решение о признании права на участие в государственной программе по выдаче жилищных сертификатов и о понуждении выдать государственный жилищный сертификат



Дело № 2-1552/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Юрга 19 сентября 2011г.

Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е:

председательствующего Ахтырского А.А.,

при секретаре Гусевой Н.К.,

с участием: истца Л.,

представителя истца Ч.,

представителя ответчика Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к войсковой части № 32190 о восстановлении нарушенных жилищных прав, о понуждении выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ

Л. обратился в суд с иском к войсковой части № 32190, просит суд признать за истцом право на участие в государственной программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010годы. Также истец просит суд обязать ответчика в/ч 32190 выдать истцу государственный жилищный сертификат на получение жилья, с учетом состава семьи 1 человек (л.д. 2-4). Заявленные исковые требования мотивированы следующим: Л. проходил военную службу по контракту в в\ч 32190, общая продолжительность военной службы в ВС РФ составляет 19 лет 1 день. Приказом Командира войсковой части № 32190 № 15 от 31.01.2011 "года. Л. был уволен со службы на основании пп. «А» п.1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В процессе прохождения службы ему не предоставили служебное жилье по договору социального найма, он был вынужден осуществлять найм жилья у частных лиц. При увольнении ему не было предоставлено жилье, его права на получение жилья по программе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями ему никто не разъяснял, как это предусмотрено законодательством, своего жилья у него нет, он не является членом семьи собственника жилого помещения. После увольнения, весной 2011 года Л. обратился с заявлением на имя командования в\ч 32190 с требованием о включении его в список участников государственной программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы», согласно п.5, пп. «А» которой предусмотрено, что право на участие в программе имеют, в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на службе и выдаче жилищного сертификата. К заявлению им были приложены все необходимые документы. Однако положительного результата он не добился и его требования остались без ответа, в связи, с чем он вынужден был обратиться в суд.

Представитель истца считает, что ответчиком – Войсковой частью № 32190 было нарушено его законное право на получение жилья, и он имеет право быть включенным в число участников федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы», осуществляемой в рамках государственной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 года» ( с изменениями от 15.10.2007 года. 10.04.2008 года), как военнослужащий уволенный со службы в связи с достижением предельного возраста службы, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, соответственно Л. имеет право на внеочередное получение жилищного сертификата и требовать выдачи ему сертификата от ответчика. Согласно ст. 15 п.14 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность службы 10 лет и более, при увольнении со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, производится в том числе путем выдачи жилищных сертификатов. Таким образом, считают возможным требовать в судебном порядке признать за Л. право на участие в государственной программе « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы и обязать ответчика, в\ ч 32190, выдать ему государственный жилищный сертификат на получение жилья, с учетом состава его семьи 1 человек.

Истец Л. также пояснил в судебном заседании, что к своему командованию воинской части по поводу выдачи жилищного сертификата не обращался, так как выдает жилищный сертификат КЭЧ. 2010 году обратился в КЭЧ и ему дали время на сбор документов. В январе 2011 года предоставил документы в штаб батальона, что Л. не является собственником жилого помещения. Обращался в КЭЧ, чтобы его поставили на очередь, однако там ему предоставили недостаточно времени на сбор документов, все необходимые документы удалось получить только в апреле 2011г., к тому времени уже был уволен с военной службы. Во время службы устно обращался к непосредственному своему руководству по поводу предоставления сертификата, но ему сказали, чтобы сначала собрал все документы, а потом обращался с рапортом. Кроме того, в военном билете истца не было к тому времени ни одной записи о прохождении службы по контракту, а были только записи о срочной службе. При отсутствии этой записи не мог встать на очередь и написать рапорт на предоставление жилищного сертификата. Командование истца посчитало, что истец жильем обеспечен – т.к. истец продолжал жить и был прописан (и прописан до настоящего времени) в квартире своей бывшей жены по *** « А», с женой брак расторгли еще в 2006 году. На учете как нуждающийся для улучшения жилищных условий истец не состоял, собственником квартиры по *** «А» является бывшая жена истца. При увольнении с военной службы истцу дали два бланка с вопросами, где указывалось, выдать жилищный сертификат или нет, истец указал, чтобы ему предоставили жилье.

Представитель ответчика – войсковой части № 32190 Т., действующий на основании доверенности № 1242 от 24.08.2011г. (л.д. 34), в судебном заседании исковые требования истца Л. не признал, суду пояснил: Командиром войсковой части 32190 в адрес командира бригады (войсковой части 32107) г. было отправлено ходатайство о продлении контракта с военнослужащим Л. в связи со служебной необходимостью, т.к. он являлся высококлассным специалистом и ему до 20 лет службы не доставало 2 лет. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в ВС РФ и в СибВО, командир бригады принял решение об увольнении военнослужащего Л. из рядов ВС РФ в связи с его возрастом 52 года. Командиром войсковой части 32190 подполковником Ф. было принято решение об исключении военнослужащего Л. из списков части, так как военнослужащий Л. в период службы жилым помещением был обеспечен и проживал совместно с семьей в *** в 2- комнатной квартире. Л. в очереди на получение жилья не состоял, рапорт с ходатайством о выделении квартиры не имел, документы на оформление права быть нуждающимся в получении жилья не собирал. Также представитель ответчика Т. пояснил, что выдачей жилищных сертификатов занимается КЭЧ, а принимает решение о выдаче –командир воинской части. В Юрге есть подразделение войсковой части 32190 - узел связи, который принадлежит войсковой части. Узел связи является прикомандированным подразделением к в/ч 21005.

Определением суда от 14.09.2011г. (л.д. 43) к участию в деле была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Юргинская квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ). Представитель третьего лица – Юргинской КЭЧ, будучи надлежащим образом извещен судебной повесткой о времени и месте судебного разбирательства по делу, в суд не явился, ходатайств, возражений, доказательств уважительности причин неявки суду не представил. Суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав пояснения участвующих в деле истца, его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Л. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и не оспаривается, что истец Л. с 11.03.1994г. по 11.02.2011г. состоял на военной службе по контракту, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д. 8-13). Также из содержания трудовой книжки истца следует, что в период с 08.09.1997г. по 11.02.2011г. Л. проходил военную службу в в/ч 32190 (л.д. 13).

Также ответчиком не оспаривается, подтверждается копией Выписки из приказа командира в/ч 32190 № 15 от 31.01.2011г., что в календарном исчислении общая продолжительность военной службы истца составила 19 лет 1 день, основанием увольнения указывается подпункт «а» пункта 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 31). При этом из содержания данной копии Выписки из приказа командира в/ч 32190 № 15 от 31.01.2011г. следует, что вопрос об обеспечении жильем увольняемого с военной службы старшего сержанта Л. не был решен.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе», Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы - по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Представителем ответчика по делу представлена копия рапорта Л. на имя начальника узла связи (бывший непосредственный начальник военнослужащего Л. по команде) об увольнении военнослужащего Л. из рядов Вооруженных сил РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Рапорт датирован 31.01.2011г., в тексте рапорта собственноручно Лепиным А.А. сделаны записи: «Претензий к командованию и Министерству обороны не имею», «Имею претензии к жилищному отделу Юргинского гарнизона, т.к. личным жильем не обеспечен» (л.д. 30).

Абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец и его представитель ссылаются на п.14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», которым установлено:

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Истец считает, что ответчик обязан включить его в список участников государственной программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О Федеральной целевой программе "ЖИЛИЩЕ" на 2002 - 2010 ГОДЫ», с учетом того, что данное право истца установлено пп «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.

Вместе с тем, по мнению суда, сторона истца при обосновании своих требований упускает из виду то юридически значимое обстоятельство, что при системном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения государственных гарантий предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений видно, что при предоставлении государством данного вида государственного обеспечения военнослужащий обязан доказать факт своей нуждаемости в предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения (или нуждаемости в улучшении жилищных условий) путем предоставления в уполномоченный орган соответствующего пакета документов, подтверждающих таковую нуждаемость.

В частности, в пп. 13 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона, определяющем порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеется ссылка на то, что эта категория граждан военнослужащих не может быть исключена без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), если к моменту увольнения с военной службы военнослужащий этой категории не обеспечен жилым помещением.

Кроме того, пунктами 2 и 6 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. (на п. 5 которых ссылается истец), предусматривается, что Участие в подпрограмме добровольное, и что это предполагает заявительный характер участия гражданина военнослужащего в данной государственной программе.

Пунктом 9 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) предусматривалось, что Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы).

То есть, в данной спорной ситуации суд находит справедливыми доводы стороны ответчика о том, что заявку на участие в указанной истцом программе «Жилище» истец вправе был подать заблаговременно, а не в день написания рапорта об увольнении (чего и в день написания рапорта об увольнении с военной службы истцом не было однозначно сделано).

Основания для расчета общей площади жилого помещения, предоставляемого в рамках указанной Государственной подпрограммы, определены в п. 16.1 тех же «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г., причем из буквального толкования этих оснований также усматривается в качестве необходимого условия нуждаемость гражданина в предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения (улучшения жилищных условий).

А именно, в соответствии с п. 16.1 «Правил…», Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Между тем, из представленных истцом сведений о себе следует, что он зарегистрирован и проживает в *** «А» - 87, данная квартира согласно Выписки из ЕГРП (л.д. 19) и копии свидетельства о гос. регистрации права собственности (л.д. 39), принадлежит на праве собственности бывшей жене истца Г. на основании справки ЖСК «Оптимист», право собственности зарегистрировано 16.12.1996г. в БТИ г.Юрги.

Согласно копии свидетельства о расторжении брака I-ЛО 667990, брак между истцом Л. и Г. расторгнут по решению мирового судьи судебного участка № 2 г.Юрги от 13.06.2006г. (л.д. 17).

Из копии справки МО «Юргинский городской округ» Администрация города Юрги от 14.12.2010г. следует, что Л. в Администрации *** на жилищном учете не состоит, жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья не получал. (л.д.16).

Также истец не оспаривает того, что он не состоял на жилищном учете и в организации, осуществляющей учет и распределение специализированного жилого фонда в Юргинском военном гарнизоне (Юргинская КЭЧ), из пояснений истца также следует, что и по настоящее время он не состоит где-либо на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.

В этой связи, при разрешении возникшего между сторонами спора по существу, с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств, не имеет правового значения информация, предоставленная истцом в виде копии справки БТИ г.Юрги (л.д. 15) и копии Уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений (л.д. 16) - о том, что в отношении Л. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество, в т.ч. жилого назначения.

Также суд не может согласиться с доводами истца о том, что «…командование самоустранилось от решения вопроса о нуждаемости истца в жилье…», о том, что «…в военном билете истца не было записей о прохождении службы по контракту…», что «… в КЭЧ дали мало времени на сбор документов…». Суд находит эти доводы бездоказательными, поскольку военный билет (копия военного билета истца на л.д. 22-29) является личным документом военнослужащего, потому его содержание обязан контролировать сам военнослужащий. А в силу приведенных выше в настоящем решении положений норм закона, изъявление намерения на участие в гос. программе по обеспечению военнослужащего жильем и соответственно, сбор необходимых документов для этого, должны исходить от самого гражданина военнослужащего, а не от его непосредственного начальника или командования войсковой части по месту прохождения службы и увольнения с нее военнослужащего.

Таким образом, проанализировав исследованные в ходе судебного следствия доказательства во всей их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного истцом иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Л. отказать в удовлетворении исковых требований к Войсковой части № 32192 о признании права на участие в государственной программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010годы, и о понуждении ответчика в/ч 32190 выдать Л. государственный жилищный сертификат на получение жилья, с учетом состава семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий Ахтырский А.А.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 26.09.2011г.