Дело № 2–2271/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е: председательствующего судьи Можериной Н.Г. при секретаре судебного заседания Хлякиной С.В. с участием представителя истца Афонина А.В. представителя ответчика Лузика Ю.В. 23 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮргаРегионГазАвто» о запрете деятельности по перевозке грузов внутренним водным транспортом, у с т а н о в и л: Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮргаРегионГазАвто» (далее ООО «ЮргаРегионГазАвто») о запрете деятельности по перевозке грузов внутренним водным транспортом до устранения нарушений лицензионных требований о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Томской транспортной прокуратурой в период с 14 сентября по 17 октября 2011 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте. В ходе проведения проверки установлено, ООО «ЮргаРегионГазАвто», осуществляющее перевозку внутренним водным транспортом грузов на основании лицензии ВВТ-1 от 03.07.2008 № 014589, грубо нарушает законодательство о внутреннем водном транспорте, не выполняет законные требования Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Так, в нарушение ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ), требований п. 24 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям РФ» (Правил плавания), на баржах-площадках «ГП-77», ГП «202» отсутствуют: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ; свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный или единый вахтенный журнал); свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна; лицензия судовой радиостанции. В нарушение указанных выше норм на теплоходе «Сигнал-1» отсутствуют: единая книга осмотра судна, лицензия судовой радиостанции, свидетельство (сертификат) о минимальном составе экипажа, штатное расписание, приказ судовладельца о режиме работы и отдыха. Аналогичные нарушения выявлены при эксплуатации теплохода «241», а также отсутствуют правоустанавливающие документы на буксирные баржи БПА-4, СБП-151. Указанные правонарушения допускались должностными лицами и ранее, что подтверждается предписаниями Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Так, требование о запрете эксплуатации водного транспорта и устранения выявленных нарушений по предписанию № 4507 от 01.06.2011 года, выданное государственным инспектором Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Чернышевым А.И., и аналогичное требование по предписанию № 4306 от 01.06.2011 года, выданное государственным инспектором Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Токтаевым О.В., ответчиком не исполнены. Кроме того, по требованию прокуратуры должностными лицами ООО «ЮргаРегионГазАвто» не были представлены документы, свидетельствующие о соблюдении лицензионных требований по перевозке внутренним водным транспортом грузов, а именно: заверенные копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей, копии договора на исполнение водного объекта для стоянки флота в зимний и летний период, копия договора землеотвода под базу отстоя флота, копия договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов (с документами об образовании и стаже работы), должностного лица, ответственного за осуществление перевозок опасных грузов (с документами об образовании и стаже работы), копия плана оп предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Более того, в нарушение требований ст. 16 КВВТ РФ судна «ГТ-81», «ГП-71», «ГП-201» в Государственном судовом реестре не зарегистрированы. 08.09.2001 года на 3 км протока Канерская р. Обь с Теплоходом «Сигнал-1» и двумя баржами «ГП-77», ГП «202» произошло транспортное происшествие, капитан-механик Тютяков Р.В. во время маневра осуществил удар баржей «ГП-77» о подводный предмет, чем нарушил требования п.п. 15, 23 Правил плавания. Указанные выше нарушения требований законодательство о безопасности на внутреннем водном транспорте, а также нарушение лицензионных требований, предъявляемых к судовладельцам, используемым суда при перевозке грузов внутренним водным транспортом, может повлечь негативные последствия, в том числе гибель людей, повреждения судов. Эксплуатация судов в данном техническом состоянии, в отсутствии регистрационных и судовых документов, технического освидетельствования недопустима. Таким образом, эксплуатация буксирных теплоходов «292», «Сигнал-1», «241» и баржей «ГП-77», ГП «202», ГТ «81» не отвечает требованиям безопасности судоходства, пожарной безопасности, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни пассажиров, пользующихся услугами данной паромной переправы. На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 1065 ГК РФ, ст. 14, 16, 34 КВВТ, п. 24, Правил плавания, п. п. 4, 5 Положения о перевозке грузов и пассажиров на внутреннем водном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» прокурор просит запретить ответчику осуществлять деятельность по перевозке грузов внутренним водным транспортом на буксирных теплоходах «292», «Сигнал-1», «241» с использованием баржей «ГП-77», ГП «202», ГТ «81» теплоходе «252» до устранения нарушений лицензионных требований о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте. Представитель истца – помощник Юргинского межрайонного прокурора Афонин А.В., действующий на основании поручения Томского транспортного прокурора (л.д. 123) поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, так как недостатки, выявленные в ходе прокурорской проверки, не устранены до настоящего времени. Представитель ответчика - ООО «ЮргаРегионГазАвто» по доверенности Лузик Ю.В. исковые требования признал и пояснил, что действительно при проведении проверок принадлежащих ответчику судов, были выявлены недостатки, отраженные в исковом заявлении, выдавались предписания, в которых, указаны сроки для устранения выявленных недостатков. Томской транспортной прокуратурой была проведена проверка. Поэтому заявленных исковых требований он не оспаривает. В настоящее время уже начата работа по устранению недостатков и к началу навигационного периода все недостатки будут устранены. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 03.07.2008 года серии ВВТ-1 № 014589 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов ООО «ЮргаРегионГазАвто» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке грузов водным транспортом на самоходных судах, в том числе «Сигнал-1», «292», «241», «54» и несамоходных судах, в том числе «ГП-77», «ГП-71», ГП «202», ГТ «81», БПА-4, СБП-151, арендуемых им у ИП Лузика С.В. (л.д. 42, 43, 44). Томским транспортным прокурором в период с 14 сентября по 17 октября 2011 года в результате проверки установлено несоблюдение ответчиком законодательства о внутреннем водном транспорте, выразившееся в несоблюдении требований обеспечения безопасности судоходства, что послужило основанием для обращения с рассматриваемым иском в суд. Согласно Положению о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок внутренним водным транспортом, в частности являются: соблюдение правил перевозки грузов на внутреннем водном транспорте. В соответствии с п. 1 ст. 34 КВВТ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Он обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов. За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. В соответствии со ст. 14 КВВТ, п. 24 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129 на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:1) свидетельство о праве собственности на судно; 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; 3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 6) судовое санитарное свидетельство; 7) единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; 9) лицензия судовой радиостанции; 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна. На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом. Как следует из материалов дела, при проверке установлено, что при эксплуатации ответчиком водного транспорта отсутствовали судовые и регистрационные документы, которые в обязательном порядке должны находиться на судне, а именно, на баржах-площадках «ГП-77», ГП «202» отсутствовали: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ; свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный или единый вахтенный журнал); свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна; лицензия судовой радиостанции. На теплоходе «Сигнал-1» отсутствовали: единая книга осмотра судна, лицензия судовой радиостанции, свидетельство (сертификат) о минимальном составе экипажа, штатное расписание, приказ судовладельца о режиме работы и отдыха. На теплоходе «241» отсутствовали: лицензия судовой радиостанции, свидетельство (сертификат) о минимальном составе экипажа, а также отсутствуют правоустанавливающие документы на буксирные баржи БПА-4, СБП-151 (л.д. 54-56). Указанные нарушения и ранее допускались должностными лицами ООО «ЮргаРегионГазАвто», о чем свидетельствуют представленные суду предписания за № 4301 от 27.05.2010 года, за № 4302 от 28.05.2010 года, за № 4507 от 11.06.2010 года, за № 4606 от 18.06.2010 года, за № 4511 от 13.07.2010 года, за № 4510 от 14.07.2010 года, за № 4309 от 20.09.2010 года, за № 4506 от 30.05.2011 года, за № 4305 от 30.05.2011 года, за № 4306 от 01.06.2011 года, за № 4507 от 01.06.2011 года, за № 4101 от 11.07.2011 года за № 4312 от 08.09.2011 года (л.д.60, 61, 64, 67, 70, 73, 86, 88, 93, 94, 101, 102, 106, 111), а также постановления об административном правонарушении по ст. 11.13 ч.1 КоАП РФ (л.д. 58-59, 62, 68, 95-96) и решение Арбитражного суда Кемеровской области о привлечении ответчика к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ. Пунктом 5 Положения о перевозке грузов на внутреннем водном транспорте установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются неоднократное (2 раза и более) нарушение лицензионных требований и условий, установленных п.п. «а, в, з, и» п. 4 Положения (соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, соответствие каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения с судов сточными водами и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с КВВТ, наличие на каждом судне договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей; наличие на каждом судне судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ. В соответствии с ч. 2 ст. 34 КВВТ судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении лицензионных требований по перевозке внутренним водным транспортом грузов, а именно: заверенные копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей, копии договора на исполнение водного объекта для стоянки флота в зимний и летний период, копия договора землеотвода под базу отстоя флота, копия договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов (с документами об образовании и стаже работы), должностного лица, ответственного за осуществление перевозок опасных грузов (с документами об образовании и стаже работы), копия плана оп предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (требования прокуратуры на л.д. 49, 50, 51,52). В соответствии со ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов РФ. Однако в нарушение указанной нормы судна ГТ-81, ГП-71, ГП-201 в Государственном судовом реестре не зарегистрированы (л.д. 54-56). Анализ вышеприведенных документов и нормативно-правовых актом и законов, позволяет суду прийти к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждения факт допущения ООО «ЮргаРегионГазАвто» грубых нарушений лицензионных требований, предъявляемых к перевозкам грузов на внутреннем водном транспорте. Кроме того, 08.09.2001 года на 3 км протока Канерская р. Обь с Теплоходом «Сигнал-1» и двумя баржами «ГП-77», ГП «202» произошло транспортное происшествие, капитан-механик Тютяков Р.В. во время маневра осуществил удар баржей «ГП-77» о подводный предмет, чем нарушил требования п.п. 15, 23 Правил плавания (л.д. 56). Согласно ст. 39 КВВТ судовладелец обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов, обеспечить экологическую безопасность при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами. За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 34 КВВТ РФ). С учетом вышеизложенных норм права и установленных в судебном заседании обстоятельств, следует, что эксплуатация ответчиком арендованного водного транспорта на протяжении длительного времени осуществляется с нарушением требований о безопасности на внутреннем водном транспорте, лицензионных требований, предъявляемых к судовладельцам, используемым суда при перевозке грузов внутренним водным транспортом. Невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия, в том числе гибель людей, повреждения судов. Эксплуатация судов в данном техническом состоянии, в отсутствии регистрационных и судовых документов, технического освидетельствования недопустима. Таким образом, эксплуатация буксирных теплоходов «292», «Сигнал-1», «241» и баржей «ГП-77», ГП «202», ГТ «81» не отвечает требованиям безопасности судоходства, пожарной безопасности, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни пассажиров, пользующихся услугами данной паромной переправы. При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Томского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮргаРегионГазАвто» о запрете деятельности по перевозке грузов внутренним водным транспортом удовлетворить. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «ЮргаРегионГазАвто» осуществлять деятельность по перевозке грузов внутренним водным транспортом на буксирных теплоходах «292», «Сигнал-1», «241» с использованием баржей «ГП-77», ГП «202», ГТ «81» теплоходе «252» до устранения нарушений лицензионных требований о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЮргаРегионГазАвто» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Мотивированное решение в окончательной форме принято 28.12.2011