Юрга 30.12.2010 года. В приложении № 1 Постановления установлены тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги на 2011 год. В п. 3 примечания к данному приложению указано, что оплата за лифты начисляется с 3-го этажа, после произведенной реконструкции дома - со 2-го этажа. Данный пункт примечания противоречит федеральному законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). В статье 39 Жилищного кодекса РФ закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Жилищного кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Данная правовая позиция изложена и в Письме Министерства регионального развития РФ от 6 марта 2009 г. № 6177-АД/14. В данном письме разъяснено, что необходимо учитывать, что расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей укачанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ). В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме. Указанный подход отражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N ГКПИ05-588. Такие расходы не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства.

Из этого следует, что постановление Главы города Юрги от 30.12.2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» в части установления оплаты за лифты противоречит федеральному законодательству. Данным Постановлением нарушаются права граждан, закрепленные в Конституции РФ – все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

14.07.2011 г. Юргинской межрайонной прокуратурой в адрес Главы города Юрги внесен протест на указанное постановление. 25.07.2011 г. в прокуратуру поступил ответ о том, что пункт 3 примечания приложения № 1 постановления Главы города Юрги от 30.12.2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные, услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» планируется ликвидировать с нового периода регулирования тарифов – с 01.01.2012 года.

Поэтому он просит признать недействующим и отменить пункт 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы города Юрги от 30.12.2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации г. Юрги Белоусова Е.В., действующая на основании доверенности от 30 августа 2011 г. № 03-14/5754 (л.д. 21), фактически признала заявленные требования, пояснила следующее. В связи с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан (постановление Кемеровской области от 29.10.2010 № 36) данная норма не была отменена в 2011 г., т.к. это повлекло бы увеличение платы сверхустановленного индекса для категорий граждан, которые согласно данной нормы в предшествующие годы были освобождены от платы за пользование лифтом с 1-го и 2-го этажа. Администрация действовала на основании письма заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (РОССТРОЙ) от 01 декабря 2005 г. № ЮТ-5030/03. Вышеуказанное постановление Администрации г. Юрги было принято в соответствии с Решением ЮГСНД от 23.12.2010 № 361 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения». Кроме того, было заключение прокуратуры о законности этого положения. Данный пункт примечания (пункт 3) приложения № 1 Постановления Администрации города Юрги от 30.12.2010 № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования Юргинский городской округ на 2011 год» планируется ликвидировать с нового периода регулирования тарифов (с 01.01.2012 года). В настоящее время Администрацией города готовится проект решения об отмене п. 1 примечания к решению ЮГСНД от 23.12.2010 № 361, после рассмотрения и принятия которого будут внесены изменения об отмене пункта 3 примечания в постановлении Администрации города Юрги. Кроме того, категория граждан, интересы которых будут затронуты принятием данного решения, должны быть заранее проинформирована об увеличении платы за жилое помещение, что и будет обеспечено в вышеуказанные сроки. Просит в случае удовлетворения требований признать оспариваемый акт недействующим с декабря 2011 г..

Заслушав представителя заявителя – помощника Юргинского межрайонного прокурора Афонина А.В., представителя заинтересованного лица – Администрации г. Юрги – Белоусовой Е.В., изучив письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно постановлению Главы города Юрги от 30 декабря 2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» (в редакции постановления Администрации Юргинского городского округа от 30 марта 2011 года № 459), Приложения № 1 Постановления установлены тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги на 2011 год. В п. 3 Примечания к данному Приложению указано, что оплата за лифты начисляется с 3-го этажа, после произведенной реконструкции дома – со 2-го этажа (л.д. 10-12).

14 июля 2011 г. Юргинской межрайонной прокуратурой в адрес Главы города Юрги внесен протест на указанное Постановление, с просьбой отменить п. 3 примечания приложения № 1 Постановления Главы г. Юрги от 30 декабря 2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования Юргинский городской округ на 2011 год», как противоречащий федеральному гражданскому и жилищному законодательству (л.д. 13-14).

25 июля 2011 г. в прокуратуру поступил ответ И.о. Главы города Попова С.В. от 21 июля 2011 г. № 03-14/4984 о том, что пункт 3 примечания приложения № 1 постановления Главы города Юрги от 30.12.2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные, услуги для населения МО Юргинский городской округ на 2011 год» планируется ликвидировать с нового периода регулирования тарифов (с 01.01.2012 года) (л.д. 15).

Из копии заключения о законности правового акта ЮГСНД от 13 декабря 2010 года, исх. № 3688, составленного помощником прокурора Юргинского межрайонного прокурора Тарасовым В.В., видно, что им был изучен проект решения Юргинского городского Совета народных депутатов «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения», данный проект отвечает требованиям ст. 47 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ЖК РФ, Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Уставу муниципального образования «Юргинский городской округ» (л.д. 26).

Конституция Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Статьей 39 ЖК РФ закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В статье 158 ЖК РФ также указано на то, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Следовательно, расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от этажности и положения таких помещений в доме.

Анализируя представленные доказательства, суд считает установленным, что оспариваемый п. 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы г. Юрги от 30 декабря 2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования Юргинский городской округ на 2011 год» противоречит Конституции Российской Федерации, названным выше нормам Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как следует из ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Таким образом, суд признает п. 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы г. Юрги от 30 декабря 2010 г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011 год» недействующим со дня вступления в законную силу данного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Требования Юргинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать пункт 3 Примечания Приложения № 1 Постановления Главы г. Юрги от 30 декабря 2010 года № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011 год» недействующим со дня вступления в законную силу данного решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись (Иванова Л.А.)

Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2011 г.