решение по иску о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору соц. найма



Дело № 2-1734/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» сентября 2011 года г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

Председательствующего судьи Каминской О.В.,

при секретаре Новиковой А.Ю.,

с участием прокурора Рубана А.В.,

истицы П.И.И.,

и представителя ответчика Е.А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах П.И.И. к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах П.И.И. к Администрации г.Юрги Кемеровской области о признании незаконным бездействия, понуждению к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указав, что в ходе проведенной проверки по обращению П.И.И. установлено, что она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. ее мать решением Юргинского городского суда от 10.10.2003г. лишена родительских прав, а отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. После окончания общеобразовательной школы в период с 01.09.2008г по 30.06.2011г. П.И.И. обучалась в ФГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» и находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением и.о. Главы Администрации г.Юрги № 138 от 09.02.2009г. на основании решения жилищной комиссии Администрации г.Юрги от 04.02.2009г. П.И.И. признана нуждающейся и принята на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопреки требованиям ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., а также Закона Кемеровской области № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения общей площадью не менее 13 кв.м., для постоянного места проживания П.И.И. не предоставлено, что повлекло нарушение ее прав и законных интересов. На основании ст. 49, 57 ЖК РФ просит признать незаконным бездействие Администрации города Юрги Кемеровской области в непредоставлении П.И.И., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма, обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить вне очереди П.И.И. по договору социального найма жилое помещение, расположенное в городе Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

В судебном заседании помощник прокурора Рубан А.В., поддержав исковые требования в полном объеме, просил установить срок для совершения указанных действий до конца первого полугодия 2012г.

Истица П.И.И., поддержав иск Юргинского межрайонного прокурора, заявленный в ее интересах, пояснила, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей. За ней сохранено право пользования жилой площадью по адресу: ***, однако данная квартира находится в разрушенном состоянии, непригодна для проживания. После окончания 30.06.2011г. ФГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» жилое помещение по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей предоставлено не было. В настоящее время она вынуждена снимать квартиру по адресу: *** Она ждет ребенка, который должен родиться в декабре 2011 года. Она обратилась в прокуратуру для проведения проверки по факту нарушения ее жилищных прав из-за ненадлежащего исполнения Администрацией г.Юрги своих обязанностей. Просит иск прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации г.Юрги Е.А.А. (по доверенности от 31.08.2011г., выданной на срок до 30.12.2011г., копия на л.д. 48) иск признала частично и пояснила, что П.И.И. на основании постановления и.о. Главы Администрации г.Юрги № 138 от 09.02.2009г. признана нуждающейся и принята на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.09.2011г. ее очередь № 78. 26.05.2011г. П.И.И. обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с окончанием ФГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий», где находилась на полном государственном обеспечении. В связи с недостаточным поступлением денежных средств, направляемых в виде субвенций из областного бюджета на реализации мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время Администрация г.Юрги не имеет возможности обеспечить П.И.И. благоустроенным жилым помещением. Денежные средства, полученные на указанные цели из областного бюджета на 2011 финансовый год инвестированы с строительство социального жилья, ввод объектов строительства в эксплуатацию планируется в марте 2012 года. Постановлением Администрации г.Юрги от 14.06.2011г. П.И.И. предложено для временного проживания освободившееся жилое помещение в муниципальном общежитии по адресу: ***, общей площадью 17,9 кв.м., на состав семьи 1 человек по договору найма специализированного жилого помещения, но от данного варианта заявлением от 14.07.2011г. П.И.И. отказалась. В случае удовлетворения исковых требований просит установить срок для предоставления вне очереди П.И.И. по договору социального найма жилого помещения, расположенного в городе Юрге Кемеровской области, общей площадью не менее 13 кв.м., до 01.04.2012г.

Представитель третьего лица Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения в письменной форме (л.д.44-46), указав, что в связи с отсутствием в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда, государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Данная обязанность органов местного самоуправления определена Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законом Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрен порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также расходы по реализации мер на указанные цели из областного бюджета на соответствующий финансовый год. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления, денежные средства ежегодно предусматриваются в областном бюджете и в виде субвенций на реализацию переданных государственных полномочий перечисляются в местный бюджет. Органы местного самоуправления приобретают помещения в муниципальную собственность, затем предоставляют жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Следовательно, обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления - Администрацию Юргинского муниципального района Кемеровской области.

Выслушав пояснения помощника прокурора Рубана А.В., истицы П.И.И., представителя ответчика Е.А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Юргинского межрайонного прокурора в интересах П.И.И. исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании, родителями П.И.И., *** рождения, являются П.И.Ю. и П.О.А. (л.д. 9). Согласно справки о рождении № 21, запись об отце сделана со слов матери П.О.А. (л.д.10).

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 10.10.2003г. П.О.А. лишена родительских прав в отношении дочери П.И.И., *** рождения (л.д. 11).

На основании распоряжения Главы города Юрги № 821-р от 28.06.2004г. П.И.И. направлена в МОУ «Детский дом-школа № 11» (л.д.12).

Таким образом, П.И.И. имеет статус ребенка-сироты.

На основании распоряжения Главы города Юрги № 821-р от 28.06.2004г. П.И.И. направлена в МОУ «Детский дом-школа № 11» (л.д.12).

Распоряжением Главы города Юрги № 934-р от 22.07.2004г. за несовершеннолетней П.И.И. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: *** (л.д.14).

В связи с постановкой на регистрационный учет для внеочередного получения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п. 2 распоряжения Главы города Юрги № 934-р от 22.07.2004г. о закреплении за несовершеннолетней П.И.И. права пользования жилой площадью по адресу: ***, отменен (л.д.16).

Как усматривается из отметки о регистрации по месту жительства в паспорте П.И.И., она значится зарегистрированной по адресу: ***, с 30.10.2000г. (л.д. 5).

Судом установлено, что Администрацией города Юрги Кемеровской области П.И.И. признана нуждающейся и принята на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 29).

Основания постановки истицы на учет для внеочередного получения жилого помещения сторонами не оспариваются, подтверждаются имеющимися в деле материалами.

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 19.08.2011г., у П.И.И. отсутствуют принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости (л.д. 40).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Из ч.3 ст.11 ЖК РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.4 ч.1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Из п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ видно, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,. .., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания (учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 ФЗ РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ст. 7 ч.1. ФЗ РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с п.9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются полномочиями - в т.ч. обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответчиком Администрацией города Юрги Кемеровской области не выполнены требования вышеназванных законов в части внеочередного обеспечения П.И.И. жилым помещением.

Довод представителя ответчика о нарушении предоставлением жилья истцу прав на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее П.И.И., является несостоятельным. Как следует из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены возможности защитить свои права в судебном порядке.

Ответчиком с учетом требований ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств невозможности предоставления жилья истице по иным заслуживающим внимания основаниям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости понуждения ответчика к предоставлению истице вне очереди на состав семьи из 1-го человека по договору социального найма жилого помещения, расположенного в черте города Юрги Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, с учетом нормы предоставления жилого помещения.

На основании изложенного иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах П.И.И. о признании незаконным бездействие Администрации города Юрги Кемеровской области в непредоставлении П.И.И., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма, обязании Администрации города Юрги Кемеровской области предоставить вне очереди П.И.И. по договору социального найма жилое помещение, расположенное в городе Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 13 квадратных метров, подлежит удовлетворению.

Поскольку в п. 2 ст. 206 ГПК РФ закреплено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая дотационный характер бюджета города Юрги сроки сдачи многоквартирного жилого дома по адресу: *** (л.д. 54), суд полагает необходимым установить срок для совершения действий ответчиком конца первого полугодия 2012г.

Руководствуясь ст.ст. 191-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Юргинского межрайонного прокурора в интересах П.И.И. к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации города Юрги Кемеровской области в непредоставлении П.И.И., *** рождения, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить вне очереди П.И.И., *** рождения, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в городе Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

Срок совершения указанных действий Администрацией города Юрги Кемеровской области установить до конца первого полугодия 2012г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: О.В.Каминская

Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2011г.