решение по иску о признании действий незаконными, понуждении к внесению изменений в нормативный правовой акт



Дело № 2-1698/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» сентября 2011г. г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

Председательствующего судьи Каминской О.В.,

При секретаре Новиковой А.Ю.,

С участием прокурора Тарасова В.В.,

Представителя ответчика Белоусовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих на территории города Юрга Кемеровской области, к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к внесению изменения в нормативный правовой акт,

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих на территории города Юрги Кемеровской области к города Юрга Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к внесению изменения в нормативно-правовой акт.

В судебном заседании помощник прокурора Тарасов В.В. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что в результате проведенной прокурорской проверки выявлены нарушения прав инвалидов, проживающих на территории г.Юрги, в сфере предоставления льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Законодателем предусмотрено, что компенсация расходов при реализации установленной ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» скидки на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета и право контроля за расходованием средств федеральным органом исполнительной власти. Исходя из положения указанного Закона, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. Поэтому формулировка ст. 17 указанного Федерального закона № 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида, а не в соответствии с социальной нормой жилья Кемеровской области. Таким образом, по мнению прокурора, ответчиком нарушен порядок реализации льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги производится на основании утвержденного Администрацией г.Юрги постановления № 2261 от 30.12.2010г., которым с 01.01.2011г. установлен перечень категорий граждан (нанимателей и собственников жилья) только для предоставления муниципальной льготы (компенсации) по оплате за жилье и коммунальные услуги. В указанном нормативно-правовом акте отсутствует такая категория как инвалиды. 09.08.2011г. в адрес и.о. Главы г.Юрги внесен протест на вышеуказанное постановление от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.» с требованием о внесении изменений в приложение № 4 и дополнении его такой категорией как инвалиды. Однако протест был отклонен. Прокурор считает, что данные действия нарушают международные нормы и действующие положения Конституции РФ, не соответствует требованиям ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», умаляют общепризнанные права инвалидов и ухудшают уровень социальной защиты инвалидов РФ. Прокурор просит признать незаконными действия Администрации г.Юрги, выразившиеся в отказе внести изменения в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.», дополнив данный перечень инвалидами, а также обязать Администрацию г.Юрги внести изменения в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.», дополнив данные перечень такой категорией проживающих, как инвалиды.

Представитель ответчика Белоусова Е.В. иск не признала в полном объеме, пояснив, что полномочия по решению вопросов социальной поддержки инвалидов переданы органам государственной власти субъектов РФ. Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008г. № 571 «Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат» меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для инвалидов предоставляются в форме компенсационных выплат. Каких-либо особенностей для расчета оплаты жилого помещения и коммунальных услуг для инвалидов действующим законодательством не установлено. На территории г.Юрги предоставление компенсации осуществляется Управлением социальной защиты населения Администрации г.Юрги. Средства по предоставлению данных мер поддержки предусмотрены в федеральном бюджете в виде субвенций для предоставления их местным бюджетам. Компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для инвалидов не ограничивается социальной нормой площади жилья и предоставляется: одиноко проживающему инвалиду в размере 50% на оплату всей занимаемой им площади и полного объема потребленных коммунальных услуг; инвалиду, совместно проживающему с другими членами семьи – в размере 50% на оплату доли жилого помещения и доли объема потребленных коммунальных услуг, приходящихся на инвалида. В случае с инвалидом П.В.А., проживающей с мужем П.В.Н. в 3-комнатной квартире по адресу: ***, общей площадью 59.3 кв.м., компенсация в размере 50% на оплату коммунальных услуг рассчитывается на 29.65 кв.м. общей площади, что составляет ? часть от 59.3 кв.м. общей площади ее квартиры. По-мнению представителя ответчика, органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для инвалидов, поскольку нормативно-правовых актов, содержащих положения о передаче органам местного самоуправления полномочий по установлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг, не имеется. Меры социальной поддержки инвалидов установлены федеральным и областным законодательством. Расчет по оплате инвалидам осуществляются управляющими компаниями в соответствии с постановлением Администрации г.Юрги от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.». Само постановление прокурором не обжалуется. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Кемеровской области от 10.06.2005г. № 66-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» и для семьи П.В.А. из 2-х человек составляет 42 кв.м. общей площади жилого помещения. Таким образом, по мнению представителя ответчика, оплата за коммунальные услуги рассчитывается без учета льгот. В дальнейшем П.В.А. предоставляется из федерального бюджета компенсация по оплате коммунальных услуг в размере 50% на принадлежащую ей долю общей площади занимаемой квартиры, т.е. на 29.65 кв.м. Оспариваемым прокурором Приложением № 4 к Постановлению Администрации г.Юрги от 30.12.2010г. № 2261 утвержден перечень социальных категорий граждан для предоставления муниципальной льготы(компенсации) по оплате жилья и коммунальных услуг, превышающей социальную норму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг, которым не установлены меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги ни федеральном, ни областным законодательством, таким как неработающие и одиноко проживающие пенсионеры, дети-сироты и пр. Оснований для включения в указанный перечень инвалидов у Администрации г.Юрги не имеется. Представитель ответчика просит в иске прокурору отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе Прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры в удовлетворении его требований исходя из следующего.

В соответствии с п. «ж», «е», «к» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу требований ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями) РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счет бюджетов субъектов РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Документ о передаче в установленном законом порядке полномочий от органа государственной власти субъекта РФ (Администрации Кемеровской области) органу местного самоуправления (Администрации Юргинского городского округа Кемеровской области) по вопросам предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствует.

При таких обстоятельствах у Администрации г.Юрги отсутствуют правовые основания для предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, Администрация г.Юрги не вправе принимать акты по вопросам, не относящимся к ее компетенции.

Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Из анализа правовых норм пунктов Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат (утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008г. № 571) видно, что компенсация, являющаяся денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, назначается гражданам из числа отдельных категорий, которые определяются, в том числе ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Предоставление указанной компенсации осуществляется органом, уполномоченным органом местного самоуправления. На территории Юргинского городского округа предоставление компенсации определяется Управлением социальной защиты населения Администрации г.Юрги.

Порядок расчета и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам, установлены Методикой распределения субвенций и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. № 861.

Судом установлено, что оспариваемым прокурором Приложением № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.» закреплен перечень категорий граждан для предоставления муниципальной льготы (компенсации) по оплате за жилье и коммунальные услуги, превышающие социальную норму площади жилья и нормативы потреблении коммунальных услуг, как то неработающие и одиноко проживающие пенсионеры, семьи неработающих пенсионеров, дети-сироты (л.д. 10). Указанным лицам не предоставляется компенсация по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании действующего федерального законодательства, поэтому компенсация им выплачивается за счет средств местного бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации г.Юрги оснований для включения категории «инвалиды» в Приложение № 4 постановления Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.».

При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения иска Прокурора Прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих на территории города Юрга Кемеровской области, к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании действий по отказу во внесении изменений в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.» незаконными, понуждении к внесению изменения в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.».

Довод истца о неправильном расчете инвалидам, проживающим на территории г.Юрги Кемеровской области в противоречие действующему законодательству, оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, не может быть принят судом во внимание, поскольку истцом оспаривается законность действий ответчика по отказу во внесении изменения в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.».

На основании изложенного в иске Прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, проживающих на территории города Юрга Кемеровской области, к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании действий по отказу во внесении изменений в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.» незаконными, понуждении к внесению изменения в приложение № 4 к постановлению Администрации Юргинского городского округа от 30.12.2010г. № 2261 «О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Юргинский городской округ» на 2011г.» - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: О.В.Каминская

Решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2011г.