Решение о признании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным.



Дело № 2- 154/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е

Председательствующего судьи Ивановой Л.А.,

с участием представителя истца С.Э.Т.С.Г.П.,

при секретаре судебного заседания Иваницкой М.В.,

19 января 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Э.Т. к У.С.З. о признании решения У.С.З. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным,

у с т а н о в и л

Истица С.Э.Т. обратилась в Юргинский городской суд с иском о признании незаконным решения У.С.З. об отказе в предоставлении ей, как реабилитированному лицу, меры социальной поддержки в виде проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов. Просит обязать У.С.З. устранить допущенное нарушение, взыскать в ее пользу денежную компенсацию расходов за проезд железнодорожным транспортом от *** и обратно в сумме ***., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере *** (л.д. 2-3).

Истица С.Э.Т. в судебное заседание С.Э.Т. не явилась по состоянию. здоровья, уведомила письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 13).

В судебном заседании представитель истца С.Э.Т.С.Г.П., действующий на основании доверенности от *** (л.д. 10), поддержал требования истицы и мотивировал их следующим. На его супругу С.Э.Т. согласно свидетельству и справке о реабилитации от *** распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные п.5 ч. 1 ст. *** от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» - проезд один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов. Кроме того, она является инвалидом 2-ой группы. Жена по состоянию здоровья нуждается в санаторном лечении, но путевки выделяют раз в три года, поэтому она самостоятельно ездит на лечение. Так, в *** она ездила в ***. Стоимость железнодорожного проезда от *** до *** и обратно составила согласно прилагаемым билетам ***

*** истица обратилась с письменным заявлением в УСЗН Администрации *** о выплате, как реабилитированному лицу, компенсации за проезд железнодорожным транспортом в сумме *** но ей было отказано. С чем она не согласна. С подобными исками С.Э.Т. уже обращалась в Юргинский городской суд – *** *** и ее требования были полностью удовлетворены. Согласно ст. 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» от ***, реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статья 2 ч. 1 п.*** от *** *** «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» предусматривает проезд один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов. Поэтому, истица, обладая статусом реабилитированного лица, имеет право на бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, и отказ У.С.З. является незаконным.

С.Э.Т. считает, что незаконными действиями ответчика по невыплате расходов за проезд ей причинен моральный вред. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц. Действиями должностных лиц У.С.З. за неоднократный незаконный отказ в предоставлении реабилитированному лицу меры социальной поддержки ей причинены физические и нравственные страдания. Она испытывает эмоциональные переживания, унижение, подавленность. Приходится обращаться в суд, от переживаний ухудшается здоровье, начинаются приступы стенокардии, повышается артериальное давление, сахар в крови. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он просит признать незаконным решение УСЗН Администрации *** от *** об отказе в предоставлении С.Э.Т. меры социальной поддержки в виде проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов, обязать ответчика устранить допущенное нарушение и взыскать денежную компенсацию расходов за проезд железнодорожным транспортом от ст. *** до *** и обратно в сумме согласно билетам *** понесенных ею в *** а также взыскать компенсацию морального вреда в размере ***

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации ***С.Н.С., действующая на основании доверенности *** от *** (л.д. 11), в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть данное дело в отсутствие представителя У.С.З.. Представила следующие возражения на исковое заявление С.Э.Д.. Согласно ст. 16 Закона РФ от *** «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с Законами субъектов РФ. Согласно п.п.5 п.1 ст.*** от *** *** «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированное лицо имеет право на бесплатный проезд по территории РФ (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, или водным, воздушным, междугородным автомобильным транспортом со снижением стоимости проезда на 50%. Но в связи с тем, что с *** С.Э.Т. была назначена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ) как инвалиду II группы (она была включена в единый реестр федеральных льготников), то компенсация выплат её мер социальной поддержки идет из федерального бюджета. Гражданам, являющимся инвалидами, меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от *** № 181 -ФЗ за счет средств федерального бюджета.

В целях дополнительной поддержки инвалидов, проживающих на территории ***, за счет средств областного бюджета законами *** от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и от *** ***-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов» установлено право на бесплатный проезд городским транспортом и на автомобильном транспорте в пригородном сообщении, а также с *** 50% скидка со стоимости проезда на автомобильном транспорте междугороднего сообщения по территории *** в течение года. С.Э.Т. получает назначенную ей, как инвалиду, ежемесячную денежную выплату. В соответствии с п. 7 ст. 28.1. Федерального Закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от *** № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В соответствии со ст. 6.2. ФЗ «О государственной социальной помощи» - в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в частности, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Следовательно, став инвалидом, С.Э.Т. приобрела наряду с другими мерами социальной поддержки в натуральном выражении соответствующую льготу по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Положениями статьи 31 Федерального закона от *** № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной поддержки). Следовательно, у С.Э.Т. в связи с получением инвалидности, появилось право выбора соответствующей меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 3 ст. 6.3. Федерального закона от *** № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявление в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ, осуществляющего ему ежемесячную денежную выплату. Причем такой отказ допускается в полном объеме. С.Э.Т. воспользовалась своим правом, предоставленным ей ст. 31 ФЗ от *** «О социальной защите инвалидов в РФ» на выбор меры социальной поддержки, избрав для себя меру социальной защиты, установленную ей указанным законом как федеральному льготнику. До *** в соответствии со статьей 30 Федерального закона от *** № 181-ФЗ инвалидам предоставлялась 50% скидка со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта в период *** и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. С *** положения статьи 30 данного Закона признаны утратившими силу Федеральным законом от *** № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...». По смыслу положений статей новой редакции Закона № 181-ФЗ от *** можно сделать вывод, что в данном случае вместо натуральной безденежной льготы инвалид получает ежемесячную денежную выплату, предоставляющую ее денежный эквивалент. Вышеуказанные нормативные акты не предусматривают возможности суммирования мер социальной поддержки и предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случаях, когда их получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки, включая денежную выплату за счет средств федерального бюджета. Финансирование мер социальной поддержки предусматривается на каждый финансовый год и утверждается Законом об областном или о федеральном бюджете соответственно. Ежегодно до У.С.З. доводятся лимиты бюджетных обязательств на планируемый объем предоставления мер социальной поддержки, и отслеживается их исполнение. Поэтому предоставить меру социальной поддержки (а компенсация проезда является одной из мер социальной поддержки) за определенный календарный год в добровольном порядке невозможно, так как это будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных на предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан на определенный календарный год. Т.о., доводы искового заявления не обоснованы. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований С.Э.Т. отказать в полном объеме (л.д. 16, 17-19).

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что требования, заявленные С.Э.Т., подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 предусматривает, что к таким решениям относятся коллегиальные и единоличные решения в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании было установлено, что согласно удостоверению ***, выданного *** ***, С.Э.Т. имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 7).

Копией справки от ***, выданной С.Э.Т. Ш.Э.Т. ***, подтверждается, что она проживала на спецпоселении с матерью Ш.П.Е. и реабилитирована на основании ст.1.1, п. «в» ст. 3 Закона РСФСР от *** «О реабилитации жертв политических репрессий» ( л.д. 8).

Согласно данным справки серии *** ***, выданной ***, С.Э.Т. является инвали*** группы по общему заболеванию, бессрочно и имеет право на льготы, установленные ФЗ от *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 21-22).

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) по *** и ***, С.Э.Т. является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории инвалиды на основании п. 1 ст. 28.1. ФЗ от *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере *** с удержанием соцпакета в размере *** (л.д. 20).

*** С.Э.Т. обратилась с письменным заявлением в Управление социальной защиты населения Администрации *** о предоставлении ей меры социальной поддержки по выплате компенсации за проезд железнодорожным транспортом *** Но *** в предоставлении данной компенсации ей было отказано со ссылкой на то, что нормативные акты не предусматривают возможного суммирования мер социальной поддержки и предоставление их одновременно по нескольким основаниям в случаях, когда их получатель учтен в федеральном регистре и пользуется всем комплексом мер социальной поддержки, включая денежную выплату, за счет средств федерального бюджета. Кроме того, финансирование мер социальной поддержки за счет средств как областного, так и федерального бюджетов предусматривается на каждый финансовый год и утверждается Законом об областном или о Федеральном бюджете соответственно. Ежегодно до Управления доводятся лимиты бюджетных обязательств на планируемый объем предоставления мер социальной поддержки, и отслеживает их исполнение (л.д. 6).

С.Э.Т., обращаясь с иском в суд, просит признать незаконным указанное решение У.С.З. от *** об отказе в предоставлении ей меры социальной поддержки в виде оплаты проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов, предусмотренной *** от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также обязать ответчика выплатить в ее пользу денежную компенсацию расходов за проезд железнодорожным транспортом от ст. Юрга-2 до *** и обратно в сумме ***, понесенных ею ***

В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации от *** «О реабилитации жертв политических репрессий» С.Э.Т. является реабилитированным лицом. Ст. 16 данного закона предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ст. 2 п. *** от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» устанавливает конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц, в п. 5 предусмотрена мера социальной поддержки в виде проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов или водным, воздушным, междугородным автомобильным транспортом (кроме такси) со снижением стоимости проезда на 50 процентов.

Согласно ст. 6.3 Федерального закона от *** № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4

пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях,

учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с *** по *** не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны,

на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Таким образом, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на реабилитированных лиц не распространяется.

Согласно ст. 6.2 п. 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются услуги на предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, анализируя приведенные нормы законов, суд делает вывод о том, С.Э.Т., обладая статусом реабилитированного лица, в соответствии с объемом, предоставленных ей льгот, имеет право на проезд один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов или водным, воздушным междугородным автомобильным транспортом (кроме такси) со снижением стоимости проезда на 50 %.

Как инвалиду истцу предоставляется бесплатный проезд пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. С момента приобретения права на указанную меру социальной поддержки и на момент вынесения решения, истица указанной льготой не пользовалась.

Судом установлено, что истец получает назначенную ей, как инвалиду, ежемесячную денежную выплату, с удержанием из суммы размера стоимости социальных услуг, которые истица по ее решению получает в натуральном выражении.

Однако суд пришел к выводу, что указанные меры социальной поддержки не являются одной и той же мерой социальной защиты и доводы ответчика, основанные на ст. 31 Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой не предусматривается возможности суммирования мер социальной поддержки и предоставление их одновременно по нескольким основаниям и истец, пользующаяся соответствующей мерой социальной поддержки по одному основанию – как инвалид, утратила право на получение соответствующей меры социальной поддержки по иному основанию – как лицо, пострадавшее от политических репрессий, не основаны на законе.

В судебном заседании установлено, что С.Э.Т. железнодорожным транспортом выехала со *** *** в *** и *** таким же образом приехала обратно. Стоимость билета составила ***. в одну сторону и *** обратно (копии проездных билетов на л.д. 9).

Данные расходы истице не возмещены до сих пор, ответчик незаконно отказал С.Э.Т. в денежной компенсации этих расходов и обязан устранить данное нарушение.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со ст. 2 ч. 1 п. *** от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», суд взыскивает с Управления социальной защиты населения Администрации *** в пользу С.Э.Т. денежную компенсацию указанных расходов в общей сумме *** (***).

Кроме того, истица С.Э.Т. просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере ***

В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федеральных законов от *** № 197-ФЗ от *** № 4-ФЗ) – убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом РФ порядке.

Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как следует из положений ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Суд пришел к выводу, что исковые требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что иск, заявленный С.Э.Т., основан и вытекает из нарушения ее личных имущественных прав – о взыскании с ответчика денежной компенсации понесенных истцом расходов за проезд.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования С.Э.Т. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение У.С.З. от *** об отказе в предоставлении С.Э.Т. меры социальной поддержки в виде проезда один раз в год (туда и обратно) по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом со снижением стоимости проезда на 100 процентов, предусмотренной Законом Кемеровской области от *** ***-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Обязать У.С.З. выплатить в пользу С.Э.Т. денежную компенсацию расходов за проезд железнодорожным транспортом от *** до *** и обратно в сумме *** понесенных С.Э.Т. в ***.

В удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере *** С.Э.Т. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись (Иванова Л.А.)

Решение в окончательной форме принято 23 января 2012 г..