Дело № 2-931/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «02» июня 2011 года г.Юрга Кемеровской области Юргинский городской суд Кемеровской области в составе: Председательствующего судьи Каминской О.В. При секретаре Еремченко А.А., С участием истца Л.Е.А., Представителя ответчика Б.В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области (далее УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе включить период работы в специальный трудовой стаж, о понуждении включить период работы в специальный трудовой стаж работы, понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, У С Т А Н О В И Л: Л.Е.А. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе включить период работы в специальный трудовой стаж, о понуждении включить период работы в специальный трудовой стаж работы, понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования в полном объеме, пояснив, что в 1984г. она окончила медицинское училище и имеет специальность «медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений». С тех пор по настоящее время работает в различных учреждениях по медицинским специальностям, связанным с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Имеет 30-летний стаж работы в качестве медицинского работника, в связи с чем 15.04.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Однако ей было отказано по причине невключения в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости времени работы в качестве медицинской сестры в детском саду-яслях № 7 за период с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. из-за отсутствия в Списке учреждений, работы в которых дает право на льготную пенсию, указания на такое учреждение как «детский сад-ясли». С указанным решением ответчика она не согласна, просит признать его незаконным. На момент начала ее трудовой деятельности действовал приказ Минздрава СССР № 786 от 12.06.1985 года, согласно которому была организована работа персонала в детских садах, школах, в том числе и медицинских работников. В детском саду-яслях № 7 имелась штатная единица медицинской сестры, на которую ее принял отдел кадров ПО «Машиностроительный завод» по согласованию с органом здравоохранения. Она работала в детском саду-яслях № 7 в качестве медицинской сестры, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья детей, выполняя все обязанности медицинского работника согласно своей должностной инструкции: проводила ежедневный осмотр и прием детей, проводила им оздоровительные процедуры, дренажный массаж, растирания, промывание носа и горла, закаливание и иные процедуры по назначению детского врача. В детском саду-яслях № 7 имелся свой медицинский пункт, который однако как обособленное структурное подразделение не был предусмотрен штатным расписанием. Свою работу она проводила согласно инструкциям министерства здравоохранения, при этом осуществляла ведение медицинской документации. Ее работа в качестве медицинской сестры детского сада-яслей осуществлялась под руководством и контролем врача-педиатра, старшей медсестры и заведующего детского сада-яслей № 7. В городской детской поликлинике она проходила курсы, учебу, получала необходимые допуски на проведение оздоровительных процедур. Полагает, что в соответствии с п. 1 разъяснений, утвержденных постановлением Министерства трудового и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ подлежит руководствоваться действующими в период выполнение работ правилами подсчета стажа. При этом следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», дающим ей право включить период работы с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. в качестве медицинской сестры детского сада-яслей № 7 в специальный трудовой стаж. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить спорный период работы с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. в должности медицинской сестры в детском саду-яслях № 7 в стаж, дающий право на получение льготной пенсии и обязать досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 15.04.2011г. Представитель ответчика УПФР в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области Б.В.Н. действующая на основании доверенности № 9 от 14.02.2011г., иск не признала в полном объеме пояснив, что трудовая пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности, поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, за периоды работы до 01.11.1999г. определяется в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464), после 01.11.1999г. – в соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), с 14.11.2002г. – в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781). Согласно представленным 15.04.2011г. документам и сведений, отраженных в индивидуальном лицевом счете, в специальный стаж Л.Е.А. включаются 25 лет 10 месяцев 17 дней. Из подсчета специального стажа исключены период отпуска без содержания по уходу за ребенком с 26.02.1996г. по 18.11.1997г. (1 год 8 месяцев 22 дня) и период работы в качестве медицинской сестры детского сада–яслей № 7 с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. (5 лет 1 месяц 4 дня), т.к. учреждение «детский сад» не поименовано Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а указанная работа зачисляется в педагогический стаж. Считает, что стаж работы истицы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на момент ее обращения в Пенсионный фонд (т.е. на 15.04.2011г.) составляет 25 лет 10 месяцев 17 дней, поэтому решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости обоснован и отсутствуют основания для удовлетворения иска. Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей Г.Т.И. и К.В.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Л.Е.А. исходя из следующего. Как установлено в судебном заседании, Л.Е.А. (до брака М.) Е.А. в 1984г. окончила Андеро-Судженское медицинское училище по специальности медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений и ей присвоена соответствующая квалификация (л.д. 38). Согласно сведениям о работе, содержащимся в трудовой книжке, Л.Е.А., *** рождения, имеет общий трудовой стаж более 26 лет (л.д. 11-17). 15.04.2011г. Л.Е.А. обратилась в УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что она в течение 30 лет занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Как усматривается из протокола заседания Комиссии УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 04.05.2011г. № 101, в бесспорном порядке Л.Е.А. включены в специальный стаж следующие периоды работы (л.д. 8-10): с 01.08.1984г по 21.01.1989г. в качестве медицинской сестры кардиологического отделения медсанчасти Юргинского территориального медицинского объединения (4 года 5 месяцев 21 день); с 01.03.1994г. по 30.09.1995г. (как год работы за один год и шесть месяцев) в качестве медицинской сестры гинекологического отделения медсанчасти МУ «Юргинское территориальное медицинское объединение» (2 года 4 месяца 13 дней); с 01.10.1995г. по 25.02.1996г. отпуск по беременности и родам (4 месяца 24 дня); с 19.11.1997г. по 30.10.1999г. (2 года 11 месяцев 1 день); с 01.11.1999г. по 23.05.2000г. (6 месяцев 22 дня); с 24.05.2000г. по 11.12.2008г. в качестве операционной медицинской сестры гинекологического отделения медсанчасти Юргинского машзавода как год работы за один год и шесть месяцев (12 лет 9 месяцев 26 дней); с 15.12.2008г. по 15.04.2011г. в качестве медицинской сестры медицинской части ФБУ ИК № 50 (2 года 4 месяца). Итого Л.Е.А. включено в специальный стаж 25 лет 10 месяцев 17 дней, исключено – 6 лет 9 месяцев 26 дней (л.д. 8-10). Решением УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области от 04.05.2011г. № 775 Л.Е.А. отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия специального стажа (л.д. 7-10). В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. В п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что в период с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. Л.Е.А. работала в качестве медицинской сестры детского сада-яслей № 7 ПО «Машиностроительный завод». Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой (л.д. 11-17), архивными справками (л.д. 23, 25-26), пояснениями истицы Л.Е.А., свидетелей Г.Т.И. и К.В.Н., другими доказательствами. Так, допрошенная в качестве свидетеля К.В.Н., пояснила, что она с истицей работала вместе в детском саду-яслях № 7. Она занимала должность старшей медсестры, а истица – медсестры. Детских групп было 14, т.к. детский сад-ясли был очень большим. В должностные обязанности Л.Е.А. весь период ее работы входило проведение оздоровительных мероприятий с детьми по назначению штатного врача-педиатра, утренний прием детей, оказание первой помощи, закаливающие процедуры, массаж, ингаляции, выдача лекарств и пр. Никакой воспитательно-педагогической деятельностью в период своей работы Л.Е.А. не занималась. В ее обязанности входила только работа по медицинскому профилю. Аналогичные показания даны свидетелем Г.Т.И. Из постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и утвержденного им «Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», усматривается, что работа в должности медицинских сестер в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах независимо от их ведомственной принадлежности учреждений или организаций дает право на пенсию за выслугу лет. Выше указанное постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению СМ-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений СМ РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 г. В соответствии с разъяснениями Минтруда и Социального развития от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении продолжительности страхового стажа … в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в т.ч. досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы …, которые засчитывались в общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Ссылка представителя ответчика о том, что изложенный порядок подсчета стажа применяется только в том случае, если до дня отмены соответствующего закона гражданин полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, не может быть принят судом во внимание. Из Определения Конституционного Суда РФ № 320-О от 05.11.2002 года следует, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими и ст. 1(ч.1), 2, 18, 54 (ч.1), 55, и 57 Конституции РФ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что для решения вопроса о включении в специальный трудовой стаж Л.Е.А. периода работы в качестве медсестры с 25.01.1989г. по 28.02.1994г. необходимо руководствоваться нормами постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и утвержденного им «Перечня учреждения, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». В этой связи довод представителя ответчика о том, что такое учреждение как «детский сад» не поименовано в Списке учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не состоятелен. Согласно «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением СМ РФ СССР от 17.12.1959г. № 1397 с изм. и доп.) право на пенсию за выслугу лет предоставляется медицинским сестрам независимо от наименования их должности в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. При таких обстоятельствах период работы Л.Е.А. с 25.01.1989г. по 30.09.1993г. (4 года 8 месяцев 6 дней) в качестве медицинской сестры детского сада-яслей № 7 Производственного объединения «Юргинский машзавод» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истице трудовой пенсии по старости. Однако у суда отсутствуют основания для включения в специальный стаж Л.Е.А. периода работы в качестве медицинской сестры детского сада-яслей № 7 с 01.10.1993г. (со дня утраты силы постановления СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397) по 28.02.1994г. (4 месяца 28 дней), поскольку в указанный период вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической лечебной деятельностью регулировались Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и действовавшему до 01.11.1999г.), согласно которому в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитывались все периоды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях. Однако детский сад-ясли не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, а также учреждениям здравоохранения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы истца Л.Е.А. в должности медицинской сестры детского сада-яслей № 7 Производственного объединения «Юргинский машиностроительный завод» с 01 октября 1993 года по 28 февраля 1994 года (4 месяца 28 дней) не может быть зачтен в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Таким образом, на момент обращения истицы 15.04.2011г. в УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области у Л.Е.А. имелся необходимый специальный стаж (25 лет 10 месяцев 17 дней + 4 года 8 месяцев 6 дней = 30 лет 6 месяцев 23 дня), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку стаж ее работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на момент обращения к ответчику составил более 30 лет. При таких обстоятельствах решение об отказе УПФР в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области от 04.05.2011г. № в досрочном назначении Л.Е.А. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального требуемого стажа является незаконным, поскольку у истицы на момент обращения ее 15.04.2011г. к ответчику возникло право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения и ей должна быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С учетом изложенного иск Л.Е.А. подлежит частичному удовлетворению. Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Иск Л.Е.А. к УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе включить период работы в специальный трудовой стаж, о понуждении включить период работы в специальный трудовой стаж работы, понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения – УДОВЛЕТВОРИТЬ частично. Признать незаконным решение УПФР в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области от 04.05.2011г. № 775 об отказе Л.Е.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области включить Л.Е.А., *** рождения, в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 25.01.1989 года по 30.09.1993 года в качестве медицинской сестры детского сада-яслей № 7 Производственного объединения «Юргинский машиностроительный завод». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области досрочно назначить Л.Е.А. с 15.04.2011г. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В остальной части иска Л.Е.А. – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области. Председательствующий: О.В.Каминская Решение изготовлено в окончательной форме «06» июня 2011г. Судья: О.В. Каминская