решение об отмене решения ГУ УПФ РФ об отказе в назначении пенсии



Дело №2-924/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Фроловой Л.В.,

с участием истицы Ш.Е.А.,

представителя ответчика ГУ УПФР РФ в *** и *** П.А.В.,

при секретаре Новиковой А.Ю.,

31 мая 2011 года

рассмотрел в открытом судебном заседании в *** гражданское дело по иску Ш.Е.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в *** и *** о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с ***, отмене решения об отказе в назначении пенсии, обязании включения периода работы в льготный стаж, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л

Ш.Е.А. обратилась в суд с иском и в его обоснование пояснила, что *** она обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ УПФ РФ в *** и *** за *** от *** ей было отказано в назначении пенсии, в связи с не включением в специальный стаж периода работы старшей *** школы *** с *** по *** (1 год 11 месяцев 15 дней). Считает решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее пенсионные права, так как согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г №1397, - учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы, участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности *** Считает, что с учётом этого обстоятельства, и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В связи с тем, что ей было отказано в назначении пенсии, - она вынуждена была обратиться в суд за защитой нарушенного права, вследствие чего понесла дополнительные расходы: по оплате государственной пошлины в сумме ***, и по оплате услуг адвоката при составлении искового заявления в сумме ***.

Просит отменить решение ГУ УПФ РФ в *** и *** *** от *** об отказе в назначении ей пенсии. Обязать ответчика признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ***, включив в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, период работы в качестве старшей *** в средней школе *** ***, - с *** по ***. Взыскать документально подтвержденные судебные расходы в сумме ***

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в *** и ***, по доверенности (л.д.25) П.А.В. иск не признала, и пояснила, что в соответствии с пенсионным законодательством, право на пенсию по выслуге лет имеют граждане, отработавшие по педагогической специальности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Комиссия, рассмотрев заявление Ш.Е.А., приняла решение об отказе, по тем основания, что истицей не выработан 25 летний стаж. При этом комиссия пришла к выводу о невозможности включения в стаж Ш.Е.А. периода работы с *** по *** – старшей *** *** ***. Считает, что комиссией принято законное решение. Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2П, - период работы в должности *** «подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизм его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию». Истица работала в должности ***. Эта штатная должность с должностными обязанностями отличными от обязанностей просто *** В обязанности *** входило скорее обеспечение деятельности и методическое руководство *** для их непосредственной работы с детьми. Считает, что иск Ш.Е.А. не подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же закона списки соответствующих работ, производств, профессий должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом из трудовой книжки Ш.Е.А. (л.д.20-23) установлено, что истица работала: в период с *** по *** старшей *** *** *** – 1 год 11 мес. 15 дней.

*** Ш.Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в *** и *** с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что она в течение 25 лет занималась педагогической деятельностью (л.д.8).

Решением УПФ РФ в *** и *** *** от *** истице отказано в назначении пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д.7).

Из протокола заседания комиссии УПФ РФ в *** и *** (л.д.8-10) установлено, что Ш.Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, так как не включен в льготный трудовой стаж: период работы с *** по *** (1 год 11 мес. 15 дней) в качестве ***, так как наименование должности не соответствует спискам должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью. Включен период работы в качестве *** *** с *** по ***; в качестве учителя средней школы *** с *** по ***; в качестве учителя средней школы *** с *** по ***, в качестве учителя, *** *** с *** по ***,- всего 23 года 01 месяц 26 дней.

Истица не согласна с решением комиссии в части отказа включить в льготный стаж период ее работы с *** по *** в качестве старшей ***.

Представитель ответчика П.А.В. полагает, что отказ является законным, поскольку должность *** не предусмотрена Списком. При этом представитель ответчика полагает, что при исчислении льготного стажа Ш.Е.А. следует руководствоваться Списком должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года, а также Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Истица не оспаривает, что при исчислении льготного стажа следует руководствоваться данными постановлениями, но полагает, что ответчик не обоснованно не принимает во внимание Список должностей и профессий, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, действовавший в спорный период. Данный список был отменен уже после того, как она перешла на другую работу.

При разрешении спора, суд учитывает, что введение пенсий за выслугу лет работникам, занятым педагогической деятельностью, связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ неоднократно утверждались списки профессий и должностей работников педагогических учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет постановлениями 17.12.1959 года № 1397, от 6.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 1.02.2001 года № 79, от 29.10.2002 года № 781.

Судом установлено, что в спорный период с *** по *** года Ш.Е.А. состояла в штате средней общеобразовательной школы *** *** в должности ***.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Данный Список не содержит наименования такой профессии, как «***».

Однако, суд полагает, что ответчиком не обоснованно не принято во внимание, что на период, когда Ш.Е.А. работала в должности *** с *** по ***, действовал «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, в п. 2 которого предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных *** По мнению суда, при исчислении Ш.Е.А. льготного стажа по осуществлению педагогической деятельности подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Согласно данного постановления работа пионервожатой давала работнику право на получение льготной пенсии. В последующем данное постановление было отменено, но истица к тому времени работала уже в другой должности. К *** (когда истица обратилась с заявлением к ответчику) у Ш.Е.А. уже имелся педагогический стаж равный 25 годам 01 месяцу 11 дням (23 года 01 месяц 26 дней - включенный ГУ УПФ РФ в *** и *** + 1 год 11 месяцев 15 дней – установленный судом), и у нее возникло право на получение трудовой пенсии досрочно.

Из показаний свидетелей А.Л.В., Б.И.В., работавших в *** *** ***, в качестве ***, в период с 1983 по 1985 гг - (что подтверждается ксерокопиями их трудовых книжек, приобщенных к материалам дела на л.д.29-37) установлено, что истица занималась организацией внеклассной и внешкольной работы с учащимися, вовлечением детей в кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, организацией учебы школьников по отдельным видам внеклассной работы, то есть занималась педагогической деятельностью. В оспариваемый период времени должностей *** в школе не было. Указанной деятельностью в школе *** *** занималась ст. *** Ш.Е.А.

Из справки и.о. директора МОУ *** *** ***» с пояснениями на (л.д.14-16) усматривается, что *** организовывает учебу актива школьников по отдельным видам внеклассной работы, оказывает методическую помощь учителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы; организует вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во вне школьных учреждениях и пр. Ш.Е.А., исполняя обязанности ст. ***, выполняла обязанности идентичные должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, то есть осуществляла педагогическую деятельность.

Справка на (л.д.13) подтверждает неоднократные переименования средней школы *** в школьные учреждения иного вида в период с *** по ***.

Анализируя, представленные сторонами доказательства, с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к выводу, - что мнение представителя ответчика о том, что должностные обязанности истицы, работавшей в должности *** входило обеспечение деятельности и методическое руководство *** для их непосредственной работы с детьми, ничем не подтверждено.

При вынесении решения, суд учитывает, Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, - согласно которого норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 в стаж работы, дающей право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6.09.1991 года № 463. В силу ч. 3 указанного Постановления Совета Министров РСФСР за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права Ш.Е.А. на пенсионное обеспечение.

Давая оценку доказательствам, представленным сторонами, суд пришел к выводу, что требования истицы в части отмены решения ГУ УПФ РФ в *** и *** *** от *** об отказе Ш.Е.А. в назначении пенсии, обязании признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ***, включение в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, периода работы в качестве старшей *** в средней школе *** ***, - с *** по *** являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…

Подлежат удовлетворению, и требования истицы в части взыскания с ответчика судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела*** – оплата государственной пошлины; *** – расходы по оплате услуг адвоката, составлявшего исковое заявление. Указанные расходы подтверждены квитанциями (л.д.6,17).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в *** и *** *** от *** об отказе Ш.Е.А. в назначении пенсии отменить.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в *** и *** признать за Ш.Е.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ***, включив в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, период работы в качестве *** *** ***, - с *** по ***.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в *** и *** в пользу Ш.Е.А. судебные расходы в сумме ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Фролова

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2011 года.

Председательствующий: Л.В. Фролова