Дело № 2-2234/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «13» декабря 2011 года г.Юрга Кемеровской области Юргинский городской суд Кемеровской области в составе: Председательствующего судьи Каминской О.В., при секретаре Цариковой Н.В., с участием истицы Н.Т.В., и представителя ответчика Е.А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Т.В. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов, у с т а н о в и л: Н.Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов, указав, что она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. ее родители умерли. На основании распоряжения Главы г.Юрга от 10.01.2000г. над ней оформлена опека, опекуном назначена С.Л.П. В связи с направлением ее на полное государственное обеспечение в ГОУ «Юргинский технологический колледж» с 01.10.2004г. опека снята. После окончания обучения в ГОУ «Юргинский технологический колледж» она проживает в г.Юрга, на основании договора № 201 от 03.07.2007г. ей представлено на возмездной основе койко-место в общежитии. Постановлением Главы города Юрги № 2081 от 21.12.2007г. она принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 28.10.2011г. ее очередь № 92. Вопреки требованиям ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., а также Закона Кемеровской области № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения общей площадью не менее 13 кв.м., для постоянного места проживания ей не предоставлено, что повлекло нарушение ее прав и законных интересов. Просит обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить ей вне очереди на состав семьи из одного человека по договору социального найма жилое помещение, расположенное в городе Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 13 квадратных метров. Кроме того, для защиты своего нарушенного права ею понесены расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 руб., и расходы по составлению искового заявления в размере 1000 руб., которые просит взыскать с ответчика. В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель Администрации г.Юрги Е.А.А. (по доверенности от 31.08.2011г., выданной на срок до 30.12.2011г., копия на л.д. 25) иск признала частично и пояснила, что Н.Т.В. на основании постановления Главы города Юрги № 2081 от 21.12.2007г. она принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее очередь на сегодняшний день № 50. В связи с недостаточным поступлением денежных средств, направляемых частями в течение года в виде субвенций из областного бюджета на реализации мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время Администрация г.Юрги не имеет возможности обеспечить Н.Т.В. благоустроенным жилым помещением. В муниципальном жилищном фонде социального назначения отсутствует свободное жилое помещение, расположенное в черте г.Юрги, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность предоставить истице жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм возложена на Администрацию г.Юрги Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ (в ред. от 02.06.2011г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем в этой части ею признаются исковые требования, являющиеся заведомо бесспорными, поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания судебных расходов. Администрацией г.Юрги выполняются указанные обязанности в пределах выделенных муниципальному образованию на данные цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае удовлетворения исковых требований просит установить срок для предоставления вне очереди Н.Т.В. по договору социального найма жилого помещения, расположенного в городе Юрге Кемеровской области, общей площадью не менее 13 кв.м., до 31.12.2012г. Представитель третьего лица Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения в письменной форме (л.д.27-29,30,31), указав, что в связи с отсутствием в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда, государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Данная обязанность органов местного самоуправления определена Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законом Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрен порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также расходы по реализации мер на указанные цели из областного бюджета на соответствующий финансовый год. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления, денежные средства ежегодно предусматриваются в областном бюджете и в виде субвенций на реализацию переданных государственных полномочий перечисляются в местный бюджет. Органы местного самоуправления приобретают помещения в муниципальную собственность, затем предоставляют жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Следовательно, обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления - Администрацию Юргинского городского округа Кемеровской области. Выслушав пояснения истицы Н.Т.В., представителя ответчика Е.А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Н.Т.В. исходя из следующего. Как установлено в судебном заседании, родителями Н.Т.В., *** рождения, являются Н.В.И. и Н.О.И. (л.д. 18). Н.О.И. умерла ***, Н.В.И. умер *** (л.д.16,17). На основании распоряжения Главы г.Юрга от 10.01.2000г. над Н.Т.В. оформлена опека, опекуном назначена С.Л.П. В связи с направлением Н.Т.В. на полное государственное обеспечение в ГОУ «Юргинский технологический колледж» с 01.10.2004г. опека снята (л.д.35). Таким образом, Н.Т.В. имеет статус ребенка-сироты. Постановлением Главы города Юрги № 2081 от 21.12.2007г. Н.Т.В. принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 05.09.2011г. регистрационный № 92 (л.д.32). По договору № 201 от 03.07.2007г. найма койко-места в комнате общежития от 03.07.2009г., Администрацией г.Юрги Н.Т.В. на возмездной основе предоставлено во владение и пользование до улучшения жилищных условий койко-место в комнате *** общежития по адресу: *** (л.д.15). Как усматривается из отметки о регистрации по месту жительства в паспорте Н.Т.В., она значится зарегистрированной по адресу: ***, с 13.07.2009г. (л.д. 7-8). Судом установлено, что Администрацией города Юрги Кемеровской области Н.Т.В. признана нуждающейся и принята на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 05.09.2011г. регистрационный № 92 (л.д. 32). Основания постановки истицы на учет для внеочередного получения жилого помещения сторонами не оспариваются, подтверждаются имеющимися в деле материалами. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Из ч.3 ст.11 ЖК РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п.4 ч.1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Из п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ видно, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,.. ., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания (учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 ФЗ РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ст. 7 ч.1. ФЗ РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. В соответствии с п.9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются полномочиями - в т.ч. обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчиком Администрацией города Юрги Кемеровской области не выполнены требования вышеназванных законов в части внеочередного обеспечения Н.Т.В. жилым помещением. Согласно Постановлению Юргинского городского совета народных депутатов от 17.08.2005г. № 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» с изменениями от 20.10.2010г. норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма составляет 13 кв.м. общей площади на 1 человека (л.д.40,41). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости понуждения ответчика к предоставлению истице вне очереди на состав семьи из 1-го человека по договору социального найма жилого помещения, расположенного в черте города Юрги Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, с учетом нормы предоставления жилого помещения размером не менее 13 кв.м. общей площади. На основании изложенного иск Н.Т.В. об обязании Администрации города Юрги Кемеровской области предоставить ей вне очереди на состав семьи из одного человека по договору социального найма жилое помещение, расположенное в городе Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 13 квадратных метров, подлежит удовлетворению. Поскольку в п. 2 ст. 206 ГПК РФ закреплено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая дотационный характер бюджета города Юрги, суд полагает необходимым установить срок для совершения действий ответчиком до 13.06.2012г., поскольку установление более длительного срока повлечет нарушение прав истца. Разрешая требование Н.Т.В. о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему. В силу гл. 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Распределение судебных расходов между сторонами судебного разбирательства регулируется ст. ст. 98 - 103 ГПК РФ. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов. Поскольку истицей для защиты своего нарушенного права понесены расходы по оплате и расходы по составлению искового заявления в размере 1000 руб., и квитанцией № 053824 (л.д. 5, 19), то на основании ст. 98 ГПК РФ указанные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы. Руководствуясь ст.ст. 191-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Н.Т.В. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов – удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить вне очереди Н.Т.В., *** рождения, на состав семьи из 1-го человека, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г.Юрге Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное, размером не менее 13 кв.м. общей площади. Срок совершения указанных действий Администрацией города Юрги Кемеровской области установить до 13.06.2012г. Взыскать с Администрации города Юрги Кемеровской области в пользу Н.Т.В. судебные расходы в размере 1200 руб. (одна тысяча двести руб. 00 коп.). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области. Председательствующий: О.В.Каминская Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2011г.