Дело № 2-***/2011 Р Е Ш Е Н И Е Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е председательствующего судьи Щеблыкиной Н.И., с участием истца Т.Л.А., представителя ответчика Гонтаренко А.А., при секретаре Гаак Т.Ю. 30 ноября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Т.Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж, начислении досрочно трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Т.Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж, начислении досрочно трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов. /л.д.2-7/ Мотивировала исковые требования тем, что 29 августа 2011 года она обратилась в УПФР в г.Юрге и Юргинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФР по г.Юрге и Юргинскому району *** от 19.10.2011 года ей отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия специального стажа. Согласно протоколу заседания комиссии УПФР *** от 19.10.2011 года, из подсчета специального стажа исключен период работы в качестве учителя школы *** с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года (10 месяцев 23 дня), так как в данный период осуществлялся уход за ребенком до 3-х лет. Помимо этого, в специальный стаж не включен период ее обучения на дневном отделении факультета русского языка и литературы *** пединститута с 01.09.1985г. по 01.09.1987г. (2 года). Считает указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на пенсионное обеспечение, по следующим основаниям: В силу подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно архивной справке от 08.09.2011 года ***, истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 03.09.1991 года по 24.12.1991 года (приказ *** от 02.09.1991г.). В период с 03.09.1991 года по 29.08.1993 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Ответчиком из подсчета специального стажа работы истца исключен период ее работы в качестве учителя средней школы *** с 06.10.1992г. по 29.08.1993г. (10 месяцев 23 дня), так как в данный период осуществлялся уход за ребенком до 3-х лет. Считает, что отказ во включении отпуска по уходу за ребенком является неправомерным по следующим основаниям: Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. До введения в действие Закона РФ от 25.09. 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" (вступил в силу 6.10.1992 года) - статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, после этого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Указанная правовая позиция подтверждается Обзором судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда за 2005 года, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 12.01.10 года № 4-В09-51, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12.11.2010 года по делу № 8-В10-12. истец считает, что ответчиком неправомерно исключен период 10 месяцев 23 дня из подсчета специального стажа - с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года. Помимо этого, в подсчет специального педагогического стажа не включено время обучения на дневном отделении факультета русского языка и литературы Новокузнецкого пединститута с 01.09.1985г. по 01.09.1987г. (2 года). В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.2993г.№ 953, п. 3 Приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Согласно записям в трудовой книжке истца, у нее имелся педагогический стаж непосредственно до и после учёбы в педагогическом институте, т.е. трудовой стаж указанным критериям соответствует. На момент решения вопроса о праве истца на досрочное назначение трудовой пенсии законодательство изменилось. Постановление СМ СССР утратило силу. Это поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Истец полагает, что её законное право, возникшее ранее, не должно быть нарушено. Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.12.2001 г. допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. Иное свидетельствует о придании обратной силы закону, ухудшающем положение гражданина, что противоречит Конституции РФ. Равенство прав граждан на пенсионное обеспечение подтвердил Конституционный суд РФ, который в своем Постановлении от 03.06.2004г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указал на обязанность правоприменителя в ситуации, когда законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами в результате профессиональной деятельности отсутствует, руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение. Кроме того, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного периода времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан (Определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002г. № 68-O). Следовательно, истец полагает, что продолжительность её стажа трудовой деятельности на момент обращения с заявлением (29.08.2011г.) составляет не менее 25 лет, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» является основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а решение УПФР № 297519 от 19.10.2011 года об отказе в назначении пенсии незаконно и подлежит отмене. Поэтому просит признать незаконным Решение ГУ УПФ РФ в г.Юрге и Юргинском районе *** от 19.10.2011 года об отказе ей в назначении пенсии и признать за ней - право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 29 августа 2011 года. Обязать ГУ УПФ РФ в г.Юрге и Юргинском районе включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с 29.08.2011 года, периоды работы истца (с 06.10.1992г. по 29.08.1993 г. продолжительностью 10 месяцев 23 дня) - период нахождения в отпуске про уходу за ребенком, и (с 01.09.1985г. по 01.09.1987г.) продолжительностью 2 года - период обучения на дневном отделении факультета русского языка и литературы *** пединститута. Для восстановления своих нарушенных прав истица понесла судебные расходы в размере *** рублей, из них *** рублей - госпошлина, *** рублей - оплата услуг по составлению искового заявления, которые просит взыскать в свою пользу в соответствии со ст.98 ГПК РФ. В судебном заседании истец Т.Л.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что два года проработала пионервожатой, потом два года обучалась на дневном отделении факультета русского языка и литературы *** пединститута с 01.09.1985 г. по 01.09.1987 г, После чего год находилась в академическом отпуске по уходу за первым ребенком, т.е. будучи студенткой, она взяла академический отпуск и вышла из него на работу уже сразу в школу *** учителем русского языка и литературы. С 1 августа 1988 года истец заканчивала уже заочно обучение. Она не знала о существовании закона, по которому два года очного отделения могло бы быть включено в стаж. После рождения ребенка с 29 августа 1988 года истец сразу стала работать учителем русского языка и литературы в школе ***, а потом с 2000 г. перешла работать в лицей. Работа старшей пионерской вожатой также вошла в стаж. На тот момент действовал закон, который не имеет обратной силы, значит, данный период должен быть включен в стаж. Считает, что ответчиком неправомерно исключен период 10 месяцев 23 дня из подсчета специального стажа – с 06.10.1992 года по 29.08.1993 год – период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком и 2 года обучения на дневном отделении. Представитель ответчика по доверенности от 08.07.2010 года Гонтаренко А.В. (л.д. 41), иск не признала в полном объеме, в обоснование возражений пояснила, что согласно Постановлению. Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ могут применяться ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения новых. Периоды работы до 01 января 1992 года, дающие право на пенсию за выслугу лет, включаются в специальный стаж работы, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данное Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 и в этой связи утратило силу с 01 октября 1993 года. И, кроме того, согласно абзаца 2 п. 1 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 № 70 «Об утверждении Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ, вышеизложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пению за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначенной. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью за периоды работы до 01 ноября 1999 года определяется в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. С 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067. С 13 ноября 2002 года в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Далее, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», периоды трудовой деятельности, в том числе периоды работы с особыми условиями труда до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются трудовой книжкой и справками, уточняющими особый характер выполняемых работ. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой деятельности подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета. В системе обязательного пенсионного страхования Т.Л.А. зарегистрирована 07 сентября 1998 года. Согласно архивной справке МУ «Городской архив документов по личному составу» от 08.09.2011 Т.Л.А. в период с 06.10.1992 по 29.08.1993 осуществляла уход за ребенком до трех лет. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР(который вступил в силу с 06 октября 1992 года) статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, с принятием этого закона - период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. 22 мая 1996 года принято Постановление Министерства труда РФ №29 «Об утверждении Разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости, в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», где в пункте 21 Разъяснений № 5, утвержденных вышепоименованным Постановлением (в редакции Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 № 36) указано, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию, в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Далее было принято Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», которыми вообще не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Однако, 21 июля 2003 года Министерство труда и социального развития издает Письмо за № 717-АП, в котором сообщает следующее, что с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 06 октября 1992 года), то такая пенсия может быть назначена, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. В пункте 15 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии. Аналогичная правовая позиция была изложена и в Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2009 года № 78-В09-7, и в Определении Верховного Суда РФ от 14.05.2009 года № 19-В09-3, и в Определении Верховного Суда РФ от 25.02. 2011 года № 16-В10-27. В Определении Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 года № 116-О-О указано, что, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство РФ исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов – при том, что такие периоды, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в общем страховом стаж – относится к компетенции законодательства и Правительства РФ. Считает, что отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав правомерен, основан на действующих нормах права и законодательно обоснован. Что касается периода обучения истца на дневном отделении Новокузнецкого пединститута с 01.09.1985 г. по 01.09.1987 г., трудовая пенсия назначается с декабря 2001 года по Федеральному закону от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», до этого действовал ФЗ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», до этого закона действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Трудовой стаж – это учитываемое при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ни один из указанных законов, дающих право назначать трудовую пенсию, не предусматривает включения даже в общий страховой стаж, не говоря уже о специальном, период обучения гражданина. Никогда, никому, период учебы на дневном, либо на заочном отделении не включался ни в общий трудовой стаж, ни тем более в специальный стаж. Ссылка истицы на приложение № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденной Министерством просвещения СССР от 16.05.1985 года не основана на законе. Министерство просвещения никогда не назначало государственные трудовые пенсии, и инструкция о порядке начисления заработной платы – это подзаконный нормативный акт, который влияет только на порядок исчисления заработной платы, Министерство просвещения эти периоды включало для того, чтобы доплачивался процент к заработной плате за выслугу лет, для того, чтобы был выше оклад, но никогда эти документы не имели никакого отношения к установлению трудовых пенсий. Поэтому данная инструкция к вопросу назначения трудовой пенсии не может применяться в принципе, законами - о государственном пенсионном обеспечении в СССР, о трудовых пенсиях в РФ, о государственных пенсиях в РФ никогда не предусматривалось включении периодов учебы в спецстаж. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. 29.08.2011 года истец Т.Л.А. обратилась в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Юрге и Юргинском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.10.2011 года № 297519 в назначении такой пенсии Т.Л.А. было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Ответчиком в специальный стаж К.Т. включены периоды работы: в качестве старшей пионервожатой школы *** с 05.09.1983 года по 27.08.1985 года ( 1 год 11 месяцев 23 дня), в качестве учителя средней школы № *** с 29.08.1988 года по 05.10.1992 года (4 года 1 месяц 6 дней), в качестве учителя средней школы № *** Юргинского многопрофильного лицея с 30.08.1993 года по 29.08.2011 года (17 лет 11 месяцев 29 дней). Итого 24 года 28 дней. Ответчик из подсчета специального стажа Т.Л.А. исключил период работы в качестве учителя средней школы *** с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года (10 месяцев 23 дня), так как в данный период осуществлялся уход за ребенком до трех лет. На основании Постановления Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 29, утвердившего Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 в специальный трудовой стаж включаются период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 (п. 21). В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии со ст. 27.1.2 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 ***-П при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ могут применяться ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения новых. Периоды работы до 01 января 1992 года, дающие право на пенсию за выслугу лет, включаются в специальный стаж работы, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данное Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 и в этой связи утратило силу с 01 октября 1993 года. И, кроме того, согласно абзаца 2 п. 1 Разъяснений, утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17 октября 2003 № 70 «Об утверждении Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ, вышеизложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пению за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначенной. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, периоды трудовой деятельности, в том числе периоды работы с особыми условиями труда до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются трудовой книжкой и справками, уточняющими особый характер выполняемых работ. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой деятельности подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета. В системе обязательного пенсионного страхования Т.Л.А. зарегистрирована 07.09.1998 г. Факт занятости истицы в качестве старшей пионервожатой, учителя русского языка и литературы подтверждается представленной в материалах дела копией трудовой книжки, что в соответствии с действующим законодательством является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ). Из копии архивной справки МУ «Городской архив документов по личному составу» от 08.09.2011 года (л.д. 19) установлено, что Т.Л.А. работала в Юргинском гороно, учителем школы ***, за период с 1991 года по 1993 год предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,6 лет с 03.09.1991 года по 24.12.1991 года, приказ № 182 от 02.09.1991 года, к работе приступила 30.08.1993 года (приказ № 144к от 24.08.1993 года.) Из копии архивной справки МУ «Городской архив документов по личному составу» от 08.09.2011 года (л.д. 20) установлено, что Т.Л.А. действительно работала в Юргинском гороно с 29.08.1988 года (приказ № 484 от 22.08.1988 года) по 17.11.1992 года (приказ № 389 дата приказа не указана) учителем русского языка и литературы в средней школы № *** (л.д. 20). До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, Министерство труда и социального развития РФ письмом от 21 июля 2003 г. N 717-АП по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, разъяснил, что Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными "Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. По ранее действовавшему законодательству, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22.05.96 N 5.) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусматривают включение в специальный стаж лиц, указанных в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с запросами групп депутатов ГосДумы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Указанная правовая позиция подтверждается Обзором судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда за 2005 года, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Верховного суда от 12.01.10 года № 4-В09-51, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12.11.2010 года по делу № 8-В10-12. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, оценивая порядок реализации права истицы на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, суд полагает, что Пенсионный Фонд не обоснованно исключил период работы истца в качестве учителя школы *** с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года (10 месяцев 23 дня)- период осуществления ухода за ребенком до трех лет, и данный период подлежит включению в стаж. При этом суд полагает обоснованным отказ УПФ РФ в г. Юрге в исключении из специального стажа - периода обучения истца на дневном отделении факультета русского языка и литературы *** пединститута с 01.09.1985 года по 01.09.1987 года, так как согласно п. 3 приложения *** к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденной Министерством просвещения СССР от 16.05.1985 года, в стаж педагогической работы - для начисления заработной платы - засчитываются указанные выше истцом периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала, педагогическая деятельность по основному месту работы. Таким образом - данная инструкция - подзаконный нормативный акт для работников просвещения, который влияет только на порядок исчисления заработной платы для доплаты процента за выслугу с учетом тех или иных периодов, не является нормативным актом для Пенсионного фонда. Законами «О государственном пенсионном обеспечении в СССР», « О трудовых пенсиях в РФ», «О государственных пенсиях в РФ» никогда не предусматривалось включении периодов учебы в спецстаж. Таким образом, требования истца в данной части не основаны на законе, в данной части иска следует отказать. Оценивая отказ ПФ в назначении пенсии - его законность или незаконность, суд приходит к выводу, что с учетом установленных обстоятельств, отказ пенсионного фонда в назначении пенсии - на день подачи истцом заявления в ПФ-29.08.2011года законен, поскольку стаж истца на день подачи иска составляет 24 года 28 дней, решением суда включается в спецстаж период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком - 10 месяцев 23 дня. Таким образом, на день подачи заявления стажа не хватает 9 дней спецстажа, с учетом установленного судом. На день вступления решения суда в законную силу, истец имеет право на назначение пенсии за выслугу лет. Однако, с учетом установленных судом обстоятельств, и учитывая, что назначение пенсии носит заявительный характер, истец должен подать лично заявление в Пенсионный фонд о назначении пенсии за выслугу лет. Решение частично состоялось в пользу истца, следует взыскать с Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе в пользу Т.Л.А. в возврат госпошлины *** рублей, *** рублей за составление искового заявления, а всего *** рублей, во взыскании *** рублей остальной части судебных расходов - отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Т.Л.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Юрге и Юргинском районе удовлетворить частично. Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Юрге и Юргинском районе от 19.10.2011 года *** в части отказа на день подачи заявления – 29 августа 2011 года - включить в специальный стаж Т.Л.А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы в средней школе *** с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года продолжительностью 10 месяцев 23 дня - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, и продолжительностью 2 года - с 01.09.1985 года по 01.09.1987 года – период обучения на дневном отделении факультета русского языка и литературы Новокузнецкого пединститута в части отказа в назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, законным. Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе включить в специальный стаж Т.Л.А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы в средней школе *** с 06.10.1992 года по 29.08.1993 года продолжительностью 10 месяцев 23 дня. Признать за Т.Л.А. право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п.19 ст. 27 Федерального закона №173- ФЗ т 17.12.2001года «О трудовых пенсиях в РФ» со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований Т.Л.А. в части включения в специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода с 01.09.1985 года по 01.09.1987 года – обучение на дневном отделении факультета русского языка и литературы *** пединститута - отказать. Взыскать с Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе в пользу Т.Л.А. судебные расходы -*** рублей, в остальной части взыскания судебных расходов в размере *** отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Решение в окончательной форме принято ***