Решение о понуждению к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.



Дело № 2-1740/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е

с участием представителя истца У.Р.К.С.Т.А.,

представителя ответчика М.Д.С.Р.Н.А.,

представителя ответчика М.Д.С. Б.Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ванюшиной Л.А.,

25 октября 2012 года

рассмотрел в г. Юрге в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.Р.К. к М.Д.С. М.Д.С. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л

У.Р.К. обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к М.Д.С. М.Д.С. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Уточнив исковые требования, истец просил понудить М.Д.С. увеличить уровень искусственной освещенности до ***: в игровой и приемной подготовительной группы, в игровой средней группы, в приемных старшей группы и 2-ой младшей группы; оборудовать теневые навесы на игровых площадках групп ***, ***. В туалетных комнатах детского учреждения установить дополнительное количество сантехоборудования в зависимости от наполняемости детей в группах. Для детей младшей группы установить дополнительно 1 умывальную раковину для взрослых, 2 детских унитаза. В туалете для старшей, средней групп установить дополнительно 1 умывальную раковину, из расчета 1 умывальник на 5 детей; 1 умывальную раковину для персонала, 3 унитаза из расчета 1 унитаз на 5 детей, кабинки для унитазов. При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на М.Д.С. Установить ответчику срок для проведения указанных выше мероприятий (л.д. 2-3, 16-17).

В судебном заседании представитель истца – У.Р.К. С.Т.А., действующая на основании доверенности *** от *** (л.д. 22), поддержала уточненные исковые требования. Суду пояснила, что *** должностным лицом Территориального органа У.Р.К. по *** в *** и ***, уполномоченным осуществлять государственное санитарно-эпидемиологический надзор, М.Д.С. выдано предписание ***. Ответчику предписывалось в срок до *** устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные при проведении плановой выездной проверки. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в период с *** по *** на основании распоряжения ***-то от *** руководителя У.Р.К. по *** проведена внеплановая выездная проверка выполнения Ответчиком предписания *** от ***. В ходе проведения надзорных мероприятий по проверке выполнения предписания *** от *** установлено, что Ответчиком не проведены следующие мероприятия: Теневые навесы на игровых площадках ***, *** недостаточной площади, на группах ***, *** вообще отсутствуют, не соответствуют п.3.9. СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Необходимо иметь на каждой игровой площадке теневой навес из расчета 2м2 на человека для защиты детей от солнца, осадков, ветра. Не увеличена искусственная освещенность в игровых подготовительной, средней групп, приемных подготовительной, 2-ой младшей, старшей групп, в соответствии с протоколом замеров *** от *** не соответствует таблице *** СанПиН *** «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Необходимо иметь искусственную освещенность *** для люминесцентных ламп и ламп накаливания в игровых и приемных групп. Количество сантехоборудования в туалетных комнатах старшей, средней, 2-ой младшей группы не дополнено (недостаточно унитазов, раковин для мытья рук в зависимости от наполняемости детей в группе), не соответствуют *** СанПиН ***. В туалетах по 2 унитаза и 4 раковины для мытья рук, 1 душевой поддон (в младшей 22 человека, средней-24 человека, старшей 20 человек). Необходимо иметь для детей младшей группы 4 умывальных раковины для детей, 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза. В туалете для старшей и подготовительной групп необходимо иметь 5 умывальных раковин из расчета 1 умывальник на 5 детей; 1 умывальную раковину для персонала, 5 унитазов из расчета 1 унитаз на 5 детей, кабинки для унитазов, душевой поддон. По данным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении *** от *** в отношении Ответчика, который в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ был направлен для рассмотрения Мировому судье судебного участка ***, ***. На основании ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации продукции. На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Как предусмотрено ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании п. 9.2 ст. 38 Устава *** организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В п. 3.23. ст. 49 Устава *** определено, что в собственности муниципального образования находится имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В настоящий момент часть мероприятий по предписанию выполнена, но значите6льная часть – не выполнена. Ответственность Администрации города определяется в соответствии с Уставом *** В собственности Муниципального образования находится имущество, предназначенное для обеспечения этого дошкольного образования. Собственными средствами дошкольное образование не располагает. Она просит понудить М.Д.С. совершить действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: увеличить уровень искусственной освещенности до *** в игровой и приемной подготовительной группы (группа ***), в игровой средней группы (группа ***), в приемных старшей группы (группа ***) и 2-ой младшей группы (группа ***); оборудовать теневые навесы на игровых площадках групп ***, ***. В туалетных комнатах детского учреждения установить дополнительное количество сантехоборудования в зависимости от наполняемости детей в группах. Для детей 2-ой младшей группы (группа ***) установить дополнительно 1 умывальную раковину для взрослых, 2 детских унитаза. В туалете для старшей (группа ***), средней групп (группа ***) установить дополнительно по одной умывальной раковине, из расчета 1 умывальник на 5 детей; по одной умывальной раковине для персонала, по 3 детских унитаза из расчета 1 унитаз на 5 детей, кабинки для унитазов. При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Муниципальное образование «Юргинский городской округ». Так как в городе существует большая очередь в дошкольные учреждения – около 2 тыс. человек, то она настаивает на максимально близком сроке выполнения исковых требований – ***, т.к. в начале ***. У.Р.К. придет в сад с очередной проверкой.

Представитель ответчика М.Д.С.Р.Н.А., действующая на основании постановления И.о. Главы города Юрги от *** *** «О приеме на работу» (л.д. 15), исковые требования признала. Она пояснила, что все группы в детском саду имеют номера: 2-я младшая - ***, старшая - ***, средняя группа - ***, подготовительная - ***. Количество детей в группах увеличилось, т.к. с *** оно было установлено от площади игровых комнат, а оборудование и оснащение садов осталось прежнее, денежных средств не хватает, требуются большие затраты. График мероприятий заложен в бюджете, все согласовано с начальником ***. Они произвели ремонт в подготовительной группе; на момент проверки, там и кабинки, и раковины и унитазы, все было установлено. Просит установить срок выполнения указанных в иске требований: по освещению – до ***, по ремонту туалетных комнат – до ***, а по теневым навесам – до ***. Предстоит выполнить большой объем работы, и реальный срок устранения всех недостатков – ***.

Представитель ответчика М.Д.С. Б.Е.В., действующая на основании доверенности от *** *** (л.д. 23), в судебном заседании признала уточненные исковые требования, пояснила, что бюджет города *** формируется сейчас, и будет принят в конце ***. Все детские дошкольные учреждения являются бюджетными, находятся на балансе города; финансирование осуществляется ***. Подобных исков много, денежных средств требуется большое количество, т.к. одно туалетное помещение обходится в ***. На данный сад требуется средств больше миллиона рублей. Поэтому просит установить максимальный срок исполнения исковых требований: по освещению – до ***, по ремонту в туалетных комнатах – до ***, а по теневым навесам – до ***.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что У.Р.К. обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно воспитанников – к М.Д.С. в целях защиты их жизни и здоровья.

Из копии распоряжения (приказа) руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от *** ***-ТО видно, что У.Р.К. в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ *** ФЗ от *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было рекомендовано провести внеплановую проверку в период с *** по *** в отношении М.Д.С. (л.д. 4-5).

В соответствии с Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *** от ***, составленному должностным лицом У.Р.К., в ходе проведенной плановой выездной проверки М.Д.С. были выявлены нарушения требований СанПиН ***Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Нарушены требования п. *** указанного СанПиНа, а именно: Провести четкое разделение между игровыми площадками, не соответствует требованиям п. 3.1. СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до ***; Установить теневые навесы на игровых площадках в соответствии с требованиям ***. в срок до ***; Песочницы на игровых площадках оборудовать закрывающимися крышками, не соответствует требованиям *** СанПиН *** в срок до ***; Оборудовать физкультурную площадку, не соответствует требованиям *** СанПиН *** в срок до ***; Ограждение на отопительных приборах заменить на материалы соответствующие, санитарным нормам, нарушается п. *** Проводить проветривание в группах согласно графика, установить на отопительной системе краны с регуляторами, не соответствует прил. ***, п. *** СанПиН *** в срок до ***; Увеличить искусственную освещенность в игровых - подготовительной, средней группы, приемных -подготовительной, 2-ой младшей, старшей групп, не соответствуют *** «Гигиенические требования к естественном, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в срок до ***; Установить достаточное количество сантехоборудования в туалетных комнатах, не соответствует п.***. в срок до ***; Установить оборудование пищеблока исключив возможность контакта сырых и вареных продуктов, не соответствует п***СанПиН ***. в срок до ***; Заменить разделочный стол для вареной продукции, не соответствует п***.СанПиН ***. в срок до ***; Заменить стеллаж для хранения кухонной посуды, не соответствует п.***.СанПиН ***. в срок до ***; Выполнять натуральные нормы питания по яйцу, овощам, фруктам, сухофруктам, крупам, маслу растительному, кондитерским изделиям, не соответствует прил. ***,таблица *** СанПиН ***; Решить вопрос в административном порядке о снабжении детского сада мясом (говядина), не соответствует СанПиН *** прил. ***,таблица ***; Соблюдать технологию приготовления 1-х блюд, не соответствует требованиям СанПиН *** «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» в срок с *** и постоянно (л.д. 8-9).

По результатам проверки установлено, что в установленный срок требования, изложенные в Представлении, выполнены не в полном объеме. Согласно копии акта проверки У.Р.К. *** от ***, при проверке выполнения предписания *** от *** выявлено: Теневые навесы на игровых площадках недостаточной площади, на группах ***, *** вообще отсутствуют, не соответствуют п. *** СапПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Не увеличена искусственная освещенность в игровых подготовительной, средней групп, приемных подготовительной, 2-ой младшей, старшей групп, в соответствии с протоколом замеров ***, ***, не соответствует *** СанПиН *** «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Количество сантехоборудования в туалетных комнатах старшей, средней, 2-ой младшей группы не дополнено (недостаточно унитазов, раковин для мытья рук в зависимости от наполняемости детей в группе, не соответствуют п. *** СанПиН ***. Ограждение на отопительных приборах не заменены на материалы соответствующие санитарным нормам, не соответствует *** СанПиН *** (л.д. 6-7).

По данным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении *** от *** в отношении Ответчика М.Д.С. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 10).

Из сообщения У.О. от *** *** видно, что по поступившему исковому заявлению по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении М.Д.С. финансирование выполнения нижеуказанных мероприятий включено в проект бюджета *** и плановый перио***.. Увеличение освещенности в группах и приемных – *** Оснащение туалетных комнат необходимым санитарно-техническим оборудованием (по СанПиН) *** Установка теневых навесов (4 штуки) – *** (л.д. 24).

На основании ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу п. 1 ст. 28 указанного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН ***Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Пунктом *** СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» предусмотрено, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть ***, высота ограждения кабины - ***), не доходящая до уровня пола на ***

В соответствии с п. 3.9, п. 3.9.1 утвержденных Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом РФ от *** *** Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Об утверждении СанПиН 2.***-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (в ред. Изменений ***, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** ***), Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее *** Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее *** от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.

Согласно данным «Гигиенических требований к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» Санитарных правил и норм СанПиН *** (в ред. Изменений и дополнений ***, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** ***), в приемных, раздевальных, групповых помещениях детских дошкольных учреждений предусмотрен показатель естественного, искусственного и совмещенного освещения, равный 200 люкс.

Как видно из представленных материалов и не оспаривается ответчиками, М.Д.С. вышеуказанные требования санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов не были соблюдены; требования Представления У.Р.К. в полном объеме до настоящего времени не устранены.

Таким образом, несоответствие нормативам имеющейся искусственной освещенности в игровых, приемных групп, отсутствие достаточного количества санитарных узлов и раковин в туалетных комнатах указанных в исковом заявлении групп, отсутствие теневых навесов на игровых площадках создают реальную опасность для жизни и здоровья малолетних детей, посещающих данное дошкольное учреждение. Несоблюдение установленных санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью малолетних, персоналу учреждения.

Указанные выше обстоятельства подтверждают обоснованность исковых требований, поэтому исковые требования У.Р.К. подлежат удовлетворению.

Согласно Уставу М.Д.С. является муниципальной некоммерческой бюджетной организацией, учредителем учреждения является ***, имущество учреждения находится в муниципальной собственности на праве оперативного управления, финансирование учреждения осуществляется в виде субсидий из местного бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Таким образом, суд считает обоснованным требование истца о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика – Ю.Г.О. из средств муниципального бюджета при недостаточности денежных средств, находящихся у М.Д.С.», для выполнения мероприятий по увеличению уровня искусственной освещенности, по оборудованию теневых навесов на игровых площадках, оборудованию помещений санитарно-техническим оборудованием.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ ( т.к. указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая доводы ответчиков, суд считает возможным установить следующие сроки для выполнения требований У.Р.К.: увеличить уровень искусственной освещенности до ***: в игровой и приемной подготовительной группы (группа ***), в игровой средней группы (группа ***), в приемных старшей группы (группа ***) и 2-ой младшей группы (группа ***) – в срок до ***; оборудовать теневые навесы на игровых площадках групп *** (старшая группа) и *** (средняя группа) – в срок до ***. Установить в туалетных комнатах дополнительно: во *** (группа ***) – два детских унитаза, одну умывальную раковину для взрослых – в срок до ***; в старшей группе (группа ***), средней группе (группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по три детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***.

Поскольку У.Р.К. по заявлениям, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в защиту прав неопределенного круга потребителей, освобожден от уплаты государственной пошлины ( согласно п.п. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ), а данное решение состоялось в пользу истца, то с ответчика на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере *** ( п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ – как заявление неимущественного характера).

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования У.Р.К. в интересах неопределенного круга лиц к М.Д.С.», к М.Д.С. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать М.Д.С.» совершить действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства:

- Увеличить уровень искусственной освещенности до ***: в игровой и приемной подготовительной группы (группа ***), в игровой средней группы (группа ***), в приемных старшей группы (группа ***) и 2-ой младшей группы (группа ***) – в срок до ***;

- Оборудовать теневые навесы на игровых площадках групп *** (старшая группа) и *** (средняя группа) – в срок до ***;

- Установить в туалетных комнатах дополнительно:

- во *** (группа ***) – два детских унитаза, одну умывальную раковину для взрослых – в срок до ***;

- в старшей группе (группа ***), средней группе (группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по три детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***.

При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на М.Д.С.

Взыскать с М.Д.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись (Иванова Л.А.)

Решение в окончательной форме принято 26 октября 2012 года.