Дело № 2-1739/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юргинский городской суд Кемеровской области в с о с т а в е Председательствующего судьи Ивановой Л.А., с участием представителя истца У.Ф.С. – М.Т.А., представителя ответчика М.Д.С. – Д.В.В., представителя ответчика М.Д.С. Б.Е.В., при секретаре судебного заседания Ванюшиной Л.А., 25 октября 2012 года рассмотрел в г. Юрге в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.Ф.С. в интересах неопределенного круга лиц к М.Д.С. М.Д.С. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, у с т а н о в и л Истец У.Ф.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к М.Д.С., М.Д.С. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Просил понудить М.Д.С. установить в туалетной комнате для детей младшей группы дополнительно 1 умывальную раковину для взрослых, 1 детский унитаз. В туалете для старшей, двух средних, подготовительной групп установить дополнительно 1 умывальную раковину из расчета 1 умывальник на 5 детей; 1 умывальную раковину для персонала, 2 унитаза из расчета 1 унитаз на 5 детей, кабинки для унитазов. При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Ю.Г.О. Установить срок для проведения указанных мероприятий (л.д. 2-3). В судебном заседании представитель истца – У.Ф.С. М.Т.А., действующая на основании доверенности ***-*** от *** (л.д. 20), поддержала исковые требования, в их обоснование пояснила следующее. *** должностным лицом У.Ф.С., уполномоченным осуществлять государственное санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание *** от *** М.Д.С. Ответчику предписывалось в срок до *** устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные при проведении плановой выездной проверки. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в период с *** по *** на основании распоряжения ***-то от *** руководителя У.Ф.С. проведена внеплановая выездная проверка выполнения Ответчиком предписания *** от ***. В ходе проведения надзорных мероприятий по проверке выполнения предписания *** от *** установлено, что Ответчиком не проведены следующие мероприятия - В туалетных комнатах 5-ти групп- недостаточное количество сантехоборудования (установлено только по 3 унитаза, 4 раковины для мытья рук, отсутствует раковина для взрослых, а списочный состав в 2-х средних группах по 24 человека, в 1-ой младшей - 20 человек, в подготовительной -24 человека, в старшей- 24 человека, что не соответствует п.*** п.*** СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Детские унитазы в туалетной комнате старшей группы не оборудованы закрывающимися кабинами, не соответствует п.*** СанПиН ***. Необходимо иметь для детей младшей группы 4 умывальных раковины для детей, 1 умывальная раковина для взрослых, 4 детских унитаза. В туалете для старшей и подготовительной групп необходимо иметь 5 умывальных раковин из расчета 1 умывальник на 5 детей; 1 умывальную раковину для персонала, 5 унитазов из расчета 1 унитаз на 5 детей, кабинки для унитазов, душевой поддон. По данным нарушениям был составлен протокол об административном правонарушении *** от *** в отношении Ответчика, который в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ был направлен для рассмотрения Мировому судье судебного участка *** ***. На основании ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации продукции. На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Как предусмотрено ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании п. 9.2 ст. 38 Устава Ю.Г.О., *** организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В п. 3.23. ст. 49 Устава Ю.Г.О. определяет, что в собственности муниципального образования находится имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. В силу ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Собственными средствами дошкольное образование не располагает. Она просит понудить М.Д.С. совершить действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: установить в туалете для детей младшей группы дополнительно одну умывальную раковину для взрослых, один детский унитаз. В туалете для старшей, двух средних и подготовительной групп установить дополнительно по одной умывальной раковине (из расчета один умывальник на 5 детей); по одной умывальной раковине для взрослых, по два детских унитаза ( из расчета один унитаз на 5 детей), кабинки для унитазов. Просит установить срок для исполнения данных требований не позднее конца 2013-2014 г.. При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию этих мероприятий на Ю.Г.О. Представитель ответчика М.Д.С. – Д.В.В., действующая на основании постановления И.о. Главы г. Юрги от *** *** «О приеме на работу» (л.д. 13), исковые требования признала. Она пояснила, что все группы в детском саду имеют номера: *** - ***, старшая - ***, средние группы - *** и ***, подготовительная - ***. Количество детей в группах увеличилось, т.к. было установлено от площади игровых комнат, а оборудование и оснащение садов осталось прежнее, денежных средств не хватает, требуются большие затраты. График мероприятий заложен в бюджете, все согласовано с начальником У.Ф.С. образованием. Просит установить срок выполнения указанных в иске требований – по группам *** и *** – до ***, а по группам *** – до ***. Представитель ответчика Ю.Г.О. Б.Е.В., действующая на основании доверенности от *** *** (л.д. 21), в судебном заседании признала исковые требования, пояснила следующее. Бюджет города на *** формируется сейчас, и будет принят в конце ***. Все детские дошкольные учреждения являются бюджетными, находятся на балансе города. Подобных исков много, денежных средств требуется большое количество, т.к. одно туалетное помещение обходится в ***. На данный сад требуется средств больше миллиона рублей. Поэтому просит установить срок исполнения исковых требований по всем группам до конца *** Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что У.Ф.С. обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно воспитанников – к М.Д.С.» в целях защиты их жизни и здоровья. Из копии распоряжения (приказа) руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от *** *** видно, что У.Ф.С. службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в лице У.Ф.С. в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ *** ФЗ от *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было рекомендовано провести внеплановую проверку в период с *** по *** в отношении М.Д.С. (л.д. 4-5). В соответствии с предписанием *** от ***, составленным должностным лицом У.Ф.С. в ходе проведенной плановой выездной проверки М.Д.С. были выявлены нарушения требований СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». А именно нарушены требования п. *** указанного СанПиНа, отраженные в акте проверки: устранить выявленные нарушения в срок до ***: дополнить игровым оборудованием игровую площадку *** младших групп, что не соответствует требованиями п. ***; песочницы игровых площадок оборудовать закрывающимися крышками, что не соответствует требованиям п. *** СанПиН ***; установить достаточное количество сантехприборов в туалетных комнатах в соответствии с наполняемостью групп, не соответствует п. ***. СанПин ***, п. *** СанПин *** туалетную комнату старшей группы оборудовать закрывающимися кабинетами; не соответствует п. *** СанПиН *** (л.д. 9). По результатам проверки установлено, что в установленный срок требования, изложенные в Предписании, выполнены не в полном объеме. Согласно копии акта проверки У.Ф.С. ***-*** от ***, при проверке выполнения предписания *** от *** выявлено: В туалетных комнатах *** – недостаточное количество сантехоборудования (установлено только по 3 унитаза, 4 раковины для мытья рук, отсутствует раковина для взрослых, а списочный состав в *** по 24 человека, в *** -20 человек, в подготовительной – 24 человека, в старшей – 24 человека), не соответствует п. *** п. *** СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Детские унитазы в туалетной комнате старшей группы не оборудованы закрывающимися кабинками, не соответствует п. *** СанПиН *** (л.д. 6-7). По данным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении *** от *** в отношении Ответчика о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 8). Из копии ходатайства И.о. заведующей М.Д.С. от *** исх. *** на имя начальника У.Ф.С. видно, что в результате проверки органом государственного контроля было выдано предписание *** от ***, в котором предписывается устранить выявленные нарушения в срок до ***. В результате выполнен один пункт предписания силами учреждения – это оборудование песочниц закрывающимися крышками (3 брезентовых схемных крышки) на круглые песочницы и 3 съемные деревянные крышки. Они обращались с ходатайством (исходящий *** от ***) в У.Ф.С. о выделении денежных средств на устранение указанных замечаний, но до настоящего времени средств выделено не было. В связи с тем, что учреждение в соответствии с учредительными документами и действующим законодательством является бюджетным учреждением, его финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из местного бюджета на основании утвержденных смет, поэтому устранить остальные нарушения не представлялось возможным в данное время (л.д. 14). Согласно плану-графику устранения замечаний У.Ф.С. в рамках подготовки образовательных учреждений *** к новому *** учебному году видно, что М.Д.С. не устранил требования, изложенные в предписании У.Ф.С., а именно, дополнить игровым оборудованием игровую площадку *** младших групп, что не соответствует требованиями п. ***. СанПиН *** песочницы игровых площадок оборудовать закрывающимися крышками, что не соответствует требованиям п. *** СанПиН ***; установить достаточное количество сантехприборов в туалетных комнатах и наполняемость групп, не соответствует п. *** СанПин ***, п. *** СанПин ***; туалетную комнату старшей группы оборудовать закрывающимися кабинетами не соответствует п. *** СанПиН *** (л.д. 15-16). Из копии ходатайства М.Д.С. от *** *** на имя начальника У.Ф.С. Т.Т.М. видно, что И.о. заведующей М.Д.С. М.Т.В. просит рассмотреть возможность и изыскать средства для устранения таких нарушений как: обеспеченность санитарно-техническим оборудованием по группам, в наличии 3-4 умывальника, 3 унитаза, что не соответствует п. *** СанПин ***, необходимо добавить в каждую группу по 2 унитаза и по 1-2 раковины, туалеты не оборудованы закрывающимися кабинами. Кроме того устаревшие бочки для смыва находятся в аварийном состоянии, металл в них прогнил, что периодически приводит к затоплению группы на первом этаже. Капитальный ремонт не осуществлялся с момента открытия учреждения. *** открыто в ***. Просит изыскать возможность по дополнению игровых площадок *** игровым оборудованием (л.д. 17). Из сообщения У.Ф.С. на имя начальника территориального отдела У.Ф.С. от *** *** видно, что У.Ф.С. образования рассмотрено Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *** от *** в отношении должностного лица – М.Т.В., заведующего М.Д.С. В целях устранения указанных в Представлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в М.Д.С. разработан план мероприятий, с указанием срока исполнения. При поступлении финансирования данные замечания будут устранены в период *** (л.д. 18). На основании ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В силу п. 1 ст. 28 указанного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Пунктом *** СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» предусмотрено, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м, высота ограждения кабины - *** (от пола), не доходящая до уровня пола на *** Пунктом *** СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» предписано, что стены помещений пищеблока, буфетных, кладовой для овощей, охлаждаемых камер, моечной в помещении с ванной-бассейном, постирочной, гладильной и туалетных следует облицовывать глазурованной плиткой или аналогичным материалом, безвредным для здоровья детей, на высоту 1,5 м; в заготовочной пищеблока и залах с ваннами бассейна - на высоту 1,8 м для проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Как видно из представленных материалов и не оспаривается ответчиками, М.Д.С. вышеуказанные требования санитарных норм не были соблюдены, требования Предписания истца в полном объеме не устранены. Таким образом, несоответствие достаточного количества санитарных узлов и умывальных раковин в туалетных комнатах групп №, ***, *** создают реальную опасность для жизни и здоровья малолетних детей, посещающих данное дошкольное учреждение. Несоблюдение установленных санитарных требований может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью малолетних, персоналу учреждения. Указанные выше обстоятельства подтверждают обоснованность исковых требований, поэтому исковые требования У.Ф.С. подлежат удовлетворению. Согласно Уставу М.Д.С. является муниципальной некоммерческой бюджетной организацией, учредителем учреждения является Ю.Г.О. имущество учреждения находится в муниципальной собственности на праве оперативного У.Ф.С., финансирование учреждения осуществляется *** в виде субсидий из местного бюджета. В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Таким образом, суд считает обоснованным требование истца о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика – Ю.Г.О. из средств муниципального бюджета в части недостаточности денежных средств, находящихся у М.Д.С. по выполнению мероприятий по оборудованию помещений санитарно-техническим оборудованием. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ ( т.к. указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая доводы ответчиков, суд считает возможным установить следующие сроки для выполнения требований У.Ф.С.: установить в туалетных комнатах дополнительно: во *** (группа ***) – один детский унитаз, одну умывальную раковину для взрослых – в срок до ***; в средней группе (группа ***), в подготовительной группе (группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по два детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***; в старшей группе ( группа ***), средней группе (группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по два детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***. Поскольку Истец У.Ф.С. по заявлениям, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в защиту прав неопределенного круга потребителей, освобожден от уплаты государственной пошлины ( согласно п.п. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ), а данное решение состоялось в пользу истца, то с ответчика на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере *** ( п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ – как заявление неимущественного характера). На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования У.Ф.С. в интересах неопределенного круга лиц к М.Д.С. к Ю.Г.О. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. Обязать М.Д.С. совершить действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: - Установить в туалетных комнатах дополнительно: - во *** (группа ***) – один детский унитаз, одну умывальную раковину для взрослых – в срок до ***; - в средней группе ( группа ***), в подготовительной группе ( группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по два детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***; - в старшей группе ( группа ***), средней группе (группа ***) – по одной умывальной раковине для детей, по одной умывальной раковине для взрослых, по два детских унитаза, кабинки для унитазов – в срок до ***. При недостаточности собственных денежных средств у М.Д.С. возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Ю.Г.О. Взыскать с М.Д.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере *** Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись (Иванова Л.А.) Решение в окончательной форме принято 26 октября 2012 года.