решение по иску об отказе в назначении трудовой пенсии



Дело № 2 – 2292/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е

председательствующего Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

с участием

истца Р.

представителя истца Г.

20 декабря 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Р. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Юрге и Юргинском районе (далее УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Юрге и Юргинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж, назначении пенсии.

Свои требования Р. мотивировала тем, что 27.07.2011 года она обратилась в УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с наличием у нее тридцатилетнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста. Решением УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе от 26.10.2011 года № 261125 в назначении пенсии ей было отказано, так как из подсчета специального стажа был исключен период работы в качестве воспитателя Муниципального учреждения «Реабилитационный центр» с 20.05.2003 года по 30.12.2003 года – 7 месяцев 12 дней по той причине, что данное учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Отказ в назначении пенсии считает незаконным и необоснованным, поскольку она работает воспитателем в указном учреждении с 17.07.1998 года до настоящего времени. 20.05.2003 года данное учреждение было переименовано в Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр», а в последствие переименовано в Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги». Все это время она работала и продолжает работать на одном и том же рабочем месте, выполняет свои трудовые обязанности на основании должностной инструкции воспитателя: осуществляет помощь в организации обучения, психологической помощи и реабилитации несовершеннолетних, организует их трудовую, познавательную и досуговую деятельность, в а также процесс самообслуживания и бытовые условия для сна, питания и досуга. Названные функции подтверждают осуществление педагогической деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом. В специальный стаж включены периоды в качестве воспитателя в МУ «Социальный приют для детей и подростков» с 17.07.1998 по 19.05.2003 года и в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги» с 30.01.2004 по 27.07.2011 года. В общей сложности с другими периодами работы специальный стаж составил 24 года 6 месяцев 05 дней. В связи с изложенными обстоятельствами считает, что трудовой стаж комиссией уменьшен неправомерно. Просит признать отказ УПФР в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить ей спорный период с 20.05.2003 года по 31.12.2003 года в льготный стаж, обязать УПФР в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области назначить ей досрочно в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией.

Представитель ответчика Г., иск не признала, пояснила, что Р. обратилась в суд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью за периоды работы до 1 ноября 1999 года определяется в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.С 1 ноября 1999 года в соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067. С 13 ноября 2002 года в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В системе обязательного пенсионного страхования Р. зарегистрирована 03 сентября 1998 года. Согласно представленным документам из специального стажа Р. исключается период работы в качестве воспитателя муниципального учреждения «Реабилитационный центр» с 20.05.2003 (дата внесения записи о переименовании учреждения в ЕГРЮЛ) по 31.12.2003 (7 месяцев 12 дней), так как учреждение «Реабилитационный центр» не поименовано Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Расширенному толкованию Списки не подлежат. Следовательно, стаж работы истца в связи с осуществлением педагогической деятельности на 27 июля 2011 года составляет 24 года 6 месяцев 5 дней, при необходимых 25 годах. Таким образом, отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав правомерен. На основании вышеизложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, опросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, перечисленных в Списке.

Согласно Списку № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитывается период работы в должности воспитателя.

Данным Списком предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, работающие в Учреждениях социального обслуживания поименованных: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Наименование «Реабилитационный центр» в списках не указано, что и послужило причиной отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно трудовой книжке Р. (копия на л.д. 4-6), она 17.07.1998 года была принята в Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» воспитателем 11 разряда.

Ответчиком не оспаривается, что Р. имеет стаж педагогической деятельности 24 года 06 месяцев 05 дней: с 15.08.1980 года по 4.07.1983 года (2 года 10 месяцев 20 дней); с 15.07.1983 года по 15.05.1985 года (1 год 10 месяцев); с 18.12.1990 года по 3.06.1998 года (7 лет 5 месяцев 16 дней); с 17.07.1998 года по 19.05.2003 года (4 года 10 месяцев 2 дня); с 30.01.2004 года по 27.07.2011 года (7 лет 5 месяцев 27 дней).

Решением комиссии УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе за 261125 от 26.10.2011 года Р. в назначении досрочной пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей (л.д. 9-11).

В льготный стаж истца не был включен период работы с 20.05.2003 по 30.12.2003 года в качестве воспитателя Муниципального учреждения «Реабилитационный центр».

В соответствии с записью в трудовой книжке истца и архивной копией распоряжения Главы г. Юрги от 31.03.2003 года № 330-р (л.д. 7), Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» был переименован в Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр». Устав МУ «Реабилитационный центр» подтверждает, что данное учреждение является правопреемником МУ «Социальный приют для детей и подростков» (л.д. 26-28). Позднее МУ «Реабилитационный центр» был реорганизован в МУ «Центр социальной помощи семье и детям», куда истица переведена с 23.01.2004 года. Распоряжением главы г. Юрги № 94 от 30.01.2004 года МУ «центр социальной помощи семье и детям» переименован в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги».

Свидетели Ю. и В. подтвердили факт совместной работы с Р. в МУ « Социальный приют для детей и подростков», МУ «Реабилитационный центр» и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги», что подтверждается записями в их трудовых книжках. Р. за весь период своей трудовой деятельности работала и продолжает работать воспитателем. Муниципальное учреждение неоднократно переименовывалось, в том числе имело наименование «Реабилитационный центр». Однако Р. продолжала работать по той же специальности и выполнять те же трудовые функции. Социальная направленность и деятельность учреждения за период с 1998 года по настоящее время не менялась.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании установлено, что Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» 20.05.2003 года было лишь переименовано в Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр». Профиль деятельности учреждения остался прежним, характер работы и должность истца не изменились, что подтверждается показаниями свидетелей, записями в трудовой книжке истца и не оспорено представителем ответчика. Истец не имела возможности влиять на процесс переименования учреждения, и законное право истца не может быть ущемлено из-за того, что учреждению было дано наименование, не предусмотренное Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд считает, что период работы истца в Муниципальном учреждении «Реабилитационный центр» с 20.05.2003 года по 29.01.2004 года должен быть включен в специальный стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а решение УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе от 26.10.2011 года № 261125 в части исключения указанного периода из подсчета специального трудового стажа, дающего истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, является незаконным. В связи с чем требования истца в части признания решения ответчика об отказе в назначении ей трудовой пенсии суд находит законными и обоснованными.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что подлежит удовлетворению и исковое требование о включении периода работы истца в Муниципальном учреждении «Реабилитационный центр» с 20.05.2003 года по 30.12.2003 года в специальный стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом включения в специальный стаж Р. спорного периода, общий льготный стаж на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд РФ составляет более 25 лет, что является достаточным для начисления ей пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

При указанных обстоятельствах оспариваемое решение УПФ РФ в г. Юрге и Юргинском районе в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является незаконным и необоснованным, а исковые требования Р.в части требования назначить досрочную трудовую пенсию по старости подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии у истца возникло с 27.07.2011 года (дня обращения в УПФ РФ с соответствующим заявлением).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области Р. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области включить Р. в льготный стаж дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей период работы с 20.05.2003 по 30.12.2003 года в качестве воспитателя Муниципального учреждения «Реабилитационный центр».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области назначить Р. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей с 27 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме принято 26.12.2011