Дело № 2-1914/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Юрга Кемеровской области 31 октября 2011 года Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е: председательствующего судьи Жилякова В.Г. при секретаре Белан М.В., с участием: помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Павлова А.С., ответчика А.А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Крестьянскому (Фермерскому) Хозяйству "А.А.А." об обязании провести аттестацию рабочих мест и сертификацию работ по охране труда, У с т а н о в и л: Истец обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Крестьянское (Фермерское) Хозяйство «"А.А.А.".» (далее по тексту КФХ «"А.А.А.".») провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ. Свои требования мотивирует тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда проведена проверка исполнения законодательства РФ о труде и об охране труда КФХ «".А.А.А.".». В рамках данной проверки были выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства, в том числе и нарушения норм ст. 212 ТК РФ и Приказа Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при эксплуатации объектов, организации производства и труда. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов; проведение работ по охране труда в организации (аттестации рабочих мест). Аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 209 Трудового кодека РФ, это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и/или опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Статьей 147 Трудового кодекса РФ гарантирован повышенный размер оплаты труда по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, работникам, занятым на тяжелых работ, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда. Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Повышение заработной платы по основаниям, указанным в ст. 147 Трудового кодекса РФ, производятся по результатам аттестации рабочих мест (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г №870). Таким образом, проведение аттестации рабочих мест позволит не только выявить вредные и опасные производственные факторы в целях осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, но и реализовать право работников на получение повышенного размера оплаты труда в связи с их занятостью на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому человеку гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда, это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда па каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 01.06.2007 г. дело № 81-Впр07-8. Конституция РФ и Федеральное законодательство об охране труда гарантирует право на безопасные условия труда, как каждого работника, работающего на сегодняшний день в КФХ «А.А.А..», так и гражданина, который может вступить в трудовые отношения с администрацией ответчика в любой момент. Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения прокурора с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131, 206 ГПК РФ, ст.ст. 26, 27, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит обязать КФХ «*** А.А.» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в срок до ***. Представитель истца – помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Павлов А.С. поддержал в судебном заседании исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить, установить срок устранения недостатков для ответчика до ***. Ответчик А.А.А., в судебном заседании исковые требования признал полностью, однако просил отсрочить срок исполнения необходимых действий по проведению аттестации рабочих мест, с последующей сертификацией организации работ по охране труда на 1 год, в связи с тем, что это дорогостоящая и длительная процедура. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к КФХ «А.А.А..» об обязании провести аттестацию рабочих мест и сертификацию работ по охране труда подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому человеку гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда, это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при эксплуатации объектов, организации производства и труда. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов; проведение работ по охране труда в организации (аттестации рабочих мест). Аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 209 Трудового кодека РФ, это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и/или опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Статьей 147 Трудового кодекса РФ гарантирован повышенный размер оплаты труда по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, работникам, занятым на тяжелых работ, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда. Таким образом, размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Повышение заработной платы по основаниям, указанным в ст. 147 Трудового кодекса РФ, производятся по результатам аттестации рабочих мест (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). Таким образом, проведение аттестации рабочих мест позволит не только выявить вредные и опасные производственные факторы в целях осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, но и реализовать право работников на получение повышенного размера оплаты труда в связи с их занятостью на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Конституция РФ и федеральное законодательство об охране труда гарантирует право на безопасные условия труда, как каждого работника, работающего на сегодняшний день в КФХ «А.А.А..», так и гражданина, который может вступить в трудовые отношения с администрацией ответчика в любой момент. В судебном заседании нашел свое подтверждение и не оспорен ответчиком факт, что в КФХ «*** А.А.» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация организации работ по охране труда. Подтверждением отсутствия аттестации рабочих мест и сертификации организации работ по охране труда служит Акт проверки Главного государственного инспектора по охране труда *** от *** (л.д.5-9), в связи с чем, исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в данной части суд удовлетворяет. В то же время, суд, принимая во внимание доводы ответчика, полагает, что срок для выполнения аттестации и сертификации рабочих мест, предложенный прокурором недостаточен для проведения всех мероприятий. Однако суд не может согласиться и со сроком предложенным представителем ответчика, так ответчиком не представлено доказательств того, что на выполнение всех мероприятий требуется 1 год, суд полагает, что данный срок является неоправданно большим, в связи с чем, устанавливает ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ***. Поскольку решение состоялось в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в федеральный бюджет на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать Крестьянское (Фермерское) Хозяйство «*** А.А.» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ в срок до ***. Взыскать с Крестьянского (Фермерского) Хозяйства «*** А.А.» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере *** Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Юргинского городского суда В.Г. Жиляков Решение принято в окончательной форме 06.11.2011 г.