Дело № 2-158/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.Юрга 20 января 2012г. Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е: председательствующего Ахтырского А.А., при секретаре Гусевой Н.К., с участием пом. прокурора Билык Н.А., представителей ответчика Поповой А.С., Ковалева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России «Юргинский» о понуждении к совершению действий, направленных на приведение в соответствие требований закона изолятора временного содержания Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский», УСТАНОВИЛ Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Юргинский» о понуждении к совершению действий, направленных на приведение в соответствие требований закона изолятора временного содержания Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский» (л.д. 2-6). Заявленные прокурором исковые требования мотивированы следующим: Юргинская межрайонная прокуратура, в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона № 168-ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Юргинский». Проводимыми проверками Юргинской межрайонной прокуратурой систематически выявляются нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации, касающегося порядка содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также отбывающих административный арест, допускаемых в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский». Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 23 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», МВД Российской Федерации 22 ноября 2005г. издан приказ № 950, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила). Указанные Правила регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. № 950, указано, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. Статьями 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами, установлено проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых продолжительностью не менее одного часа; не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей; ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Однако, ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» располагается в подвальном помещении трехэтажного здания, которое было выстроено в 1955 году. Помимо этого, на территории ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» отсутствует прогулочный дворик, оборудованный скамейками для сидения и навесами от дождя. Более того, прогулки лиц, содержащихся в ИВС, осуществляются три раза в неделю, чем нарушено требование ст. ст.17, 31 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.п. 43-45, 47 Правил, в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии. В ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» отсутствуют необходимые для осуществления жизнедеятельности и обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых помещения: санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, медицинский изолятор для больных, комната для свиданий. Все доставленные в ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский для содержания лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, а их вещи не дезинфицируются. Подозреваемые и обвиняемые лишены возможности реализовать свое право на встречу с родственниками. Помимо этого, в нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются для индивидуального пользования спальными местами. Не все камеры ИВС оборудованы: скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей, кнопкой для вызова дежурного, динамиком для вещания государственных программы. Имеющиеся в камерах санитарные узлы оборудованы с нарушением необходимых требований приватности. Две камеры не имеют сантехнического оборудования. Дневная освещенность в камерах ИВС плохая из-за подвального расположения помещения ИВС. Также не достаточно освещены камеры электрическим светом. В камерах краны расположены только с подачей холодной воды. Помимо этого, в августе 2010 года была проведена прокуратурой комплексная проверка условий содержания ИВС совместно с представителем государственной пожарной безопасности, по результатам которой, прокуратурой было внесено представление в адрес начальника ГУВД по Кемеровской области об устранении причин нарушения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по г. Юрге. Однако, на сегодняшний день так и не устранены указанные недостатки, а именно внутренние двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, что является нарушение правил пожарной безопасности. В соответствии с ответом ГУВД по Кемеровской области, невозможно устранить указанное нарушение, то есть реконструировать открывание двери наружу, так как имеется узкий проход, ведущий на лестницу. В нарушение положений о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003г. № 626, тип учреждения - ИВС МОВД «Юргинский» не предназначен для содержания лиц, отбывающих административное наказание, так как не соответствуют установленным нормам Федерального закона Российской Федерации и не соответствует Положению о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года за № 626 «Об утверждении положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». В соответствии с требованием ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, задержанные лица за административное правонарушение должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке - специальные помещения. Однако лица, в отношении которых судом было назначено наказание в виде административного ареста за совершение правонарушения, содержатся в камерах помещения изолятора временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский», где также в других камерах содержатся подозреваемые, обвиняемые за совершение преступлений. В нарушение требований ст.ст. 8, 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», лишены права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Несмотря на вышеперечисленные нарушения прав лиц, содержащихся под стражей в условиях ИВС, руководство Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» бездействует. Руководством Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» не предпринято мер к проведению условий и порядка содержания, материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Указанные нарушения влекут грубое нарушение предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» в качестве обвиняемых, подозреваемых и отбывающих административный арест, а также затрагивают интересы Российской Федерации, заключающиеся в неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан, а также соблюдение иного действующего федерального законодательства. Исходя из положений ст.ст. 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации является возможным осуществление защиты нарушенных прав в судебном порядке путем обязывания ответчика произвести определенные действия. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. На основании изложенного, согласно ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, прокурор находит возможным в судебном порядке требовать устранения допущенных нарушений жилищных прав истца и просит суд: Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Юргинский» привести в соответствие требованиям закона изолятор временного содержания (ИВС) Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский»: оборудовать в ИВС: комнатой для свиданий; медицинский изолятор для больных; санитарный пропускник с дезинфекционной камерой; скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей; кнопкой для вызова дежурного; санитарными узлами с соблюдением требований приватности; все камеры динамиком для вещания общегосударственных программ. Оборудовать на территории ИВС Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский» прогулочный дворик со скамейками для сидения и навесами от дождя. Обеспечить подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и лиц, отбывающих административный арест в ИВС Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский»: в камерах ИВС индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, постельным бельем, полотенцем. Установить, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.05.2012г. Помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Билык Н.А. в судебном заседании поддерживает заявленные прокурором требования, также пояснив, что руководством ответчика проводится работа по приведению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС современным требованиям, частично устраняются имеющиеся недостатки, но прокуратура настаивает именно на полном удовлетворении заявленных исковых требований, т.е. относительно понуждения ответчика устранить полностью все указанные в настоящем исковом заявлении нарушения, поскольку те меры, которые, как указывают представители ответчика, принимались в этом направлении, полагает, недостаточны, т.к. не являются полными и соответствующими требованиям закона. Так, в отношении постельного белья - по последним сведениям, в ИВС имеется постельное белье, но не выдается содержащимся там лицам; имеется прогулочный дворик, но не оборудован навесами от дождя и скамейками, прогулки проводятся не ежедневно; радиоприемники закуплены, однако, в силу требований закона, они не могут заменить требуемые по закону динамики на каждую камеру; в камерах нет скамеек по лимиту численности содержащихся лиц; санузлы в камерах хотя и прикрыты специальными занавесками, однако, полагает, это не соответствует требованиям о приватности в полной мере; в камерах имеются полки для личных принадлежностей, но отсутствуют шкафы, которые должны быть в силу закона, и т.п. А кроме того, согласно представленных представителями ответчика сведений, строительство нового помещения ИВС, где могли бы быть предусмотрены все условия, которые требуются по закону, ранее было запланировано на 2013 год, а из озвученной в настоящем судебном заседании информации, этот срок уже перенесен на 2014г., а лица, содержащиеся в ИВС, находятся там уже сейчас, т.е. нарушаются их права уже сейчас, что недопустимо по действующему законодательству Российской Федерации, и дает основания для защиты их прав в международных судебных инстанциях. Представитель ответчика МО МВД России «Юргинский» Попова А.С., действующая на основании доверенности *** от *** (л.д. 22), заявленные прокурором исковые требования не признала, пояснила, что в силу ст. 48 Федерального закона «О полиции», финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет бюджета. В т.ч. и финансирование деятельности ИВС осуществляется за счет бюджета. И исходя из имеющегося финансирования проводится работа по приведению ИВС в соответствие требованиям закона. В этом направлении МО МВД России «Юргинский» проводится планомерная работа по соблюдению федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. При поступлении достаточного финансирования при строительстве нового здания ИВС будет проводиться работа по улучшению условий содержания данного контингента. Однако в настоящее время таковое финансирование явно недостаточно для проведения всего комплекса мер, указанного прокуратурой в настоящем исковом заявлении. Поэтому, полагает, вины ответчика в этом нет и соответственно, не может на ответчика налагаться какая-либо ответственность. Также представитель ответчика Попова А.С. пояснила, что в настоящее время решен вопрос о выделении земельного участка под строительство нового ИВС, сделана заявка в проектную организацию на изготовление проекта, идет подготовка строительной документации. Также готовится смета на строительство (т.е. точных данных о суммах необходимого финансирования еще нет, т.к. смета только еще готовится, известны только примерные цифры). На базе существующего помещения ИВС выполнить все требования прокурора невозможно, а также невозможно это сделать в поставленные прокуратурой сроки. Представитель ответчика МО МВД России «Юргинский» Ковалев С.Н., действующий по доверенности *** от *** (л.д. 47), также пояснил, что он является и.о. начальника ИВС МО МВД России «Юргинский», в последнее время руководством ведется работа по выполнению предписаний прокуратуры по приведению условий содержания подозреваемых и обвиняемых, административно арестованных лиц требованиям закона. Так, закуплены столовые принадлежности, постельные принадлежности, мед.оборудование, лицензирован мед. кабинет, закуплены радиоприемники для радиовещания в камерах, полностью решен вопрос о трехразовом питании, закуплен холодильник для хранения продуктов питания из поступающих передач спецконтингенту и т.п. В ближайшее время должен решиться вопрос об обеспечении содержащихся в ИВС лиц постельным бельем, т.к. основной вопрос в этом – негде стирать это белье, поэтому заключен договор с банно-прачечным учреждением и в ближайшие дни белье будет выдаваться. Также в ИВС оборудована комната для свиданий, однако из-за необходимости исключения возможности передачи содержащимся в ИВС лицам запрещенных предметов, контакт во время свиданий там перекрыт плотно прилегающим оргстеклом. Санузлы обеспечены требованиями приватности – специальными задвигающимися шторками, как это устроить по-другому – в данных условиях не представляется возможным. И площади в существующем ИВС не позволяют выполнить ряд требований прокурора. Что касается возможности содержания административно арестованных в данном ИВС – другого специального помещения в г.Юрге вообще нет, поэтому административно арестованные содержатся в другом крыле от основного состава лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Есть в ИВС камеры без санузлов и камеры с отсутствием естественного освещения, но в настоящее время в этих камерах люди не содержатся вообще. Также штатная численность работников ИВС не позволяет в должной мере обеспечить выполнение всех требований прокурора. Неоднократно перед руководством ГУВД ставились вопросы об увеличении штатной численности, однако этот вопрос не решился, а наоборот, в связи с реформированием системы органов внутренних дел штатная численность Юргинского ИВС еще больше сокращена. Также в судебном заседании были допрошены свидетели ответчика Д.А.И. и П.А.Н., которые подтвердили доводы представителей ответчика. Д.А.И. (командир ОВО КО МО МВД России «Юргинский») пояснил, что в настоящее время руководимое им подразделение помимо основной работы по конвоированию спецконтингента вынуждено еще осуществлять помощь штатным сотрудникам ИВС по охране спецконтингента во время прогулок и т.д. Т.е. штатной численности не хватает для основной работы, тем более, нет возможности обеспечить увеличение продолжительности прогулок спецконтингента. П.А.Н. (ст. инспектор отдела охраны и конвоирования ГУВД по ***) также пояснил, что действительно, имеются свои особенности и недостатки работы Юргинского ИВС и других ИВС на территории ***, что связано с недостаточным финансированием этой работы из разных уровней бюджетов. Так, на 2011г. была заявка на финансирование на 27 миллионов рублей, фактически поступило 6 миллионов рублей… Здание ИВС в *** построено в 50-х годах, на тот период соответствовало предъявлявшимся к подобного рода сооружениям требованиям. В настоящее время существующие площади в Юргинском ИВС не позволяют в полной мере выполнить все требования прокурора. Так, например, если обеспечить в камерах койко-места и скамейки по лимиту численности, то придется заменить имеющиеся деревянные настилы (ныне существующие спальные места), что приведет к еще большему уменьшению полезных площадей. И из бесед со спецконтингентом свидетелю известно, что данные лица в большинстве своем возражают против такой замены. Строительство нового здания ИВС в *** изначально планировалось на 2013г., но в настоящее время известно, что сроки строительства сдвинуты на 2014 год. Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 23 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от *** №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В соответствии со статьей 16 этого же Федерального закона, МВД Российской Федерации 22 ноября 2005г. издан приказ № 950, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Указанные Правила регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. № 950, указано, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. Статьями 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 134-138 Правил, установлено проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых продолжительностью не менее одного часа; не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей; ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных иг*** проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. П.143 Правил предписывается необходимость специально оборудованных помещений для свиданий подозреваемых, обвиняемых с родственниками и иными лицами. Также нормы Раздела II Правил регламентируют обязательность санитарных и дезинфекционных мероприятий в отношении вновь поступающих в СИЗО лиц. Нормой ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ установлено, что Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Нормой ч. 2 ст. 27.6 КоАП РФ установлено, что условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации. Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 627 от 15.10.2003г., определяется порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании указанных норм закона, а также иных нормативных документов, регулирующих порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, суд находит обоснованными требования прокурора, заявленные в рамках настоящего искового производства. При этом доводы представителей ответчика относительно недостаточности финансирования… о невозможности создать все необходимые условия для спецконтингента на базе имеющегося помещения ИВС МО МВД России «Юргинский» (недостаток площадей и недостатки отдельных конструктивных решений помещения виден также и из схемы на л.д. 16) постройки 50-х годов… суд находит не вполне убедительными, поскольку представляются разумными доводы прокурора о том, что строительство нового здания ИВС планируется на 2014г. (л.д. 44) лица, содержащиеся в ИВС, находятся там уже сейчас… нормы законодательства, регулирующие данные правоотношения, также действуют уже в настоящий момент, а права лиц, содержащихся в ИВС, нарушаются соответственно, также в настоящий момент, что недопустимо по действующему законодательству Российской Федерации, и дает основания для защиты их прав в международных судебных инстанциях. Вместе с тем, суд находит, что руководством МО МВД России «Юргинский» хотя и проводится определенная работа в том направлении, чтобы улучшить условия содержания «спецконтингента» в ИВС и привести ИВС в соответствие требованиям закона, о чем свидетельствует представленная в деле переписка с прокурором и с ГУВД по ***, сводящаяся к представлениям на получение дополнительного финансирования, увеличение штатной численности сотрудников ИВС (л.д. 8-10, 11-13, 14-15,17, 18-20, 39, 40-44, 45, 46), также закупается по мере поступления финансирования необходимый инвентарь, производятся необходимые работы (л.д. 23-35), тем не менее, по мнению суда, весь комплекс этих мер в совокупности представляется не вполне достаточным. Так, из пояснений представителей ответчика следует, что до настоящего времени еще не существует обоснованной сметы на проведение всего комплекса работ по приведению условий содержания в ИВС подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а равным образом, создания условий для содержания административно задержанных лиц, в соответствие всем требованиям закона. Также не существует сметы с обоснованием полного размера требуемого финансирования строительства нового здания ИВС, отвечающего всем современным требованиям, не закончены проектные работы в этом направлении. Соответственно, ответчиком не разработан весь комплекс мер, направленных на исправление существующего положения дел в данных спорных правоотношениях. Таким образом, суд находит необходимым удовлетворить требования прокурора полностью. Поскольку в суде сторонами не оспаривается факт того, что все указанные прокурором в исковом заявлении действия, к совершению которых установлена необходимость в судебном порядке понудить ответчика, находятся в непосредственной компетенции ответчика – МО МВД России «Юргинский», в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда. Вместе с тем, по мнению суда, срок, предложенный прокурором в исковом заявлении (до 01.05.2012г.), не отвечает требованиям разумности и реальной выполнимости, а также учитывая объективные заслуживающие внимания обстоятельства, как-то необходимость формирования бюджета с учетом финансирования затрат на устранение недостатков, суд считает целесообразным установить такой срок в разумных пределах - до 1 ноября 2012 года. Прокурор при подаче согласно п/п 9 п.1 ст.333.36 НК РФ, освобожден от уплаты госпошлины при рассмотрении настоящего дела, а в силу п/п 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от оплаты госпошлины, в связи с чем суд не находит оснований для возмещения сторонами судебных издержек в виде госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Юргинский» привести в соответствие требованиям закона изолятор временного содержания (ИВС) Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский»: 1) оборудовать в ИВС: - комнатой для свиданий; - медицинский изолятор для больных; - санитарный пропускник с дезинфекционной камерой; - скамейками по лимиту мест в камере; - шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей; - кнопкой для вызова дежурного; - санитарными узлами с соблюдением требований приватности; - все камеры динамиком для вещания общегосударственных программ. 2) Оборудовать на территории ИВС Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский» прогулочный дворик со скамейками для сидения и навесами от дождя. 3) Обеспечить подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и лиц, отбывающих административный арест в ИВС Межмуниципального отдела внутренних дел РФ «Юргинский»: в камерах ИВС индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, постельным бельем, полотенцем. Установить Межмуниципальному отделу внутренних дел РФ «Юргинский» срок для совершения вышеуказанных действий – не позднее 01 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения в окончательной форме. Председательствующий Ахтырский А.А. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 26.01.2012г.