решение по заявлению об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ



Дело № 2–1713/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

с участием заявителя Г.

представителей заинтересованных лиц З.,

Н.,

Б.

28 сентября 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по заявлению Г. об отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации № 7978-р от 29.09.2010 года о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и обязании покинуть территорию Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства заявитель изменил заявленные требования и просил отменить, обжалуемое распоряжение в связи с отсутствием необходимости его исполнения на сегодняшний день.

Свои требования Г. мотивировал тем, что в 1996 году в возрасте 13 лет после землетрясения переехал из с. Курсаме г. Спитака Армянской ССР на постоянное место жительства в г. Юргу Кемеровской области, где проживал его отец Г. На момент въезда на территорию России он не имел каких-либо документов, свидетельство о рождении утрачено при землетрясении, паспорта у него, как малолетнего лица, не имелось. С тех пор и до настоящего времени он территорию России не покидал. Он является лицом без гражданства, не имеет паспорта ни гражданина Армении, ни гражданина Российской Федерации. В период проживания на территории Российской Федерации, будучи в несовершеннолетнем возрасте, он был осужден приговором суда от 28.12.2001 года. Второй раз он был осужден приговором суда от 6.03.2006 года, освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока 29.05.2008 года. Постановлением суда от 16.10.2009 года судимость по данному приговору с него была снята. На сегодняшний день он не имеет судимости. После освобождения из мест лишения свободы он не допускал нарушений общественного порядка, к административной и иным видам ответственности не привлекался, по месту жительства характеризуется положительно, состоит в фактических брачных отношениях, имеет малолетнюю дочь Анну 2009 года рождения, заботится о своей семье. Все члены его семьи является гражданами РФ. Какой-либо деятельности против Российской Федерации он не осуществлял и не намерен осуществлять. Он желает принять Российское гражданство, для чего обратился в компетентный орган. Однако сбор соответствующих документов был осложнен различными обстоятельствами. До настоящего времени власти Российской Федерации не предъявляли к нему претензий по вопросу проживания его на территории РФ, вопрос о его выдворении не ставился. Вместе с тем, 29.08.2011 от территориального органа УФМС России по Кемеровской области в г. Юрге ему стало известно, что 29.09.2010 года вынесено распоряжение Министерства юстиции РФ № 7978-р г. Москвы о нежелательности его пребывания в Российской Федерации сроком до 29.05.2014 года как лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, на него возложена обязанность покинуть территорию России. Считает, что необходимость в исполнении данного распоряжения отпала по тем основаниям, что судимость с него была снята в установленном законом порядке. Выезжать ему некуда. Поэтому просит отменить обжалуемое распоряжение.

Представитель заинтересованного лица – Министерства Юстиции Российской Федерации по доверенности З. заявленные требования признала, пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 Минюст России наделен полномочиями принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства регламентируется Инструкцией № 171, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года. 10.07.2008 года ФСИН России в Минюст России направила представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания Г. в Российской Федерации как лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. ФМС было подтверждено отсутствие сведений о приобретении Г. гражданства РФ, регистрации по месту пребывания, жительства или снятия с регистрационного учета на территории РФ. ИЦ УВД подтвердил наличие у Г. непогашенной судимости за совершение в России умышленного, тяжкого преступления. На основании указанных обстоятельств, принимая во внимание, что до осуждения Г. находился на территории Российской Федерации незаконно и тот факт, что его пребывание создавало реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ, руководствуясь ч. 3 ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Минюстом России 29.09.2010 года было принято распоряжение за № 7978-р о нежелательности пребывания (проживания) Г. в Российской Федерации до 29.05.2014 года и обязании его покинуть территорию Российской Федерации. На основании изложенного, считает, что данное распоряжение издано уполномоченным органом с соблюдением требований закона. Вместе с тем, учитывая, что судимость в отношении Г. была снята досрочно, необходимость в исполнении распоряжения отпала. Распоряжение не было исполнено ввиду неизвестности места проживания Г. НА сегодняшний день исполнение распоряжения не возможно с юридической точки зрения.

Представитель заинтересованного лица - ФБУ ИК-50 г. Юрги по доверенности Б. не возражала против заявленных требований, пояснила, что по приговору Юргинского городского суда Кемеровской области от 06.03.2006 года, Г., осужденный по ст. 158 ч. 3 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, отбывал наказание в ФБУ ИК-50 г. Юрги. По прибытию Г. в колонию, спецчастью учреждения в отношении осужденного были направлены запросы в миграционную службу РФ с целью проверки гражданства. По результатам проверки установлено, что Г. является лицом без гражданства. В связи с чем, ГУФСИН России по Кемеровской области представил в Федеральную службу исполнения наказаний документы для решения вопроса о нежелательности пребывания (проживания) Г. в Российской Федерации. ФСИН России было подготовлено соответствующее представление, на основании которого Минюст России издал оспариваемое распоряжения. Считает данное распоряжение законным и обоснованным. Однако с учетом установления факта досрочного снятия судимости в отношении Г. и невозможности исполнения распоряжения в настоящее время, она согласна с тем, что распоряжение подлежит отмене в связи с отсутствием необходимости его исполнения.

Представитель заинтересованного лица – УФМС России по Кемеровской области по доверенности Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что по запросам исправительного учреждения была проведена проверка в отношении осужденного Г., совершившего преступление и отбывающего наказание на территории РФ. Данный осужденный Г. не имел каких-либо документов, удостоверяющих его личность. По данным ФМС России Г. зарегистрированным по месту пребывания, жительства, а также снятым с регистрационного учета не значился, в базе данных КД МИД России «Гражданство» сведений о приобретении им гражданства РФ не имелось. Кроме того, были сделаны запросы в посольство и консульство Республики Армения, подтвердивших отсутствие у Г. гражданства Республики Армения. Результаты проверки были представлены в Федеральную службу исполнения наказаний. Г. после освобождения из мест лишения свободы обратился в миграционную службу по вопросу приобретения Российского гражданства. Но данная процедура заняла длительное время, так как он не имел ни каких документов. После того как удалось восстановить свидетельство о рождении на имя Г., была проведена процедура установления личности. При проведении проверок направлялись запросы в различные инстанции. Из Министерства юстиции РФ поступила копия оспариваемого сегодня распоряжения. Ранее данное распоряжение в миграционную службу на исполнение не поступало. В связи с наличием указанного распоряжения процедура оформления документов в отношении Г. была приостановлена. Г. был ознакомлен с распоряжением и ему рекомендовано обратиться в суд по вопросу отмены распоряжения. Она считает, что исполнение распоряжения сегодня не представляется возможным. Г. не является гражданином ни одной из стран. До момента осуждения проживал на территории России. Его выдворение из страны не возможно, так как ни одно из государств не готово его принять. Покинуть страну добровольно он не может ввиду отсутствия каких–либо документов. Поэтому она согласна с требованиями Г.

Выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято: в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации; в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию; в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Минюст России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года № 171.

Г., с 1996 года постоянно проживает на территории Российской Федерации. Документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в РФ, а также гражданство другой страны, не имеет. Решением Юргинского городского суда от 2.07.2008 года установлен факт проживания Г. в г. Юрге Кемеровской области с 1996 года. Он обращался с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции с целью получения гражданства РФ. Данный факт подтвержден представителем указанного органа.

На данный момент времени Г. является лицом без гражданства.

06.03.2006 года Г. осужден Юргинским городским судом Кемеровской области по ст. 158 ч. 3 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока 29.05.2008 года.

30.06.2008 года ФМС России в ФСИН России направлено сообщение о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у Г. Согласно данному сообщению Г. зарегистрированным по месту пребывания, жительства, а также снятым с регистрационного учета не значился, сведений о приобретении им гражданства РФ не имелось.

10.07.2008 года ФСИН России в Минюст России направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания Г. в Российской Федерации как лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы по тем основаниям, что Г. за время пребывания в России совершил тяжкое умышленное преступление, создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ.

29.09.2010 года Минюстом России в отношении Г. издано распоряжение за № 7978-р о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Пребывание на территории Российской Федерации Г. признано нежелательным до погашения имевшейся на момент принятия решения судимости 29.05.2014 года.

Порядок выезда изложен в ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». При этом если иностранный гражданин (лицо без гражданства) не исполнил указанную обязанность добровольно, он подлежит депортации. Депортация иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Анализируя доводы участников процесса и представленные доказательства распоряжение Министерством юстиции РФ о признании нежелательным пребывание Г. на момент его принятия было законно и обоснованно, поскольку был представлен полный пакет документов, подтверждающих тот факт, что Г. на территории России проживает без регистрации, является лицом без гражданства, признан социально опасным, поскольку привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления, направленного против граждан России (их имущества).

В тоже время в судебном заседании установлено, что решение о нежелательности пребывания на территории России Г. было принято в сентябре 2010 года. Однако для исполнения в соответствующий орган направлено не было, поскольку Г. к тому моменту уже освободился из мест лишения свободы, но по какому-либо месту жительства зарегистрирован не был ввиду отсутствия документов. В связи с чем по состоянию на сегодняшний день распоряжение Министерства юстиции РФ не исполнено.

При этом установлено, что те обстоятельства, который были положены в основу принятия решения о нежелательности пребывания Г.

Постановлением Юргинского городского суда от 16.10.2009 года с осужденного Г. судимость по приговору суда от 06.03.2006 года снята. Таким образом, на данный момент, Г. является лицом, не имеющим судимость.

Кроме того, представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной миграционной службы РФ пояснила, что исполнение данного распоряжения на сегодняшний день не возможно, поскольку Г. не может быть принят ни одной из стран, так как в течение длительного времени проживал в России и не является гражданином (подданным) ни одного из государств. Его выдворение не возможно.

Давая оценку вышеизложенному, суд находит, что исполнение распоряжения Министерства юстиции РФ о признании нежелательным пребывание Г. на территории Российской Федерации, на сегодняшний день не возможно и нецелесообразно. В связи с чем заявление Г. об отмене распоряжения Министерства юстиции подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № 7978-р от 29.09.2010 года о признании пребывание (проживание) в Российской Федерации Г., являющегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 29.05.2014 года и обязать его покинуть территорию Российской Федерации, по основаниям нецелесообразности и невозможности его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято в окончательной форме 5.10.2011