23 декабря 2011 года г. Юрга Судья Юргинского городского суда Кемеровской области Чернышева Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора по пожарному надзору г. Юрги от 23 ноября 2011 года. У С Т А Н О В И Л : Управление жилищно - коммунального хозяйства г. Юрги (далее- УЖКХ г. Юрги) обратилось в суд г. Юрги с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора по пожарному надзору г. Юрги от 23 ноября 2011 года. 18 ноября 2011 года, в 10 часов 30 минут в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Юрга, ул. Ленинградская,31 переданного в оперативное управление УЖКХ г. Юрги (на основании распоряжения муниципального образования «Юргинский городской округ» КУМИ г. Юрги) в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной государственным инспектором по пожарному надзору Золотухиным С.Е.., выявлены нарушения требований пожарной безопасности:. ППБ 01-03 п.п.40; 53 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных Министром по делам ГО и ЧС 18.06.2003г. зарегистрированных в МЮ РФ 27.06.2003г.№4838; НПБ 104-03 таблица 2 п.19 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г., а именно: здание, помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре два этажа (ж/д коридорного типа) и не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше здания. По результатам проверки государственным инспектором г. Юрги по пожарному надзору Золотухиным С.Е. был составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.11., в соответствии с которым в действиях( бездействии) УЖКХ содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.20.4 ч.1 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности. За совершение данного административного правонарушения постановлением главного государственного инспектора г. Юрга по пожарному надзору Желудковым И.А. от 23.11.11. УЖКХ г. Юрги было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей. В связи с несогласием с принятым решением УЖКХ Г. Юрги обратилось в суд с жалобой. Как в жалобе, так и в судебном заседании представитель УЖКХ г. Юрги - Осипова Ю.Б. выразила несогласие с решением, просит постановление от 23.11.11. о назначении административного наказания отменить. Доводы жалобы мотивировала следующим. Распоряжением КУМИ г. Юрги от 30.04.2008 за № 343 «О передаче в оперативное управление» за реестровым № 8426 здание по ул. Ленинградская, 31 было передано в оперативное управление УЖКХ г. Юрги. В соответствии с Положением об Управлении (п.2.9) УЖКХ г. Юрги организует содержание муниципального жилищного фонда (т.е. муниципальных жилых помещений). Здание по ул. Ленинградской,31 имеет 4 этажа, помещения первого и второго этажей являются нежилыми и находятся в частной собственности физических и юридических лиц, помещения третьего и четвертого этажей являются жилыми и находятся в муниципальной собственности. На основании отрытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведенного Администрацией города Юрги (протокол открытого конкурса № 2009-ГОК/2 от 13 июля 2010 г.), в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» - управление многоквартирным домом по ул. Ленинградская, 31 осуществляет управляющая организация МУП УК г. Юрги «Город». Условия открытого конкурса и подписанный МУП УК г. Юрги «Город» проект договора не содержит обязательств по выполнению работ по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре, т.е. данные работы не включены в перечень работ, выполняемых за счет тарифа для населения. Устройство системы оповещения управления эвакуацией при пожаре приводит к изменениям в системе электроснабжения дома и требует внесения изменений в проектную документацию здания, что подпадает под понятие реконструкции дома. На основании пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ проведение работ по реконструкции дома должно быть санкционировано решением общего собрания собственников помещений, принятым квалифицированным большинством голосов (2/3). Управляющая организация должна была поставить в известность УЖКХ г. Юрги и собственников нежилых помещений по ул. Ленинградская, 31 о необходимости проведения мероприятий по пожарной безопасности и определения финансирования. В УЖКХ г. Юрги не поступало обращений МУП УК г. Юрги «Город» об устройстве системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, предписания надзорных органов о выполнении мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, указанных в определении УЖКХ не получало. Следовательно, УЖКХ г. Юрги не имело информации о необходимости проведения мероприятий по пожарной безопасности. Поскольку, здание по ул. Ленинградской, 31 построено и сдано в эксплуатацию в 1952 году, то есть до принятия указанного в протоколе акта- Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)". Во время строительства и сдачи в эксплуатацию здания действовал Приказ председателя Госстроя СССР от 27 января 1951 года № 10 «Об утверждении противопожарных норм строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» (отменен Пост. Госстроя СССР 18.05.1970 №59). Принятые позднее постановлением Госстроя СССР от 16 сентября 1970г. противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений не содержали положение о системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СНиП П-А.5-70). Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 2-го типа (жилые дома коридорного типа п. 19 табл. 2 НПБ 104-03) представляет собой ручное включение системы звукового оповещения из специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Устройство звукового сигнала и световых указателей «Выход» в здании по ул. Ленинградской, 31 не обеспечит автоматического обнаружение пожара, а их отсутствие не может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (имеются нанесенные В соответствии с действующим законодательством, УЖКХ г. Юрги не подлежит привлечению к ответственности по ч.4. ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. - здание по ул. Ленинградской,31 запроектировано, построено и введено в Государственный инспектор г.Юрги по пожарному надзору Андреев М.Ю. не согласился с доводами жалобы, пояснил следующее. Определением о возбуждении административного дела от 03.11.2011г государственным инспектором г.Юрги по пожарному надзору Золотухинм СЕ. в отношении Управления ЖКХ г.Юрги было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). По результатам административного расследования 23.11.2011г. Управление ЖКХ г.Юрги по адресу г.Юрга ул.Ленинградская, 31 было привлечено к административной ответственности в виде минимального штрафа 150.000 рублей (постановление№362 от 23.11.2011г.). Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313. Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Дом по ул.Ленинградская,31 распоряжением КУМИ г.Юрги передан Управлению ЖКХ г.Юрги в оперативное управление. 3-й и 4-й этажи дома являются муниципальными. В соответствие с положением об УЖКХ г.Юрги управление организует содержание муниципального жилого фонда. Требования по оборудованию зданий и помещений коридорного типа, изложены в нормах пожарной безопасности НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003г. №323 согласованные с Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003г. №4837. Данные нормы устанавливают типы систем оповещения и перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В нормах не указано, что они действуют на стадиях проектирования, строительства и реконструкции зданий. Оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не требует внесения изменений в проектную документацию здания и не может подпадать под понятие реконструкции, так как не несет значительной силовой нагрузки и имеет резервный источник питания. Также не требует внесение, каких либо конструктивных изменений в здании. Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре может привести к угрозе жизни и здоровья людей, так как жилая часть здания имеет коридорный тип расположения квартир, что способствует быстрому распространению опасных факторов пожара по путям эвакуации и не обеспечивает своевременную эвакуацию жильцов из здания. В случае возникновения пожара электроосвещение может быть обесточено, отсутствие автономных световых табло «ВЫХОД» (которые входят в систему оповещения) не обеспечивает быстрое нахождение эвакуационных выходов в темное время суток. Исходя из вышеизложенного отдел НД г.Юрги считает постановление №362 о назначении административного наказания от 23.11.2011г., вынесенное главным государственным инспектором г.Юрги по пожарному надзору Желудковым И. А. в отношении Управления жилищно-коммунальным хозяйством г.Юрги, законным и обоснованным. Судья, заслушав представителя УЖКХ г. Юрги Осипову Ю.Б., инспектора Андреева М.Ю., исследовав представленные материалы, приходит к следующему. Определением о возбуждении административного дела от 03.11.2011г государственным инспектором г.Юрги по пожарному надзору Золотухиным С.Е. в отношении Управления ЖКХ г.Юрги было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). По результатам административного расследования 23.11.2011г. Управление ЖКХ г.Юрги по адресу г.Юрга ул.Ленинградская, 31 было привлечено к административной ответственности в виде штрафа 150.000 рублей (постановление№362 от 23.11.2011г.). Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313. Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Дом по ул.Ленинградская,31 распоряжением КУМИ г.Юрги передан Управлению ЖКХ г.Юрги в оперативное управление. 3-й и 4-й этажи дома являются муниципальными. В соответствие с положением об УЖКХ г.Юрги управление организует содержание муниципального жилого фонда. Требования по оборудованию зданий и помещений коридорного типа, изложены в нормах пожарной безопасности НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003г. №323 согласованные с Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003г. №4837. Данные нормы устанавливают типы систем оповещения и перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В нормах не указано, что они действуют на стадиях проектирования, строительства и реконструкции зданий. Оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не требует внесения изменений в проектную документацию здания и не может подпадать под понятие реконструкции, так как не несет значительной силовой нагрузки и имеет резервный источник питания. Также не требует внесение, каких либо конструктивных изменений в здании. Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре может привести к угрозе жизни и здоровья людей, так как жилая часть здания имеет коридорный тип расположения квартир, что способствует быстрому распространению опасных факторов пожара по путям эвакуации и не обеспечивает своевременную эвакуацию жильцов из здания. В случае возникновения пожара электроосвещение может быть обесточено, отсутствие автономных световых табло «ВЫХОД» (которые входят в систему оповещения) не обеспечивает быстрое нахождение эвакуационных выходов в темное время суток. Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На основании изложенного суд приходит к выводу, что государственный инспектор по пожарному надзору сделал правильные выводы о ответственности УЖКХ г. Юрги за нарушение требований пожарной безопасности дома по ул. Ленинградская - 31 г. Юрга, поскольку указанный дом распоряжением КУМИ г.Юрги передан Управлению ЖКХ г.Юрги в оперативное управление. 3-й и 4-й этажи дома являются муниципальными. ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В соответствие с положением об УЖКХ г.Юрги управление организует содержание муниципального жилого фонда, является ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности указанного дома, помещения которого не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (ж/д коридорного типа) многоквартирного жилого дома. Доводы представителя УЖКХ Осиповой Ю.Б. о том, что УЖКХ г. Юрги не подлежит привлечению к ответственности по ч.4. ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. - здание по ул. Ленинградской,31 запроектировано, построено и введено в эксплуатацию в 1952 году в соответствии с действовавшими ранее нормами, в отношении здания требования нормативных документов по пожарной безопасности, введенных в действие после 1952 года не распространяются (ненадлежащий объект), поскольку требования по оборудованию зданий и помещений коридорного типа, изложены в нормах пожарной безопасности НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003г. №323 устанавливают типы систем оповещения и перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В нормах не указано, что они действуют только на стадиях проектирования, строительства и реконструкции зданий, следовательно эти нормы распространяются и на здания, находящиеся в эксплуатации, независимо от времени введения их в эксплуатацию. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5 п. 2, 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Жалобу Управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Юрги на постановление об административном правонарушении государственного инспектора по пожарному надзору г. Юрги от 23 ноября 2011 года о наложении административного штрафа в размере 150 000 рублей – оставить без удовлетворения,, а постановление о назначении административного наказания от 23 ноября 2011 года - без изменения. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд, в течение 10 суток с момента получения или вручения копии настоящего решения. Судья
эксплуатацию в 1952 году в соответствии с действовавшими ранее нормами, в отношении здания требования нормативных документов по пожарной безопасности, введенных в действие после 1952 года не распространяются (ненадлежащий объект), отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре 2-го типа не может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Просит суд отменить постановление инспектора как незаконное, так как их вины в совершении административного правонарушения нет.