решение об удовлетворении заявленных требований



Дело № 2-1804/2012

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Королько Е.В.,

при секретаре Цариковой С.В.,

с участием:

заявителя Евдокимовой А.Б.,

представителя заинтересованного лица Обуховой И.В.

19 октября 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по заявлению Евдокимовой А.Б. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района об отказе в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику,

У С Т А Н О В И Л:

Евдокимова А.Б. обратилась в Юргинский городской суд с заявлением об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района об отказе в предоставлении ей льгот по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику (л.д.2-3).

Заявитель Евдокимова А.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в соответствии со ст. 9 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 года № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», как педагогический работник образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» пользовалась правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществлялось в виде компенсационной выплаты в размере 100 % данных расходов. 20 октября 2011 года ей была установлена *** группа инвалидности по общему заболеванию, в связи с чем, она приобрела право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как инвалид. В соответствии с п. 21 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2008 года № 571, гражданину, имеющему право на получение компенсации по нескольким федеральным законам, предоставляется одна компенсация по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Ее право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, работающему в сельской местности, закреплено ст. 55 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года. Право на предоставление мер социальной поддержки как инвалиду предоставлено в соответствии с Законом РФ № 181 ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной поддержке инвалидов в РФ» Таким образом, компенсация должна ей предоставляться по ее выбору. Однако, Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района своим решением, без ее заявления, с 01 января 2012 года лишили ее мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогического работника, работающего в сельской местности, в виде компенсационной выплаты в размере 100 % данных расходов. Ей предоставили меры социальной поддержки как инвалиду *** в виде компенсационной выплаты в размере 50 % данных расходов. Указанным решением нарушены ее права и имущественные интересы, так как на 50 % уменьшились компенсационные выплаты, чем существенно ухудшили ее положение. В феврале 2012 года она обращалась с заявлением в УСЗН Администрации Юргинского муниципального района, 27 февраля 2012 года ей было отказано, 14 сентября 2012 года она вновь обратилась в УСЗН с письменным заявлением с просьбой вернуть ей компенсационные выплаты как педагогическому работнику, но письменного ответа она не получила, ей выдали ксерокопию ответа от 27 февраля 2012 года. Считает решение УСЗН Администрации Юргинского муниципального района, об отказе в предоставлении ей льгот по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику незаконным и подлежащим отмене, просит обязать УСЗН Администрации Юргинского муниципального района произвести перерасчет компенсационных выплат с 01 января 2012 года и выплатить ей компенсационные выплаты как педагогическому работнику в полном объеме.

Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района Обухова И.В., действующая на основании доверенности от 19 октября 2012 года (л.д. 19), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя, сослалась на доводы, изложенные в письме УСЗН Администрации Юргинского муниципального района от 27 февраля 2012 года. Суду пояснила, что Евдокимова А.Б. относится к двум льготным категориям. Она является педагогическим работником образовательного учреждения, который работает в сельской местности, и имеет в связи с этим право на льготу в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» - пользоваться правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением данных мер социальной поддержки - компенсационной выплаты в размере 100 % данных расходов. Данные меры социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета. Также Евдокимова А.Б. является инвалидом *** группы по общему заболеванию и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», по которому компенсационная выплата определяется в размере 50 % данных расходов. Данные меры социальной поддержки финансируются за счет средств федерального бюджета. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» имеет большую юридическую силу, чем Закон Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», поэтому льгота предоставляется по федеральному закону. Согласно Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008г. № 57, предусмотрено право выбора льгот при наличии права на компенсацию по нескольким нормативным актам (законам) одного уровня, и не предусмотрено право выбора льгот, предусмотренных федеральным и областным законом. Просит суд отказать Евдокимовой А.Б. в удовлетворении ее требований.

Заслушав заявителя Евдокимову А.Б., представителя заинтересованного лица Обухову И.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя Евдокимовой А.Б. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Судом установлено, что заявитель Евдокимова А.Б. 14.09.2012 года обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района с заявлением о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» (л.д. 6).

Евдокимовой А.Б. на ее обращение от 14.09.2012 года выдали ксерокопию ответа Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района от 27 февраля 2012 года, которым Евдокимовой А.Б. отказано в предоставлении льготы как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности (л.д. 7).

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Как установлено в судебном заседании, Евдокимова А.Б., *** года рождения, проживающая в ***, *** (л.д. 5), работает *** (л.д. 15-19).

Согласно справке МСЭ *** от ***, Евдокимовой А.Б., *** года рождения, повторно установлена *** группа инвалидности на срок до *** (л.д. 13).

Согласно Удостоверению *** от *** Евдокимовой А.Б. ***, назначена пенсия по инвалидности с *** по ***, пенсия продлена с *** по *** (л.д. 14).

Из копии справки УСЗН Администрации Юргинского муниципального района от *** (на л.д. 8) следует, что Евдокимова А.Б., *** года рождения, адрес: *** *** действительно получала до 01.01.2012 года 100% компенсации по оплате отопления и электроснабжения в сумме *** ежемесячно, с 01.01.2012 года получает 50% компенсации по оплате водоотведения, горячего водоснабжения, отопления, холодного водоснабжения, электроснабжения в сумме *** ежемесячно.

В соответствии с п. «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 п. 5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Пунктом 30 ст.16 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абз. 3 п. 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Из изложенного следует, что Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ст. 9 Закона Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» закреплено право педагогических работников образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационных выплат в размере 100% данных расходов.

Согласно ст. 9.1 Закона Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» предусмотрены меры социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке инвалидами в виде предоставления снижения на 50% размеров оплаты жилья.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Таким образом, Евдокимова А.Б., одновременно являясь педагогическим работником и инвалидом, имеет право на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной как Законом Российской Федерации «Об образовании», так и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст.31 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Нормой п.8 ст. 10 Закона Кемеровской области от 17.01.2005г. № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг» закреплено, что гражданину (лицу), имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным вышеуказанным Законом, меры социальной поддержки устанавливаются по одному из них по выбору гражданина (лица).

Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов не следует, что педагог, одновременно являющийся инвалидом и получающий ежемесячную денежную выплату на основании ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не вправе выбрать меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник, установленную Законом Российской Федерации «Об образовании», которая по сравнению со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечивает более высокий уровень социальной поддержки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района в предоставлении с 01 января 2012 года Евдокимовой А.Б. льгот как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, является незаконным.

Согласно ч. 2 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с чем, суд полагает необходимым обязать Управление социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального района предоставить Евдокимовой А.Б. с 01 января 2012 года меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 января 2005 года № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», как педагогическому работнику образовательных учреждений, проживающему в сельской местности.

В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Евдокимовой А.Б. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района об отказе в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Евдокимовой А.Б. по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального района предоставить Евдокимовой А.Б. с 01 января 2012 года меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 января 2005 года № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг», как педагогическому работнику образовательных учреждений, проживающему в сельской местности.

Об исполнении данного решения сообщить в Юргинский городской суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Юргинского городского суда Е.В. Королько

Решение принято в окончательной форме 24 октября 2012 года

Судья Юргинского городского суда Е.В. Королько