решение суда о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2180/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Юрга 30 ноября 2011г.

Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е:

председательствующего Ахтырского А.А.,

при секретаре Елгиной Ю.И.,

с участием представителя истца Цоковой Т.В.,

представителя ответчика Еремченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мышастой М.Б. к Администрации города Юрги о понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ

Мышастая М.Б. обратилась в суд с иском к Администрации *** о понуждении предоставить жилое помещение (л.д. 2-3).

Заявленные исковые требования мотивированы следующим:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона *** - ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица имеет социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как ее родители: мать, М.Е.Г., решением Юргинского городского суда от *** лишена родительских прав в отношении ее; отец, М.Б.Б., решением Юргинского городского суда от *** признан безвестно отсутствующим.

В период с 2003 г. - по 2007 г. истица обучалась в ГОУ СПО «Юргинский промышленно-экономический техникум» на очном отделении по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». По окончании образовательного учреждения - техникума мне присвоена квалификация техник и в 2007 г. выдан диплом СБ *** (регистрационный номер 6097).

В настоящее время истица обучается на 5-м курсе очной формы обучения Юргинского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет».

Постановлением главы *** *** от *** «О мерах по реализации *** от *** ***, протоколом *** заседания городской жилищной комиссии от *** постановлено признать Мышастую М.Б., *** г.р., нуждающейся и принять на учет для внеочередного получения жилого помещения.

В соответствии со ст. 57 п.2 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки (попечительства) и т.д., жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования и т.д., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По окончании в 2007 году профессионального образования ГОУ СПО «Юргинский промышленно-экономический техникум» истица не была обеспечена жилым помещением. *** назначенный над истицей опекун (еще в несовершеннолетнем возрасте), Х.Г.Б. (дедушка, с которым истица проживала в принадлежащей ему квартире) умер. С *** Мышастая М.Б. зарегистрирована по адресу: ***. Однако не имеет возможности проживать по месту своей регистрации, так как жилая площадь квартиры не позволяет проживать всем значащимся по месту регистрации данного жилого помещения гражданам. Отсутствие у нее в собственности и на других условиях какого-либо жилья понудило ее обратиться в суд с иском об обеспечении жилым помещением вне очереди, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, потому как до настоящего времени администрация *** бездействует в обеспечении ее вне очереди благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным, техническим нормам, пригодным для проживания. Что нарушает ее права и законные интересы, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно, п.1.ст.*** *** -.03 от *** «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях соцобслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма.

Согласно ч.3 ст.11 ЖК РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой, при отсутствии

жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Постановления коллегии администрации *** от *** «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма — на одиноко проживающего гражданина — 33 кв.м.

Письменно заявив о рассмотрении дела в свое отсутствие, истица Мышастая М.Б. на заявленном иске настаивает (л.д. 24).

В судебном заседании представитель истца Цокова Т.В., действующая на основании доверенности от *** (л.д. 22), на заявленном истцом иске настаивает, находит возможным в судебном порядке требовать устранения допущенных нарушений жилищных прав истца и просит суд:

- Признать незаконным бездействие Администрации *** в непредоставлении Мышастой М.Б., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

- Обязать Администрацию *** а *** предоставить Мышастой М.Б. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в ***, т.е. не менее 33 квадратных метров общей площади.

- Установить, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в 2-3 месяца – или, если суд найдет возможным установить иной срок – то не более 6 месяцев.

Представитель истца считает, что ответчик обязан предоставить истице жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., как указано в соответствующем Постановлении Коллегии Администрации КО, поскольку истица имеет состав семьи 1 человек, т.е. является одиноко проживающим гражданином. Собственного жилья истица не имеет, также не имеет возможности проживать с родственниками либо снимать себе жилье за собственный счет.

Представитель ответчика Еремченко А.А., действующая на основании доверенности *** от *** (л.д. 25), заявленные исковые требования признала частично, пояснив также, что действительно в силу указанных прокурором норм закона Администрации *** наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в меру имеющихся возможностей ответчик осуществляет деятельность по обеспечению всех зарегистрированных на территории *** детей - сирот жильем на правах социального найма. Т.е. ответчик признает требования истицы в той части, что Администрация *** обязана предоставить истице в данной ситуации жилое помещение, однако полагает, решение суда лишь продублирует нормы закона. Исковые требования в части признания бездействия Администрации *** незаконным, а также в части общей площади жилого помещения ответчик иск не признает. Позиция ответчика по существу исковых требований заключается в следующем:

Истица была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, *** (на основании постановления Главы г, Юрги *** от ***).

По состоянию на *** на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, состоит 284 человека, из них 91 достигли совершеннолетнего возраста, окончили учебные заведения и нуждаются в получении благоустроенного жилья. Очередь Мышастой М.Б. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетнего возраста и окончивших учебные заведения: ***.

Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 9 ст. *** от *** ***-ОЗ (в ред. от ***) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является отдельным государственным полномочием, которым наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч.5 ст. 19 Федерального закона от *** № 131-ФЗ (в ред. от ***) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В абзаце втором ч.5 указанной статьи сказано, что органы местного самоуправления имеют право использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования. То есть, органам местного самоуправления предоставлено право, а не обязанность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

В ч.3 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона сказано, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

У Администрации *** в муниципальном жилищном фонде социального назначения отсутствует свободное жилое помещение, расположенное в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также Администрация не имеет возможности выделять на эти цели финансовые средства из местного бюджета.

Таким образом, Администрация осуществляет возложенные на нее отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в соответствии с *** от *** ***-ОЗ (ст. 4): за счет и в пределах средств, предусмотренные на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с *** от *** ***-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый перио*** 2013 годов» (с учетом внесенных изменений) общий объем субвенций на приобретение жилья детям-сиротам для Юргинского городского округа на 2011 год составил 8 060 600,00 рублей. На плановый перио*** 2013 годов планируется выделение всего 2 200 000 рублей. Такая же сумма была запланирована и на 2011 финансовый год, однако Администрация *** неоднократно обращалась в *** по вопросу выделения дополнительных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в результате чего размер субвенций был значительно увеличен.

Таким образом, несмотря на то, что Федеральным законом от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (абзац 2 п.1 ст. 8) предусмотрено обеспечение данной категории граждан жилой площадью вне очереди, фактически у Администрации *** отсутствует реальная возможность предоставить жилье всем детям-сиротам и избежать очередности. На сегодняшний день на учете нуждающихся в получении жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит 284 человека, из них 91 достигли совершеннолетнего возраста, окончили учебные заведения и нуждаются в получении благоустроенного жилья. Очевидно, что обеспечить жильем всех нуждающихся, с учетом размера поступающих субвенций из областного бюджета, Администрация *** не имеет возможности.

В связи с этим, по мнению ответчика, в действиях Администрации не усматривается незаконного бездействия в непредоставлении Мышастой М.Б., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

Также у Администрации *** имеются возражения в части общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истице:

В соответствии с частью 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», с учетом изменений, утвержденных решением ЮГСНД от *** утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма- 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Указание в Постановлении Коллегии *** на то, что на одиноко проживающих граждан рекомендуется учетная норма 33 кв.м. общей площади – полагает, носит рекомендательный характер, а не обязательный.

Следовательно, площадь предоставляемого жилого помещения для Мышастой М.Б. должна быть не менее 13 квадратных метров.

Поскольку Администрацией *** не оспаривается обязанность предоставить Мышастой М.Б., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма, а также с учетом того, что на сегодняшний день в силу объективных причин и по независящим от нее обстоятельствам Администрация не имеет возможности этого сделать, то в случае удовлетворения заявленных исковых требований в части обязывания предоставить истице жилое помещение по договору социального найма, полагают необходимым установить срок - до 31.12. 2012 года.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетеля Х.А.К., изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и не оспаривается, что Постановлением главы *** *** от *** «О мерах по реализации *** от *** ***, протоколом *** заседания городской жилищной комиссии от *** постановлено признать Мышастую М.Б., *** г.р., нуждающейся и принять на учет для внеочередного получения жилого помещения (л.д. 19).

Основания постановки истца на учет для внеочередного получения жилого помещения сторонами не оспариваются, подтверждаются имеющимися в деле материалами – копией свидетельства о рождении (л.д. 8-9), копией решения Юргинского городского суда от *** по делу *** о признании безвестно отсутствующим отца истицы М.Б.Б. (л.д. 10-11), копией решения Юргинского городского суда от *** по делу *** о лишении родительских прав матери истицы М.Е.Г.,Г. (л.д. 13).

Факт отсутствия у истца на правах собственности и (или) на правах социального найма пригодного для проживания жилья подтверждается сведениями из ЕГРП (л.д. 20), копией протокола заседания жилищной комиссии *** от *** (л.д. 36).

Свидетель Х.А.К. в судебном заседании подтвердила факт невозможности для истицы проживания в не принадлежащем истице жилом помещении и отсутствия у истицы прав на жилые помещения по месту регистрации истицы (л.д. 21) и по месту ее фактического проживания.

Представитель ответчика подтверждает доводы истца о том, что в соответствии со ст.*** от *** ***-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями *** в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации *** наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормой п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ установлено право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данные доводы стороны истца и обоснования заявленных требований суд находит справедливыми, при этом причинами, по которым ответчик не находит возможным признание и немедленное исполнение своих обязанностей (и исковых требований) по устранению нарушений жилищных прав истца, ответчик называет отсутствие в распоряжении ответчика свободного жилья, пригодного для предоставления истцу по договору соц. Найма (и не только истцу), а также отсутствие достаточного финансирования деятельности в этой сфере.

Установленное законодателем для отдельных категорий граждан право на внеочередное получение жилья по договору социального найма по своей юридической природе предполагает для этих категорий граждан гарантированное отсутствие какой бы то ни было очередности в осуществлении их жилищных прав.

Вышеназванные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных внеочередников, от времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд соглашается с мнением истца о том, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное его получение, свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено сразу после возникновения права на это. Соответственно судом установлено из материалов дела и пояснений в суде, что ответчик не отрицает права истца получить жилье вне очереди, но поскольку имеются другие такие же внеочередники, а также в связи с отсутствием достаточных субвенций на эти цели, то до сего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено. Таким образом нарушаются права истца, гарантированные Конституцией РФ и вышепоименованными нормами закона. Поэтому требования истца о признании незаконными бездействий ответчика по вопросу внеочередного предоставления жилья истцу подлежат удовлетворению на основании ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей право на оспаривание бездействия органа местного самоуправления при нарушении прав и свобод граждан.

Суд считает также обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек, по установленным нормам. При этом суд находит справедливыми доводы стороны ответчика о том, что в данном случае следует исходить из учетной нормы - не менее 13 кв.м. общей площади, а не 33 кв.м., как указывает истец.

Так, в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», с учетом изменений, утвержденных решением ЮГСНД от *** утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма- 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. 29, 30).

Постановлением коллегии *** от *** *** «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека, а на одиноко проживающих граждан – 33 кв.м. Однако суд полагает возможным согласиться с доводами представителя ответчика о том, что приведенное выше Постановление коллегии *** от *** *** содержит рекомендательные нормы, а руководствоваться в данном случае следует нормами ст. 50 ЖК РФ, а также Постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», с учетом изменений, утвержденных решением ЮГСНД от *** То есть, истица вправе претендовать на заключение с Администрацией *** договора социального найма жилого помещения, исходя из учетной нормы – не менее 13 кв.м., а не 33 кв.м., как указывает сторона истца.

Поскольку в суде между сторонами достигнуто соглашение о возможности предоставить в силу ст.206 ГК РФ срок для исполнения решения суда, а также учитывая объективные обстоятельства: отсутствие у ответчика свободного жилья в настоящее время, необходимость формирования бюджета с учетом финансирования затрат на приобретение и строительство жилья, суд считает целесообразным установить такой срок в разумных пределах – в течение 6 месяцев – т.е. не позднее ***.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Мышастой М.Б. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации *** в непредоставлении Мышастой М.Б., *** года рождения, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрацию *** предоставить Мышастой М.Б., *** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в *** - не менее 13 квадратных
метров общей площади.

Установить Администрации *** срок для совершения вышеуказанных действий – не позднее ***.

В остальной части исковых требований (в части понуждения ответчика предоставить жилое помещение с учетом нормы жилой площади не менее 33 кв. м.) истцу Мышастой М.Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий Ахтырский А.А.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 01.12.2011г.