решение об удовлетворении исковых требований



Дело № 2-1139/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего Королько Е.В.,

при секретаре Цариковой С.В.,

с участием:

представителя истца Дзик О.А.,

представителя ответчика Вахрамеева А.А.

06 июля 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Юргинский» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юргинский» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, просит суд понудить ООО «Юргинский» организовать санитарно-защитную зону в установленном порядке скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***, установить границу санитарно-защитной зоны скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***, установить ответчику срок для проведения указанных мероприятий шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.2-5).

В судебном заседании *** представитель истца *** действующая на основании доверенности от *** (л.д. 30), заявила ходатайство об изменении части требований и принятии измененных требований судом, с учетом изменений требований просит суд понудить ООО «Юргинский» организовать санитарно-защитную зону в установленном порядке скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***; понудить ООО «Юргинский» получить постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации об утверждении границ санитарно-защитной зоны на основании проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***; установить ответчику срок для проведения указанных мероприятий один год со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.48-49). Определением суда от *** измененные исковые требования приняты к рассмотрению (л.д.50-51).

В судебном заседании представитель истца *** поддержала исковые требования, мотивировав их следующим. На основании обращения гражданина З.Н.В. (вх. *** от ***), в отношении ООО «Юргинский» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 26 от *** В своем обращении З.Н.В. жаловался на близость места захоронения животных к населенному пункту и наличие запаха трупного яда.

В ходе проведения административного расследования для проверки доводов, изложенных в жалобе З.Н.В., был произведен осмотр скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский» (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 21 от ***), расположенного в ***. При осмотре установлено, что на территории фермы КРС ООО «Юргинский» и *** скотомогильник (биотермическая яма) для захоронения биологических отходов фермы. Скотомогильник функционирует *** г. Территория скотомогильника *** лиц. До ближайшей жилой застройки *** около ***. Специальная территория - санитарно-защитная зона вокруг скотомогильника не установлена, проект санитарно-защитной зоны не разработан, размер санитарно-защитной зоны не обоснован, отсутствуют данные об ориентировочном, либо установленном размере санитарно-защитной зоны скотомогильника в ***, что является нарушением п. 2.1, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация объектов», ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По данным нарушениям в отношении ООО «Юргинский» составлен протокол об административном правонарушении № 116 от *** Постановлением Юргинского городского суда от *** ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в качестве наказания назначен штраф в размере ***

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Как предусмотрено в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 2.1 СанПиН 2.2.112.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

В силу п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация объектов», проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Как предусмотрено п. 6.10. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных в Минюсте РФ 5 января 1996 г. № 1005, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Размер санитарно-защитной зоны определен п. 5.4 этих же Правил, от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

В силу ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружении и иных объектов», установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Согласно п.4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем 2, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

В целях обеспечения безопасности населения, неопределенного круга лиц, необходима установка с нанесением границ на территории *** санитарно-защитной зоны скотомогильника, поскольку он является источником воздействия на среду обитания. В соответствии с требованием п. 7.1.12 СанПиН скотомогильник с биологическими камерами, который расположен на территории *** относится ко 2 классу опасности и должен иметь санитарно-защитную зону ориентировочно 500 метров, либо она может быть уменьшена Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ до обоснованной. Ликвидировать существующий скотомогильник практически невозможно. Санитарно-защитная зона нужна и для закрытого скотомогильника, то есть в который уже не осуществляется захоронение. Намерение ООО «Юргински» купить крематорий не решает в данном случае проблемы отсутствия санитарно-защитной зоны вокруг существующего скотомогильника с биотермической ямой, который относится ко второму классу опасности. При этом крематор с однокамерной печью тоже должен иметь санитарно-защитную зону 500 метров.

Просит понудить Общество с ограниченной ответственностью «Юргинский» организовать санитарно-защитную зону в установленном порядке скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***, понудить ООО «Юргинский» получить постановление Главного государственного санитарного врача РФ либо Главного государственного санитарного врача субъекта РФ об утверждении границ СЗЗ на основании проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***. Установить Ответчику срок для проведения указанных мероприятий один год со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – ООО «Юргинский» ***., действующий на основании доверенности от *** (л.д. 11) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что скотомогильник, принадлежащий ООО «Юргинский», является скотомогильником с биологическими камерами и согласно пункта 7.1.12. СанПиНа относится к объектам 2 класса опасности, для которых установлена санитарно-защитная зона 500 метров. Однако, ООО «Юргинский» *** заключен договор поставки *** с ООО *** на покупку крематора *** в количестве одна штука, копия договора представлена. С приобретением крематора дальнейшая эксплуатация скотомогильника будет прекращена, захоронение в него будет прекращено, все отходы будут сжигаться. Если скотомогильник не эксплуатируется, то санитарно-защитная зона для него не нужна. Истцом подано заявление в суд в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц, которые попадают в предполагаемую 500-метровую санитарно-защитную зону скотомогильника можно установить, поэтому он определен. В связи с чем, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2006г. № 158, руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области (л.д. 34-39).

Таким образом, можно сделать вывод, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии с п. 10 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе, утвержденного приказом руководителя управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 26.09.2006г. № 167-А, территориальный отдел возглавляет начальник, который является Главным государственным санитарным врачом по городу Юрге, Юргинскому району (л.д. 40-44). На основании доверенности от *** (на л.д. 31) начальник Территориального отдела в городе Юрге и Юргинском районе *** обладает правом подписания искового заявления, предъявления его в суд, изменения предмета или основания иска от имени Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 2.1 СанПиН 2.2.112.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация объектов», введенных в действие постановлением от 25.09.2007 г. № 74 Главного государственного санитарного врача РФ, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружении и иных объектов», установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

Согласно п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем 2 классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Из п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» следует, что скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам класса 2, для которых устанавливается ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 500 м.

В соответствии с п. 5.4. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12. 1995 г. № 13-7-2/469, зарегистрированных в Минюсте РФ 5 января 1996 г. № 1005, определяются размеры санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; до скотопрогонов и пастбищ - 200 м; до автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

Таким образом, санитарными правилами, которые обязательны для выполнения юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, предусмотрено, что для скотомогильников с биологическими камерами (биотермических ям) должна быть установлена санитарно-защитная зона.

Из копии заявления З.Н.В. от *** начальнику ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в ***, следует, что в *** скотомогильник, принадлежащий ООО «Юргинский» находится на расстоянии *** *** (л.д. 6).

Наличие скотомогильника (биотермической ямы) в *** на территории фермы КРС, принадлежащего ООО «Юргинский» подтверждается копией ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) *** (л.д. 12-13).

Из копии протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица *** от *** (л.д. 22-23) следует, что в *** на территории фермы КРС ООО «Юргинский» и *** скотомогильник (биотермическая яма) для захоронения биологических отходов фермы. Скотомогильник функционирует с *** г. Территория скотомогильника ***. До ближайшей жилой застройки *** ***. Специальная территория - санитарно-защитная зона вокруг скотомогильника не установлена, проект санитарно-защитной зоны не разработан, размер санитарно-защитной зоны не обоснован, отсутствуют данные об ориентировочном, либо установленном размере санитарно-защитной зоны скотомогильника в ***, что является нарушением п. 2.1, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.***-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация объектов», ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По данному нарушению постановлением Юргинского городского суда от 14.05.2012г. (л.д. 24-25) ООО «Юргинский» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), в качестве наказания назначен штраф в размере ***.

Представитель ответчика ООО «Юргинский» в судебном заседании признал факт наличия указанного скотомогильника с биологическими камерами в ***, принадлежащего ООО «Юргинский», и не оспаривал отсутствие установленной санитарно-защитной зоны для данного скотомогильника.

При установленных судом обстоятельствах требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в г. Юрге и Юргинском районе в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ООО «Юргинский» организовать санитарно-защитную зону в установленном порядке скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***, понуждении ООО «Юргинский» получить постановление Главного государственного санитарного врача РФ либо Главного государственного санитарного врача субъекта РФ об утверждении границ СЗЗ на основании проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в *** и установлении срока для проведения указанных мероприятий один год со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ***, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ООО «Юргинский» о том, что с приобретением ООО «Юргинский» крематора дальнейшая эксплуатация скотомогильника будет прекращена, все отходы будут сжигаться, а если скотомогильник не эксплуатируется, то санитарно-защитная зона для него не нужна, не могут быть приняты судом, поскольку носят характер предположения и, при установленных судом обстоятельствах, не имеют юридического значения.

Суд также находит несостоятельной ссылку представителя ответчика на то, что круг лиц, в интересах которых обратилось в суд Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, возможно определить. Направляя в суд заявление в защиту гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в г. Юрге и Юргинском районе действовало в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Кроме того, установление санитарно-защитной зоны вокруг объекта не связано с проживанием конкретных граждан или использованием земельных участков в границах данной зоны. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта.

Поскольку решение суда состоялось в пользу истца с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере ***, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в *** и *** в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Юргинский» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Понудить ООО «Юргинский» организовать санитарно-защитную зону в установленном порядке скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***.

Понудить ООО «Юргинский» получить постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации об утверждении границ санитарно-защитной зоны на основании проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника фермы КРС ООО «Юргинский», расположенного в ***.

Установить ООО «Юргинский» срок для проведения указанных мероприятий до ***.

Взыскать с ООО «Юргинский» госпошлину в размере *** в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В.Королько

Решение в окончательной форме принято 18 июля 2012года